Личное дело: заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о наборе спичечных этикеток «30-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне»
С конца марта по 20 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
Заведующая Музеем природы Урала Елена Сергеевна Скурыхина продолжает рассказ о недавнем поступлении в фонды Свердловского областного краеведческого музея – личной коллекции спичечных этикеток, которую передал известный геолог и палеонтолог, специалист по вымершим акулам Урала и Казахстана Владимир Козлов.
Подробнее о филумении (коллекционировании спичечных этикеток) и даре Владимира Альбертовича Козлова мы рассказывали в предыдущем материале, а в этой публикации вы можете познакомиться с серией спичечных этикеток «Города-герои».
Большой друг Музея природы, известный геолог и палеонтолог, полевик и препаратор, специалист по вымершим акулам Урала и Казахстана Владимир Козлов передал в дар коллекцию… спичечных этикеток, которую собирал со своими сыновьями более 20 лет.
Мы начали описание коллекции с темы Великой Отечественной войны, точнее – памяти о тех огненных годах. В собрании – 205 этикеток, среди них нет выпущенных в годы войны, так как коллекция собиралась в 1970–1980-ые годы.
К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1975 году Балабановская экспериментальная фабрика (Калужская область) выпустила серию спичечных этикеток «1945–1975», а спичечная фабрика «Пролетарское знамя» (г. Чудово Новгородской области) – набор «Тридцатилетие победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Спичечные этикетки бывают сувенирными или рядовыми. Деление это возникло в 1956 году, когда Балабановская экспериментальная фабрика создала новый вид упаковки спичек – сувенирный набор. Наборы посвящали определенной теме. Они представляли из себя коробку различной формы (книжка, шкатулка, пенал и другие), в которую укладывали спичечные коробки. Часто в такой набор вкладывали один большой коробок с 200–500 спичками – так называемые кабинетные спички.
Спичечные этикетки сувенирных наборов были разные по размеру. Самая большая этикетка клеилась на коробку – она называется у филуменистов «гросс». На кабинетные спички клеили этикетку поменьше, и называется она «кабинеткой».
Совсем маленькие этикетки клеили на традиционные коробки, которых в наборе могло быть разное количество, но часто их было 16 штук. На общую коробку клеилась боковая лента с общей информацией о наборе, либо эта информация размещалась на дне коробки, но в любом случае не было необходимости наносить на каждую этикетку все выходные данные. Именно поэтому на спичечных этикетках из сувенирных наборов нет сведений о фабрике, ГОСТе, годе выпуска, цене.
Этикетка, которая клеилась на коробок для розничной продажи, должна была сообщать все эти сведения, и называется она рядовой. Рядовые этикетки тоже выпускали сериями.
Сегодня мы представляем вам этикетки из двух сувенирных наборов из коллекции Владимира Козлова, где есть и гроссы, и кабинетки, и боковая лента.
И все-таки год 1975… 10 лет страна торжественно отмечает День Победы, и 9 мая стало по значимости вторым праздником в государстве после празднования Великой Октябрьской социалистической революции.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции
Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»
Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше
Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века