Лекция «История Георгиевской ленты»

22 февраля (четверг) 2024 года, 16:00

Георгиевская лента на протяжении своей 250-летней истории не раз обагрялась кровью, становясь непосредственной участницей боев за Отечество. Как во времена Екатерины II, так и в годы Великой Отечественной войны лента символизировала мужество, воинскую доблесть и преемственность традициям.

Сегодня после десятилетий забвения Орден Святого Георгия восстановлен, а Георгиевская лента – это не просто символ памяти, но и символ отваги и воинской доблести наших воинов, защищающих Отечество на полях сражений и в настоящее время. Два десятилетия в России проходит акция «Георгиевская лента», но историю этого символа Победы по-прежнему знают не все.

Почему лента получила название «Георгиевская»? Что означает ее черно-оранжевые полосы? Что она символизирует? Как носить Георгиевскую ленту? Об этом и многом другом расскажет уральский краевед, главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Николай Неуймин.

Также для участников лекции проведем мастер-класс по исторической реконструкции от генерального директора музея Александра Емельянова и экскурсию по экспозиции «Дом Романовых и Урал».

Интерактивная программа «Возмутители спокойствия. Литература и мысль эпохи оттепели»

14 марта (четверг) 2024 года, 17:00

Программу откроет экскурсия–знакомство с личностью художника, философа Эрнста Неизвестного и литературной средой его друзей-современников – поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Владимира Высоцкого.

Основная часть программы познакомит учащихся с образами в искусстве и литературе оттепельного периода ХХ века, а также позволит самостоятельно создать литературное произведение с «подсказками» от известных поэтов–шестидесятников.

Продолжительность занятия — до 1,5 часов.

Программа ориентирована на детей старшего школьного возраста (10–11 класс) и студентов ссузов и вузов. Количество участников — 5–20 человек.

Проводим программу по предварительной записи по телефону +7 (343) 389-14-82.

Всероссийский киномарафон Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон»

19 февраля (понедельник) 2024 года, 16:30
2 марта (суббота) 2024 года, 12:00

Показ анимационного мультфильма Полины Федоровой «Зимний вечер» (в рамках Всероссийского киномарафона Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон»)

В основе сюжета мультфильма – одноименное стихотворение Александра Пушкина. Это история про мальчика, который поздним вечером выполняет домашнее задание по литературе. В воображении героя пушкинские образы переплетаются с его собственными фантазиями. Буря за окном делает его видения почти реальными.

Мультфильм будет показан для гостей Молодежного литературного клуба «Как Пушкин».

Организаторы проекта – Центр развития и поддержки культурных проектов «Золотой ворон», Продюсерский центр «Молодежные инициативы», Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера при поддержке Губернатора Чукотского АО, Правительства Чукотского АО, Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Департамента культуры, спорта и туризма Чукотского АО, Окркиновидеопрокат, Союза кинематографистов России.

Мероприятие состоится в рамках Национального проекта «Культура».

Молодежный литературный клуб «Как Пушкин»

19 февраля (понедельник) 2024 года, 16:30

Продолжаем традицию клубной жизни Екатеринбурга, заложенную еще два века назад, и представляем новое городское культурное пространство для школьников, молодежи и жителей города в Доме Поклевских-Козелл – молодежный литературный клуб «Как Пушкин»!

Приглашаем на открытие клуба всех, кто интересуется литературой и культурной жизнью Екатеринбурга.

Гости мероприятия вместе с уральским историком, автором книг, кандидатом исторических наук Владимиром Микитюком совершат краткий экскурс в историю создания в Екатеринбургского общества любителей изящных искусств: оно включало в себя семь отделений, в том числе литературное.

Участники встречи узнают, какие необычные стихи писали в XVIII веке, отсылки к каким историческим событиям были зашифрованы в лубочных картинках, какие изменения претерпел русский литературный язык и какие книги любил читать последний русский император Николай II в кругу своей семьи.

Также в программе открытия Литературного клуба:

  • конкурсы, задания и литературная игра от искусственного интеллекта
  • показ анимационного фильма «Зимний вечер» по одноименному стихотворению Александра Пушкина (в рамках Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон»)

Куратор литературного клуба «Как Пушкин» – научный сотрудник музея Полина Козлова, +7 (343) 376-47-62.

Мастер-класс по рисованию животных уральского леса

17 февраля (суббота) 2024 года, 12:00

Участники мастера-класса научатся рисовать животных уральского леса в разных техниках: пастель, графика, скетч. Продолжительность мастер-класса — два часа.

Ведущая — Александра Локосова, художник, участница выставок, педагог Детского центра «Созвездие».

По желанию можно принести материалы для рисования с собой!

Юбилейная выставка Петра Фролова

15 февраля – 17 марта 2024 года

Выставка к 50-летию петербургского художника Петра Фролова

Петр Фролов – детальный художник-график, работает исключительно тушью. Его произведения отправляют зрителя в фантазийный мир, сказочное путешествие, из которого не хочется возвращаться. Каждая картина – это маленький фрагмент жизни, наполненный событиями, местами и персонажами, который можно изучать часами напролет. Знаменитый уральский писатель Алексей Иванов определил стиль этого петербургского художника как «синкретика» – смешение стилей.

Посетители выставки увидят графические серии «Петербург Дворцовый», «Отрывной календарь», несерьезный гороскоп «Прогулки Зодиака», большие масляные полотна из серии «Франкофилия» и другие работы художника.

На выставке можно будет приобрести как сами картины, так и авторские сувениры Петра Фролова: репринты, календари из серии «Несерьёзный гороскоп», ежедневники, керамику с замысловатыми работами художника.

О художнике Петре Фролове:

Петр Фролов родился 25 марта 1974 года в Ленинграде в творческой семье.

С 5 лет обучался в студии детского творчества в Эрмитаже, затем в Лицее имени Иогансона при Академии Художеств. Из лицея художника исключили за неуспеваемость по всем точным наукам с формулировкой дирекции: «отрицательный лидер класса». После отчисления Петр поступил в вечернюю общеобразовательную школу и устроился на работу в Государственный Русский музей в Петербурге грузчиком-такелажником. Окончив школу экстерном, Петр переехал в Париж. Пытался поступить в Институт пластических искусств при Центре Помпиду, из-за сложностей с документами не поступил. Работал садовником в предместьях Парижа. Устроил в саду из заброшенной теплицы мастерскую, много писал с натуры, готовился к первой зарубежной персональной выставке в Осло. Вернулся в Петербург, начал учебу в Мухинском училище (ныне училище имени барона Штиглица) на факультете книжной графики. Вскоре из-за неуспеваемости по «шрифтам» Петр перевелся в Театральный институт на факультет художественного оформления сцены, откуда его исключили за неуспеваемость по «основам макетирования».

В середине 1990-х Петр переехал в США, где участвовал в большинстве художественных фестивалей Новой Англии. Устроил три персональных выставки в городке Страдфорд. В конце 1990-х вернулся в Париж. Начал активную выставочную деятельность в Париже и на Лазурном берегу. Петр организовал многочисленные персональные выставки и принимал участие в различных фестивалях искусств по всей Франции.

С 2007 года Петр Фролов активно выставляется в России и СНГ и принимает участие в крупнейших мировых орт-салонах: Нью-Йорк Арт-экспо, Арт-Барселона, Арт-Токио.  Работает  над монументальными многофигурными живописными полотнами «Масленица», «Турецкий марш стучит по крышам, напудрим Моцарту парик», «Ушанки и буденовки, или вечерние полеты в Чердыни», «Рождественские хлопоты». Работает над керамическими панно «Журавль Кихот», «Атлантида», «Парфюмерный потоп». Трудится над серией графики «Сбежавшие предметы».

Напротив знаменитой Академической дачи художников, основанной Ильей Репиным под Вышним Волочком в Тверской губернии, построил большой дом-мастерскую. Там же организовал ежегодный художественный фестиваль «Масленица глазами художников» на озере Мстино. После пожара, уничтожившего дом и множество картин, эскизов, набросков Петра, художник перебрался в Крым и начал уединенную жизнь в Гурзуфе.

В 2010 году в Гонконге вышел большой альбом работ Петра Фролова. Вступительную статью о творчестве Петра написал Алексей Иванов («Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Блудо и Мудо»). Через год Петр открыл собственную галерею Тamburinn в Москве и в Перми.

С 2011 по 2016 год Петр работал в разных уголках планеты над проектом «Азбука». На каждую букву русского алфавита Петр нарисовал лист (на некоторые буквы несколько листов), в которых разместил, а порой спрятал множество предметов и понятий, начинающихся с данной буквы. В 2017 году вышла книга с иллюстрациями Петра Фролова «Азбука».

В 2017–2018 годах Петр работал над графической серией «Петербург Дворцовый», «Прогулки Зодиака» (Несерьезный гороскоп) и большими масляными полотнами из серии Landmarks: «Франкофилия», «Англомания», «Однажды в Венеции», «Травы Прованса, кухня Прованса, море Прованса».

В 2018 года Петр закрыл галерею Tamburinn, открыл виртуальную Галерею Петра Фролова, издательство Петра Фролова и мастерскую Петра Фролова. Мастерская Петра Фролова разрабатывает коллекцию шейных платков Passe-partout Frolov, коллекцию декоративных тарелок и коллекцию керамической плитки. Издательство Петра Фролова выпускает книгу с последними работами и записками автора «Письма друзьям». Ежегодно Петр выпускает красочные календари с его новыми работами.

Сейчас Петр Фролов вернулся в родной Петербург, живет и работает в Арт-пространстве Froloft на Фонтанке. Восстановил дом и мастерскую на озере Мстино, начинает цикл работ«Отрывной календарь», готовится к изданию Английской Азбуки.

«Георгиевская лента». Выставка одного экспоната

9 – 25 февраля 2024 года

К 120-летию со дня начала Русско-японской войны и в преддверии Дня Защитника Отечества

В разное время награды с Георгиевской лентой выглядели по-разному, но неизменным оставался ее глубокий объединяющий смысл.

В витрине представлен редко экспонируемый предмет из фондов музея – бескозырка матроса Гвардейского Экипажа начала XX века. Такую бескозырку носил житель Екатеринбурга, машинист главных и вспомогательных машин крейсера «Варяг» Сергей Григорьевич Прокофьев. Он принимал участие в «перегоне» крейсера «Варяг» от Владивостока до Канады в 1916 году.

Также на выставке – оригинальный знак для нижних чинов Морского ведомства за лучшую стрельбу и медаль «В память Русско-японской войны».

День памяти Беллы Дижур

16 февраля (пятница), 16:00, 12+

Вечер памяти будет посвящен Белле Дижур (1903–2006) – известной поэтессе и писательнице, матери скульптора Эрнста Неизвестного.

Проведем тематическую экскурсию по экспозиции музея, приуроченную к 18-летию со дня смерти Беллы Абрамовны.

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ: 12 – 18 февраля

Если вы устали от бесконечной повестки Дня всех влюбленных, предлагаем альтернативную программу: открываем (и эффектно закрываем!) выставки, проводим авторские экскурсии и добрые встречи.

✅ 14 февраля (ср)

17:00, Художественный музей Эрнста Неизвестного 
Открытие выставки графики Владимира Зуева «Невидимые города»
🆓️ вход свободный

✅ 15 февраля (чт)

16:00, Дом Поклевских-Козелл
Открытие выставки к юбилею художника Петра Фролова

17:00, Дом Поклевских-Козелл
Финисаж выставки «АРТ-дуэль»: перфоманс с красками от художника Бориса Хохонова

✅ 16 февраля (пт)

16:00, Художественный музей Эрнста Неизвестного
День памяти писателя Беллы Дижур: тематическая экскурсия по музею (билеты)

16:30, Дом Поклевских-Козелл
Церемония вручения медали имени Наркиза Чупина: официальная часть, живая музыка, дружеское общение
🆓️ вход свободный

✅ 18 февраля (вс)

14:00, Музей истории и археологии Урала
Обзорная экскурсия по экспозиции «Древняя история народов Урала»

👉 Следите за анонсами в «Афише» на нашем сайте!

«Невидимые города». Графика Владимира Зуева

21 апреля (воскресенье) с 15:00, 24 апреля (среда) музей закрыт для посетителей, проводим ремонт!
С 19 по 24 апреля выставка Владимира Зуева «Невидимые города» закрыта для посетителей!

14 февраля – 12 мая 2024 года

Выставка представляет гравюры Владимира Зуева, посвященные произведению итальянского писателя-модерниста Итало Кальвино (1923–1985) «Невидимые города».

Гости познакомятся с удивительными сюжетами одной из основополагающих книг постмодернистской литературы и совершат путешествие по фантастическим городам, посещенным, по задумке писателя, Марко Поло по поручению Кубла-Хана.

Выставка приурочена к 100-летию писателя Итало Кальвино.

О художнике Владимире Зуеве: 

Родился 5 августа 1959 года. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (1981). Живет и работает в Нижнем Тагиле. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, с 2021). Заслуженный художник Российской Федерации (2010). Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2016). Член Союза художников России (1989). Профессор (2013).

Произведения художника находятся в собраниях Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова (Уфа), Вологодской областной картинной галереи, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Государственного художественного музея (Ханты-Мансийск), Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Ирбитского музея изобразительных искусств, Калининградской художественной галереи, Министерства культуры Республики Башкортостан (Уфа), Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Норильской художественной галереи, Пермской государственной художественной галереи, Чебского музея (Чехия), Международной биеннале печати в Гуаньлане (Китай), Музея Дэвиса (Уэлсли, США), Международного центра экслибриса в Синт-Никласе (Бельгия) и многих других музеев в России и за рубежом.

Обзорная экскурсия «Жизнь и творчество Эрнста Неизвестного»

28 апреля (воскресенье) 2024 года, 14:00
5 мая (воскресенье) 2024 года, 14:00
12 мая (воскресенье) 2024 года, 14:00

Участники сборной экскурсии по основной экспозиции музея узнают о биографии знаменитого скульптора, техниках и символах его творчества, смыслах известных произведений Эрнста Неизвестного.

Регистрация на экскурсию по телефону +7 (343) 389-14-82 или по ссылкам: 

28 апреля https://enartmuseum.timepad.ru/event/2844817/

5 мая https://enartmuseum.timepad.ru/event/2857655/

12 мая https://enartmuseum.timepad.ru/event/2857665/

Русская женщина в зеркале эпохи

9 февраля 19 мая 2024 года

Мода, как зеркало, отражает идеологические, культурные, нравственные изменения в социуме. Во многих культурах выражает не только ценности и тенденции общества, но и индивидуальность человека. Подобные перемены нашли яркое выражение и в тенденциях XX века. Выставка представляет, кто и во что одевал уралочек более 100 лет назад, какое влияние оказали народные традиции на местную моду и как за столетие изменился образ уральских модниц.

Мир женщины на выставке (всего более 20 предметов!) представлен через одежду, обувь, головные уборы и модные аксессуары: украшения, предметы дамского туалета (зеркала, гребни, пудреницы, парфюмерию). Их дополняют детская одежда и игрушки 1940-х – 1950-х годов, предметы домашнего обихода (керосинка, керогаз, стиральная доска, утюги, соковыжималка, кофеварка), мебель конца XIXXX веков, 1930-х, 1960-х годов, постеры и фотоколлажи, передающие атмосферу своего времени. Все постеры художественно оформлены в виде зеркал, бытовавших в разные эпохи.

Женская мода 1900-х воплощала стиль «прекрасной эпохи» – модерн. Основу силуэта составил идеальный образ женщины, которой чужды земные тревоги, заботы, быт, физическая работа. Он характеризовался невесомостью, воздушностью, элегантностью. После революции в стране кардинально меняется идеологическая и материальная основа общества, и, в том числе, внешний облик людей. Смена идеологии обусловила моду на «кожанки», гимнастерки, красные косынки. Женщина преставала быть «рабом кухни», больше времени проводила на работе, учебе, участвовала в различных митингах и культурных мероприятиях. Одежда была практичной, скромной, без изысков. Вместе с тем, эпоха авангарда и НЭПа привнесла еще один силуэт в одежду – прямые платья с заниженной талией, маленькие шляпки по головке.

В 1930-е годы, когда в СССР началась индустриализация, женщина в первую очередь должна была стать полноправным строителем светлого коммунистического общества. Время модниц ушло в прошлое. Их порицали как носителей вредных капиталистических ценностей. Вторая мировая война внесла свои коррективы в облик женщины. Многие переоделись в военную и рабочую форму, воевали на фронтах и трудились на предприятиях. Модная одежда и счастливая мирная жизнь остались лишь в воспоминаниях.

Послевоенные годы преобразили женскую половину страны. Это были годы улыбок и надежд. Страна возрождалась после разрухи, и женщины стремились к красивому и нарядному. В условиях послевоенного дефицита часто шили сами, прибегали к услугам портних. Детская тема оставалась неотъемлемой частью жизни женщины. На нее ложилась основная роль по воспитанию подрастающего поколения как дома, так и в образовательных учреждениях.

В период «оттепели», развития международных связей между СССР и капиталистическими странами в советский быт проникают и элементы западной культуры. Граждане получают возможность узнавать о новинках зарубежной моды. В журналах мод начали публиковать иностранные модели одежды, в основном из стран народной демократии. Приметы 1960-х массовое распространение синтетических материалов, прямой силуэт, узкие туфли-лодочки на «шпильке». Мода становится все более демократичной. В домашнем обиходе наряду со стиральными машинами и пылесосами появляются соковыжималки, кофеварки, облегчавшие труд женщины на кухне.

1970-е годы – время, когда стремительно растет поклонение всему заграничному: западная музыка, кино, мода вызывали восторг. Импортные вещи стали олицетворением счастья, успешности, сопричастности другому жизненному укладу, часто недоступному. В лексикон вошло выражение «фирменная вещь» или просто «фирма». Все, что в других странах можно было купить, в СССР доставалось или делалось собственными руками, шилось индивидуальными портными и в ателье. Но, как правило, советские люди отставали от моды, и пик популярности той или иной модели ощущался лишь тогда, когда в других странах она уже уходила. В это же время появляется и своя национальная школа модельеров. Показ их моделей вызывал несомненный интерес за рубежом, моду на русские меха, платки, сапожки, сарафаны. В 1970-х годы популярными становятся платья и костюмы из кримплена, брюки-клеши, сапоги-чулки. Появилась обувь на низком широком каблуке с тупым носком.