Личное дело: историк Вячеслав Богданов – о семейной фотографии изобретателя радио А. С. Попова
С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.
Заведующий Музеем радио имени А. С. Попова Вячеслав Евгеньевич Богданов рассказывает о персонажах семейной фотографии, на которой сидят (слева направо) А. С. Попов, дочери Екатерина, Раиса, супруга Р. А. Попова, стоят сыновья Степан, Александр. В правом верхнем углу – вариант этого фото (копия с газеты).
Александр Степанович Попов окончил университет в 1882 году, а спустя год получил приглашение работать в Кронштадте в минно-офицерских классах. В 1883-м состоялась его свадьба с Раисой Алексеевной Богдановой (1860–1932). Раиса Алексеевна Попова, урожденная Богданова, родилась 28 мая (9 июня по новому стилю) 1860 года. Ее отец, известный юрист Алексей Иванович Богданов, в 1878 году переехал в Петербург. Он очень заботился о том, чтобы дочь получила высшее образование. В то время женские гимназии не давали полного среднего образования, и для поступления в высшее учебное заведение девушкам необходимо было сдать экзамены на аттестат зрелости при мужской гимназии. Алексей Иванович Богданов дал объявление в газете, что ищет репетитора для подготовки к экзамену на аттестат зрелости. По объявлению пришел студент второго курса физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Он начал заниматься с Раисой Алексеевной.
Сам отец в это время скоропостижно скончался, оставив семью без средств. Александр Степанович занимался с Раисой Алексеевной безвозмездно. Она успешно сдала как экзамены на аттестат зрелости, так и вступительные экзамены на только что организованные Высшие женские медицинские курсы при Николаевском военном госпитале. Впоследствии эти курсы преобразовали в Женский медицинский институт, ныне Первый медицинский институт имени академика И. П. Павлова в Санкт-Петербурге.
Вплоть до окончания института в 1886 году Раиса Алексеевна жила в Петербурге, а Александр Степанович в Кронштадте. По случаю окончания института Раиса Алексеевна получила серебряный значок «Женщина – врач». В 1886 году вся семья собралась в Кронштадте. Раиса Алексеевна работала в Кронштадтском военно-морском госпитале, преподавала гигиену и естествознание и трудилась там школьным врачом.
В 1895–1899 годы Александр Степанович тратил значительную часть своего заработка на проведение опытов по радиосигнализации. Неустанный труд Раисы Алексеевны был значительной материальной поддержкой семьи. После изобретения радио в 1895 году у Александра Степановича завязалась обширная зарубежная переписка. Хорошо зная иностранные языки, Раиса Алексеевна помогала мужу в этом деле.
Раиса Алексеевна была врачом-новатором, смело внедряла новые методы лечения и диагностики. В 1896 году А. С. Попов первым на военно-морском флоте сконструировал рентгеновскую установку, и Раиса Алексеевна помогала в эксплуатации этой установки в военно-морском госпитале Кронштадта. В этот период формировались нравственные ценности, традиции в семье. Дети росли в обстановке взаимопонимания, взаимовыручки, глубочайшего уважения к родителям, которые поддерживали в них стремление к образованию, увлечение музыкой, рисованием, театром.
В 1901 году А. С. Попов стал профессором Электротехнического института, а через год семья переехала в Петербург, где жила в угловом доме у Тучкова моста на Кадетской линии Васильевского Острова. Раиса Алексеевна работала в физиотерапевтическом кабинете, а также безвозмездно в больнице Покровской общины сестер милосердия, в годы Первой мировой войны работала в госпитале. Ее труд отметили золотой медалью «За усердие».
В 1905 году Александр Степанович приобрел дачу в трех километрах от Удомли, в живописном сосновом бору у озера Кубыча, близ деревни Лайково. С 1905 года начался удомельский период в жизни Поповых. Александр Степанович был здесь последний раз 28 августа 1905 года. Его семья проживала в Удомле до 1930-х. Жена Раиса Алексеевна стала организатором и первым врачом Удомельской больницы, а их дети учительствовали в школе.
В семье Поповых родились четверо детей. У них сложились доверительные отношения с родителями. Раиса Александровна, одна из дочерей, так вспоминает об отце: «Семья у нас была дружная. Все мы обожали отца. Любили его и многочисленные родственники, часто жившие у нас, и его ученики, сослуживцы, сотрудники, словом, все, кому приходилось иметь с ним дело. Отец был неутомимый труженик. Мы, дети, редко видели его – только в часы обеда, в праздники и еще летом на даче». Раиса Александровна отмечает, что единственным отдыхом, который он себе позволял, была рыбалка. Это был великий труженик: во время преподавания в Кронштадте освоил и применял слесарные и токарные работы, стеклодувное дело, прекрасно фотографировал. Родители воспитывали детей личным примером.
Старший сын Попова, Степан Александрович, родился в Петербурге в 1884 году. Он рос энергичным, веселым мальчиком, увлекался музыкой. После трагической смерти отца на посту первого выборного директора Петербургского электротехнического института, последовавшей 31 декабря 1905 года (13 января 1906 года), Степан Александрович стал главой семьи. Он учился на классическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета и продолжал занятия музыкой. Позднее Степан Александрович окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Степан Александрович стал одним из организаторов и первых преподавателей Удомельской средней школы. В 1918 году был призван в армию, а через два года умер от тифа.
Александр Александрович Попов (1887–1942) с раннего детства мечтал стать архитектором и обучался рисованию, получил разностороннее образование: окончил гимназию в Петербурге, учился в Электротехническом институте. Обучение прервал с началом Первой мировой войны: до 1917 года Александр служил в топографической части. В 1918-м он был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918–1923 годы работал преподавателем математики и рисования в Удомельской школе. Александр Александрович унаследовал от отца патриотизм, принципиальность, педагогический талант, скромность, трудолюбие и искусство общаться с людьми. В 1928 году А. А. Попов окончил архитектурный факультет Академии художеств. Он проектировал заводы, школы, больницы. В годы Великой Отечественной войны Александр Александрович защищал Ленинград: тушил зажигательные бомбы, организовывал отправку детей и стариков в бомбоубежища. Ленинградскую блокаду он не сумел перенести и умер 14 января 1942 года.
Раиса Александровна Попова родилась 25 июня 1891 года в Нижнем Новгороде, где А. С. Попов летом заведовал электростанцией, освещавшей Нижегородскую ярмарку. С детства изучала и прекрасно знала немецкий язык, поступила в гимназию, а в 1914 году окончила Женский медицинский институт. Ее учителями были В. М. Бехтерев и И. П. Павлов, академик Маслов. После окончания института она была мобилизована на фронт Первой мировой войны. Осенью 1918 года работала в Удомельской школе учителем немецкого языка и гигиены. В это время она повстречала своего будущего мужа, врача Владимира Гавриловича Андреева. В 1920 году в Лайкове у нее родилась дочь Мария Владимировна Андреева. В 1921–1922 годах она вновь преподавала в школе немецкий язык и гигиену. Раиса Александровна принимала участие в Гражданской, Финской войнах, в Великую Отечественную войну работала в госпитале. После войны жила в Москве. В 1950-е и 1960-е часто приезжала в Лайково с внучкой Надей.
Младшая дочь Екатерина (1899–1976) окончила Бестужевские женские курсы. С 1919 по 1921 год она преподавала русский язык, литературу, арифметику в младших классах Удомельской школы. Поповы все силы отдавали ученикам, а те платили им искренней признательностью. Работая в Удомельской школе, Екатерина Александровна окончила в 1922 году историко-филологический факультет Петроградского университета. Пережила блокаду Ленинграда (1941–1942), эвакуацию (1942–1944). Инициатор создания и первый директор Мемориального музея-лаборатории А. С. Попова (1948) и Мемориального музея-квартиры А. С. Попова (1967) при Ленинградском электротехническом институте. Заслуженный деятель культуры РФ (1967). Ее мужем стал Георгий Александрович Кьяндинский, родилась дочь Екатерина (1934–1994).
Статья подготовлена по материалам сайта Надежды Андреевой, прямой правнучки А. С. Попова.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции
Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»
Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше
Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века
Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса»
Археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала
Искусствовед Валерия Зубченко – о работе Эрнста Неизвестного «Рука (пресс-папье)»