Версия для слабовидящих

Личное дело: заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о наборе спичечных этикеток «30-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне»

С конца марта по 20 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Заведующая Музеем природы Урала Елена Сергеевна Скурыхина продолжает рассказ о недавнем поступлении в фонды Свердловского областного краеведческого музея – личной коллекции спичечных этикеток, которую передал известный геолог и палеонтолог, специалист по вымершим акулам Урала и Казахстана Владимир Козлов.

Подробнее о филумении (коллекционировании спичечных этикеток) и даре Владимира Альбертовича Козлова мы рассказывали в предыдущем материале, а в этой публикации вы можете познакомиться с серией спичечных этикеток «Города-герои».

Большой друг Музея природы, известный геолог и палеонтолог, полевик и препаратор, специалист по вымершим акулам Урала и Казахстана Владимир Козлов передал в дар коллекцию… спичечных этикеток, которую собирал со своими сыновьями более 20 лет.

Мы начали описание коллекции с темы Великой Отечественной войны, точнее – памяти о тех огненных годах. В собрании – 205 этикеток, среди них нет выпущенных в годы войны, так как коллекция собиралась в 1970–1980-ые годы.

К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1975 году Балабановская экспериментальная фабрика (Калужская область) выпустила серию спичечных этикеток «1945–1975», а спичечная фабрика «Пролетарское знамя» (г. Чудово Новгородской области) – набор «Тридцатилетие победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Спичечные этикетки бывают сувенирными или рядовыми. Деление это возникло в 1956 году, когда Балабановская экспериментальная фабрика создала новый вид упаковки спичек – сувенирный набор. Наборы посвящали определенной теме. Они представляли из себя коробку различной формы (книжка, шкатулка, пенал и другие), в которую укладывали спичечные коробки. Часто в такой набор вкладывали один большой коробок с 200–500 спичками – так называемые кабинетные спички.

Спичечные этикетки сувенирных наборов были разные по размеру. Самая большая этикетка клеилась на коробку – она называется у филуменистов «гросс». На кабинетные спички клеили этикетку поменьше, и называется она «кабинеткой».

Совсем маленькие этикетки клеили на традиционные коробки, которых в наборе могло быть разное количество, но часто их было 16 штук. На общую коробку клеилась боковая лента с общей информацией о наборе, либо эта информация размещалась на дне коробки, но в любом случае не было необходимости наносить на каждую этикетку все выходные данные. Именно поэтому на спичечных этикетках из сувенирных наборов нет сведений о фабрике, ГОСТе, годе выпуска, цене.

Этикетка, которая клеилась на коробок для розничной продажи, должна была сообщать все эти сведения, и называется она рядовой. Рядовые этикетки тоже выпускали сериями.

Сегодня мы представляем вам этикетки из двух сувенирных наборов из коллекции Владимира Козлова, где есть и гроссы, и кабинетки, и боковая лента.

И все-таки год 1975… 10 лет страна торжественно отмечает День Победы, и 9 мая стало по значимости вторым праздником в государстве после празднования Великой Октябрьской социалистической революции.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

Историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска

Историк Елена Ваулина – о древнеегипетских ожерелье и статуэтке

Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»

Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты

Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках

Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя

Орнитолог Алексей Гурин – об обыкновенной пищухе

Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах 

Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»

Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров» 

Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции

Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»

Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше

Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века

Темы новости:
Блог, Музей природы Урала, Наши сотрудники, Личное дело, 75 лет Победе