Версия для слабовидящих
Русская женщина в зеркале эпохи

9 февраля 19 мая 2024 года

Мода, как зеркало, отражает идеологические, культурные, нравственные изменения в социуме. Во многих культурах выражает не только ценности и тенденции общества, но и индивидуальность человека. Подобные перемены нашли яркое выражение и в тенденциях XX века. Выставка представляет, кто и во что одевал уралочек более 100 лет назад, какое влияние оказали народные традиции на местную моду и как за столетие изменился образ уральских модниц.

Мир женщины на выставке (всего более 20 предметов!) представлен через одежду, обувь, головные уборы и модные аксессуары: украшения, предметы дамского туалета (зеркала, гребни, пудреницы, парфюмерию). Их дополняют детская одежда и игрушки 1940-х – 1950-х годов, предметы домашнего обихода (керосинка, керогаз, стиральная доска, утюги, соковыжималка, кофеварка), мебель конца XIXXX веков, 1930-х, 1960-х годов, постеры и фотоколлажи, передающие атмосферу своего времени. Все постеры художественно оформлены в виде зеркал, бытовавших в разные эпохи.

Женская мода 1900-х воплощала стиль «прекрасной эпохи» – модерн. Основу силуэта составил идеальный образ женщины, которой чужды земные тревоги, заботы, быт, физическая работа. Он характеризовался невесомостью, воздушностью, элегантностью. После революции в стране кардинально меняется идеологическая и материальная основа общества, и, в том числе, внешний облик людей. Смена идеологии обусловила моду на «кожанки», гимнастерки, красные косынки. Женщина преставала быть «рабом кухни», больше времени проводила на работе, учебе, участвовала в различных митингах и культурных мероприятиях. Одежда была практичной, скромной, без изысков. Вместе с тем, эпоха авангарда и НЭПа привнесла еще один силуэт в одежду – прямые платья с заниженной талией, маленькие шляпки по головке.

В 1930-е годы, когда в СССР началась индустриализация, женщина в первую очередь должна была стать полноправным строителем светлого коммунистического общества. Время модниц ушло в прошлое. Их порицали как носителей вредных капиталистических ценностей. Вторая мировая война внесла свои коррективы в облик женщины. Многие переоделись в военную и рабочую форму, воевали на фронтах и трудились на предприятиях. Модная одежда и счастливая мирная жизнь остались лишь в воспоминаниях.

Послевоенные годы преобразили женскую половину страны. Это были годы улыбок и надежд. Страна возрождалась после разрухи, и женщины стремились к красивому и нарядному. В условиях послевоенного дефицита часто шили сами, прибегали к услугам портних. Детская тема оставалась неотъемлемой частью жизни женщины. На нее ложилась основная роль по воспитанию подрастающего поколения как дома, так и в образовательных учреждениях.

В период «оттепели», развития международных связей между СССР и капиталистическими странами в советский быт проникают и элементы западной культуры. Граждане получают возможность узнавать о новинках зарубежной моды. В журналах мод начали публиковать иностранные модели одежды, в основном из стран народной демократии. Приметы 1960-х массовое распространение синтетических материалов, прямой силуэт, узкие туфли-лодочки на «шпильке». Мода становится все более демократичной. В домашнем обиходе наряду со стиральными машинами и пылесосами появляются соковыжималки, кофеварки, облегчавшие труд женщины на кухне.

1970-е годы – время, когда стремительно растет поклонение всему заграничному: западная музыка, кино, мода вызывали восторг. Импортные вещи стали олицетворением счастья, успешности, сопричастности другому жизненному укладу, часто недоступному. В лексикон вошло выражение «фирменная вещь» или просто «фирма». Все, что в других странах можно было купить, в СССР доставалось или делалось собственными руками, шилось индивидуальными портными и в ателье. Но, как правило, советские люди отставали от моды, и пик популярности той или иной модели ощущался лишь тогда, когда в других странах она уже уходила. В это же время появляется и своя национальная школа модельеров. Показ их моделей вызывал несомненный интерес за рубежом, моду на русские меха, платки, сапожки, сарафаны. В 1970-х годы популярными становятся платья и костюмы из кримплена, брюки-клеши, сапоги-чулки. Появилась обувь на низком широком каблуке с тупым носком.

C 9 Февраля
по 19 Мая 2024 года

Адрес, контакты

Музей истории и археологии Урала
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10

Для разворота карты нажмите

Остановка: «Оперный театр» (автобусы, трамваи), «Гостиница «Исеть» (трамваи)
Автобусы1: 24, 27, 28, 36, 50, 54, 56, 114, 150, 030, 054
Трамваи: 2, 6, 13, 15, 16, 18 (остановка «Оперный театр»), 2, 3, 8, 14, 20, 21 (остановка «Гостиница «Исеть»)
Тел.: +7 (343) 358-95-27 (отдел археологии), +7 (343) 350-67-71 (отдел истории Урала)
страница музея

Билеты

Взрослый - 300 руб.
Школьный - 150 руб.
Дошкольный - бесплатно
Студенческий - 150 руб.
Пенсионный - 150 руб.

Записаться на экскурсию
Рассказать друзьям

Другие выставки и мероприятия этого музея


Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений