Личное дело: заведующая «Домом Агафуровых» Лариса Коновалова – о медном тазе для варенья и дореволюционных рецептах
С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей и следующей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.
Заведующая Музейным клубом «Дом Агафуровых» Лариса Анатольевна Коновалова очень трогательно рассказывает о медном тазе из экспозиции «Коммуналка» и вспоминает об удивительном опыте из личного прошлого.
Июль – ягодная пора! И фанаты натурального питания начинают задумываться, как бы сохранить всю эту вкусность и полезность, чтобы длинной уральской зимой наслаждаться своими любимыми ягодками. Вот и я, собирая в своем саду малину и напевая любимую песню детства «По малину в сад пойдем», вспоминала разные рецепты.
Однажды, будучи еще школьницей, в бабушкиной кладовке я обнаружила медный таз. Первая мысль была: «Он ударил в медный таз…» из «Мойдодыра». Потом вспомнила, что в таких медных тазах в начале оперы «Евгений Онегин» семья Лариных варила варенье. Я побежала спрашивать бабушку, почему она варит варенье не в этом тазу, а в обычной эмалированной кастрюле. Баба Гутя ответила: «Раньше не было крышек для банок, поэтому, чтобы варенье не испортилось, его варили очень долго, и получалось очень густое и очень сладкое варенье. А мы хотим, чтобы в ягодах оставались витамины, поэтому варим жидкие и малосладкие «пятиминутки» и герметично закатываем крышками».
Но мне уже не давала покоя мысль об этом густом варенье! Я даже вспомнила сказку, в которой мама–медведица положила медвежонку варенье на лопух (вместо тарелки). И я никак не могла понять, как оно не стекало с лопуха? Оказывается, это было ДРУГОЕ варенье, сваренное в старинном медном тазу!
Я нашла прабабушкину книгу «Экономная хозяйка» и удивилась разнообразию дореволюционных рецептов: вишни-шпанки с вынутыми косточками, владимирские с косточками, варенье из яблок без ананасов, яблоки с ананасами, наконец, ананасы без яблок!
Еще я узнала, что варили варенье в медных тазах с деревянными ручками на особых круглых жаровнях, растапливаемых на древесном угле. Варка производилась в саду или на дворе на открытом месте, чтобы не было так жарко от нескольких жаровен. Чтобы сироп получился определенной густоты и ягоды не разваривались от слишком длительной варки, в определенный ее момент нужно снимать тазы с плиты и ложкой осторожно выбирать ягоду за ягодой на решето, доваривать сироп опять-таки до известной густоты, снова «опускать в него ягоду за ягодой ложкой со всякой предосторожностью» и доваривать все вместе уже до конца!
Из-за того, что сахар до середины ХIХ века был очень дорогим, использовать его для варенья могли себе позволить только очень состоятельные люди и потому сахар заменяли медом – он стоил намного дешевле. Однако варили варенье и без меда, упаривая ягоды до густоты в течение 5–6 часов.
Начитавшись таких описаний, я решила: сварю-ка я «настоящее варенье» в этом тазу! Мой папа, инженер-металлург, сказал, что лучше варить в луженом (то есть покрытом изнутри оловом) медном тазу и не оставлять варенье в том же тазу охлаждаться, иначе это грозит отравлением. Еще он доходчиво объяснил: благодаря хорошей теплопроводности меди варенье будет пригорать меньше, чем в обычной эмалированной кастрюле, а за счет того, что таз широкий и неглубокий, сироп будет быстрее выпариваться и становиться густым, в то же время плоды не потеряют своей формы и не переварятся. Это меня еще больше вдохновило!
Долго и тщательно я варила сироп, провела все многочисленные манипуляции с ягодами. Наша маленькая кухня напоминала горячий цех (не зря раньше варили во дворах)!. Варенье становилось все гуще, а я, усталая, присела на табуретку. И… о, ужас! Варенье пригорело!
Ягоды удалось спасти, но они оказались приторно-сладкими, даже на вкус подростка 1970-х годов. В медном тазу я больше варенье не варила…
С такими милыми сердцу воспоминаниями я собирала малину. Часть съела сразу с куста, а остальную часть заморозила, радуясь тому, что не надо, как делала многие годы, полночи стерилизовать банки и варить «пятиминутки». Несколько банок, конечно, сварю для внучек, а медным тазом буду любоваться в нашей экспозиции «Коммуналка»!
Если все-таки захотите попробовать сварить «настоящее» варенье, информацию найдете по этим ссылкам:
Варенье в картинах и в литературных произведениях
А если вдохновитесь приобрести медный таз, перед покупкой загляните в «Справочник химика» (папа был прав!).
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции
Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»
Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше
Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века
Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса»
Археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала