Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

С конца марта по 25 мая коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Старший научный сотрудник Отдела истории Урала Екатерина Петровна Кушниренко рассказывает о редком и интересном экспонате – музыкальном синтезаторе «Поливокс», который можно будет увидеть на выставке «Бренды советского Урала» в Музее истории и археологии Урала.

«Поливокс» – самый известный и популярный в мире советский музыкальный синтезатор. Его разработали в Свердловске в 1980 году и выпускали в Качканаре в 1982–1992 годах.

В разработке этой техники принимали участие молодые специалисты Свердловского завода электроавтоматики (позже «Вектор») – выпускники свердловских вузов. Ими двигало желание оснастить наших музыкантов самыми современными инструментами. Одним из таких инструментов и стал «Поливокс», а его ведущими разработчиками – Владимир Кузьмин, выпускник Свердловского горного института, Олимпиада Кузьмина,его жена, дизайнер, выпускница Свердловского архитектурного института, и Юрий Феофилов, конструктор, выпускник Уральского политехнического института.

Синтезатор известен своими оргигинальными наработками: это схемотехнические решения, делающие его звучание и возможности уникальными, конструкция, выполненная с использованием передовых военных технологий и, конечно, его дизайн.

Уникальность его конструкции в том, что он состоит из отдельных модулей, в нем применена «вечная» клавиатура из герконов – герметичных магнитоуправляемых контактов, не применявшихся ни до, ни после «Поливокса».

Подобный дизайн инструмента также никогда не использовали в музыкальной индустрии. Это промышленный дизайн в стиле «милитари». Фронтальная панель управления, состоящая из отдельных блоков управления, боковые панели, ассоциирующие с «танковыми гусеницами», ручки управления с нарезкой, как у канала ствола, вдохновляют музыкантов на создание мощного звучания.

За все эти оригинальные решения инструмент получил «Свидетельство на промышленный образец», которое выдается серийному изделию за дизайн, новизну и потребительские свойства. А в 1985 году он был награжден бронзовой медалью ВДНХ.

За все время выпустили примерно 25 тысяч синтезаторов, и практически все они дошли до наших дней и востребованы. После 1991 года, когда открылись границы, синтезатор продолжил творческую жизнь, хотя к тому времени уже не выпускался. По своему звучанию и широким возможностям он настолько хорошо вписался в современную музыку, что и сейчас его широко используют российские и зарубежные музыканты. Поливокс можно увидеть во многих известных студиях звукозаписи. Его использует группа «Rammstein», дуэт из Лондона «Goldfrapp», Марк Бихлер из Германии, Франц Фердинанд из Англии, московский композитор Евгений Вороновский, наш земляк Евгений Кормильцев и многие другие.

33-летие с начала серийного выпуска «Поливокса» в 2015 году отметили выпуском альбома CD с записями музыкантов со всего мира, использующих «Поливокс». Также выпустили футболки с логотипом и другие сувениры, которые разошлись по всему миру.

Владимир Кузьмин получал много предложений о налаживании выпуска «Поливокса» в наше время. Но только в 2017 году небольшая московская фирма начала производство синтезатора «Поливокс мини», схема которого была разработана еще в 1987 году, но который не был запущен в производство.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музей истории и археологии Урала, Наши сотрудники
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений