Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»

С конца марта по 13 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов различных отделов рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Ведущий научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного Лев Фадеев рассказывает о скульптуре Мастера «Бертран де Борн».

Небольшую бронзовую скульптур «Бертран де Борн» Эрнст Неизвестный сделал в 1970 году. Она изображает известного французского трубадура, персонажа «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–132). Бертран де Борн (около 1140 – не позднее 1215 гг.) был помещен итальянским писателем на восьмой круг ада в число зачинщиков раздора: большую часть жизни Бертран провел в распрях и междоусобных войнах. Герой изображен в напряженной, коленопреклоненной позе. Он, испытывая мучения, держит свою голову за волосы.

Бертран де Борн был окситанским поэтом и трубадуром, одним из крупнейших поэтов средневекового Прованса.

Родился он в Лимузене и долгое время находился в жестоких распрях со своим братом из-за замка Отфор. Бертран активно участвовал в междоусобных войнах семейства Плантагенетов и различных баронских смутах. И в жизни, и в творчестве он убедительно представлял идеологию феодального рыцарства.

Бертран, что было свойственно многим рыцарям того времени, увлекался поэзией и писал политические и военные сирвенты, воспевающие войну как единственно достойное настоящего рыцаря дело. Упоение при созерцании Дамы замещается в его творчестве любовью к сражениям, в которых, по мнению поэта, как раз и проявлялись истинная радость и сердечная привязанность рыцаря. Основным идейным компонентом стихов Бертрана, даже если он обращается к женщине, становятся воинские доблесть и честь.

Лирика Бертрана де Борна отличается экспрессией, сарказмом, обладает высокой степенью воздействия на эмоции читателя посредством отдаленных образных, тематических и ритмических ассоциаций. В частности, два плача де Борна на смерть Генриха Плантагенета («Молодого короля») характеризуются высочайшим мастерством и считаются одними из лучших в этом жанре.

Последние 20 лет жизни воитель и поэт провел в монастыре. От двух браков он имел четырех сыновей. Его старший сын, также Бертран де Борн, был трубадуром.

Подобная противоречивая фигура не могла не заинтересовать Эрнста Неизвестного, помимо всего прочего еще и большего ценителя Данте. Для скульптора образ Бертрана де Борна стал возможностью показать трагизм человеческой личности, в которой непрерывно продолжается борьба между инстинктивными и духовными интенциями.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

Историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска

Историк Елена Ваулина – о древнеегипетских ожерелье и статуэтке

Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»

Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты

Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках

Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя

Орнитолог Алексей Гурин – об обыкновенной пищухе

Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах 

Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»

Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров» 

Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции

Темы новости:
Блог, Личное дело, Наши сотрудники, Художественный музей Эрнста Неизвестного