Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

С конца марта по 25 мая коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

О продукции фирмы «Братья Пате» из постоянной экспозиции Музея радио имени А. С. Попова рассказывает старший научный сотрудник Борис Михайлович Кошелев. 

Переоценить роль французской компании Пате в истории отечественной звукозаписи невозможно. Компания располагала в России филиалом и фабрикой, записывала фонограммы, тиражировала и распространяла их. Само слово «патефон» появилось в русском языке благодаря этой фирме. Продукция Пате много шире, чем продукция других звукозаписывающих компаний, каталог Пате включает имена многих видных исполнителей, отсутствующие у других компаний. К сожалению, компания Пате использовала при записи фонограмм метод Т. Эдисона («глубинная запись»), уступивший в конкурентной борьбе методу Э. Берлинера («поперечная запись»), и практически весь ХХ век – это век поперечной записи. Аппараты и звуконосители глубинной записи (например, «диски Пате») к настоящему времени практически исчезли. Тем более интересно сохранить хотя бы то немногое, что удается отыскать.

Главным основателем всемирно известной звукозаписывающей компании стал Шарль Пате (1863–1957), родившийся в провинциальном французском городке Шеври-Коссиньи 26 декабря 1863 года в семье мясника. В 1880-е годы он вместе со своим старшим братом Эмилем (1860–1937) становится владельцем бистро в Париже.

В 1890 году братья купили за 1800 франков фонограф и несколько валиков с записями и стали их проигрывать для посетителей бистро, а также на местной ярмарке, предлагая записаться и прослушать свой собственный голос, попробовать себя в качестве рассказчика или певца. Посетители выстраивались в очередь. Ежедневный доход Шарля доходил до 200 франков, затраты быстро окупились.

Братья Пате вместе со своими младшими братьями Жаком и Феофилом стали в 1894 году заниматься продажей фонографов и немых валиков к ним, в то время поставлявшихся из США и Лондона. Младшие братья скоро вышли из дела, а Шарль и Эмиль стали настоящими энтузиастами звукозаписи и кинематографа.

В 1895 году братья приобрели у Эдисона лицензию на патентные права и в 1896 году открыли фабрику в Шато, начавшую выпускать фоновалики, а затем и сами фонографы. Так появилась фирма «Братья Пате» (“Sosiete Pathe Freres”) – самое большое во Франции предприятие по выпуску «говорящих машин», фоноваликов и кинематографов. При этом Эмиль занимался звукозаписью, а Шарль – кинофильмами. На студии «Пате» вели съемки и производство как документальных, так и художественных фильмов, производили опыты в области цветного кино, выпускали еженедельную кинохронику, а в 1929 году выпустили первый звуковой фильм.

В это же время фирма начала выпускать диски (с глубинной записью) диаметром 50 см на 5 минут звучания. Товарным знаком фирмы стал петух со слоганом «Я пою согласно и ясно». Вначале фирма распространяла импортную продукцию, но с 1897 года начала выпускать собственные фонографы под маркой “Le Coq” («Петух»). В это же время фирма сменила название на «Генеральную компанию фонографов, синематографов и точных аппаратов братьев Пате». К началу ХХ века фирма имела каталог звукозаписей на 1500 наименований. Появились филиалы фирмы в 1902 году в Лондоне, а в 1903–1904 годах – в Брюсселе, Москве и другие. К этому же времени относится начало освоения выпуска дисков диаметром 30 см по «системе наружу», то есть фонограмма записывалась от центра к краю диска. В это же время на смену таких материалов, как целлулоид, каучук, эбонит, начинает приходить шеллак, полностью заменивший остальные материалы в 1896 году. Граммофон снабжается несменяемой синей сапфировой иглой, число оборотов диска устанавливается в районе 90–100 в минуту. К середине 1890-х фирма продавала валики с записями, сделанными на собственных студиях. Результат поразительный: всего за десятилетие было сделано около 12 000 записей, а годовой капитал фирмы в 1911 году составил 44 миллиона франков. Одних только кинотеатров во Франции и Бельгии братьям Пате принадлежало более двухсот!

В 1907 году в Москве, в Бахметьевском переулке, открывается фабрика «Пате-рекорд», очень скоро переименованная в фабрику «Патефон». Так в нашем языке появилось это слово, а всю звуковоспроизводящую аппаратуру, включая как носимые «чемоданные», так и стационарные граммофоны, фирма стала называть «патефонами». Однако в повседневной жизни патефонами привыкли называть только носимые, чемоданные патефоны. Настольные аппараты с большой рупорной трубой по-прежнему именовали граммофонами. Появились отделения в Петербурге, Ростове-на-Дону, Одессе и Варшаве.

Компания братьев по ряду направлений развития звукозаписи опередила многие другие мировые фирмы. Так, например, в 1908 году стали выпускать разговорные пластинки в виде почтовых открыток, была освоена перезапись с фоноваликов на диски, новые записи стали выпускать только на дисках, а производство цилиндров полностью прекратили к 1911 году. Диски же с глубинной записью фирма выпускала до 1916 года, после чего и Пате наконец перешли на выпуск уже общепринятых пластинок с поперечной записью. Мощность фабрики была огромной, каждая пластинка выпускалась тиражом не менее миллиона штук. И во все времена фирма следовала своему слогану: «Всегда первые, всегда добротные, всегда неповторимые». У Пате записывались самые популярные артисты: Жозефина Беккер, Эдит Пиаф, Варя Панина, Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Леонид Собинов, Григорий Пирогов, артисты МХАТ, Большого и Мариинского театров. Но не забывала фирма и о народной музыке. Имеются диски с записями различных хоров, включая даже хор каторжан, записывалась национальная музыка: украинская, малороссийская, грузинская и некоторых национальных меньшинств.

К сожалению, фирма не сумела устойчиво каталогизировать свою продукцию, и в наше время чрезвычайно трудно определить дату записи произведения, а подчас и авторов, даже если посчастливится отыскать какой-нибудь редкий и запиленный диск Пате.

С началом Первой мировой войны многочисленные, прежде всего немецкие, производства в России были национализированы, чаще всего разрушены, но кабинет звукозаписи «Братьев Пате» как союзников уцелел. Именно на записывающем аппарате этой фирмы в 1919 году были записаны первые политико-агитационные советские пластинки, включая обращения В. И. Ленина. В течение 1919–1921 годов записали 13 речей вождя. Качество записей было далеким от совершенства, и в 1934–1937 годах реставрировали то, что было найдено. Оригиналы пластинок хранились в Институте марксизма-ленинизма, однако три речи к тому времени не нашли. В 1955 году выпустили долгоиграющий диск, в который вошли 8 речей.

Дальнейшая судьба компании печальна. В 1918 году компания распалась на «Братья Пате» и «Кино Пате». Отделение «Братья Пате» по-прежнему до 1928 года возглавлял Эмиль, затем оно перешло под контроль «Коламбия фонограф компани». Отделение кинематографа Шарль Пате курировал до начала 1930-х годов, когда признал его нерентабельным. Отделение перешло в руки румынского актера Бернара Натана, приведшего дело к полному банкротству (а сам Натан угодил в тюрьму).

В 1956 году некогда великую фирму поглотил американский гигант «Уорнер бразес пикчерз».

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музей радио им. А.С. Попова, Наши сотрудники
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений