Личное дело: историк Людмила Светова – о музыкальных инструментах XIX века
С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.
Старший научный сотрудник Отдела по работе с посетителями Людмила Владимировна Светова рассказывает о музыкальных инструментах в интерьерной экспозиции Музейно-выставочного центра «Дом Поклевских-Козелл»: рояле и фисгармонии.
Рояль в корпусе из орехового дерева – приблизительно начала XX века выпуска. Он произведен крупнейшей русской дореволюционной фортепианной фирмой «Беккер». Эта фабрика – поставщик двора «Его Императорского Величества» – была основана в 1841 году.
В XIX веке и рояль, и фисгармония были самыми «популярными» инструментами. Домашнее музицирование было немыслимо без рояля или пианино, а уроки Закона Божьего во всех учебных заведениях – без сопровождения фисгармонии. Пожалуй, самое большое количество произведений создано для фортепиано – так называют и рояль, и пианино.
В 1709 году итальянец Бартоломео Христофори создал инструмент, который относится к клавишно-ударным по типу звукоизвлечения. Нажимая клавишу, молоточек механизма «ударяет по струнам и воспроизводятся звуки: громкие (форте) и тихие (пиано)»; отсюда и название – фортепиано.
Рояль (переводится как «королевский») имеет такую оригинальную форму благодаря механике. Длинный «хвост» – от длины струн: самые длинные – низкие, самые короткие – высокие. Каждая струна «натянута» на металлический стержень – колок, закрепленный на деревянной доске-деке, которая укреплена чугунной рамой. Вес чугунной рамы может доходить до 200 килограмм. В концертных залах для акустического эффекта верхнюю над струнами крышку открывают, и тогда рояль становится похож на фрегат, летящий под парусами по бескрайнему музыкальному океану.
Фисгармония – инструмент клавишно-духовой, с пневматическим механизмом. Часто ее называют миниатюрным органом. Ножные педали нагнетают воздух, приводят в «движение» пневматический механизм, а клавиши при нажатии воспроизводят звуки. Изобретение фисгармонии в 1810 году приписывают французу Гренье.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции
Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»
Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше
Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века
Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса»
Археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала
Искусствовед Валерия Зубченко – о работе Эрнста Неизвестного «Рука (пресс-папье)»
Историк Вячеслав Богданов – о семейной фотографии изобретателя радио А. С. Попова
Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сфера в сфере»
Искусствовед Галина Манжола – о резной красоте купеческого дома Агафуровых