Личное дело: орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше
С конца марта по 13 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов различных отделов рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
О кукше (Perisoreus infaustus), самой маленькой из врановых птиц, населяющих Свердловскую область, рассказывает ведущий научный сотрудник Музея природы Урала Алексей Евгеньевич Гурин.
Гнездо кукши найти не просто. Гнездится она, когда в лесу лежит еще много снега, а гнездо искусно прячет среди густых еловых веток. Благодаря находке уральского орнитолога Геннадия Николаевича Бачурина мы расскажем о гнездовой жизни этой птицы.
Кукша — самая маленькая из врановых птиц, населяющих нашу область. Оперение птицы рыхлое, серовато-бурое, перья хвоста — рыжие. Рыжие перья есть и на крыльях. Такое неяркое оперение очень хорошо гармонирует с излюбленными местами обитания кукш, спелыми хвойными сосново-еловыми лесами с густым еловым подростом, и в совокупности с тихим полетом делает птицу малозаметной.
Кукши ведут оседлый образ жизни. Пара, облюбовав участок леса, находится в нем круглогодично. В отличие от большинства птиц наших лесов, кукши преступают к гнездованию очень рано. К концу марта в гнездах уже бывает полная кладка из 2–4 зеленовато-серых с коричневыми пятнами яиц. Птенцов же бывает в выводках, как правило, меньше.
Гнезда строят на невысоких (5–10 метров) ёлках. Поскольку в марте в Свердловской области бывает еще довольно прохладно, гнездо кукши – капитальное строение, собранное из тонких веточек. Большое, по отношению к самой птице, глубокое, толстостенное, внутри обильно выложено перьями птиц. Часто это перья рябчиков, оставшиеся в местах нападения на них ястребов или других хищников. Такие «трёпки» кукши отыскивают по всему лесу, перетаскивая все до последнего перышка. Снаружи гнездо утыкано тонкими, длинными кусочкам березовой коры и лишайниками – иногда так сильно, что все строение напоминает седую бороду, забытую кем-то в кроне елки. Но в материале гнезда не бывает много мха, грязи, древесной трухи, обилия сухой травы. По этому признаку гнезда кукш легко отличаются от гнезд дроздов, которые размещают свои постройки на небольших ёлках подобным образом.
Самка, насиживая кладку, сидит в гнезде очень плотно, не слетая с гнезда даже при явной опасности. Столь же неохотно она покидает гнездо, когда вылупившиеся птенцы еще малы. А вот когда птенцы подрастают, оба родителя начинают их активно кормить. Корм кукш разнообразен, но при выкармливании птенцов основу рациона составляют различные насекомые.
Как и многие птицы, взрослые кукши убирают все выделения своих птенцов, чтобы в гнезде сохранялась чистота, а вокруг гнезда не было демаскирующих пятен помета.
В последней декаде апреля окрепшие птенцы становятся активнее, встают на край гнезда, машут крыльями и вскоре покидают свое гнездо. Родители еще долго продолжают их кормить. Кочующие выводки можно наблюдать все лето. К зиме выводки распадаются.
В экспозиции Музея природы вы сможете увидеть эту интересную птицу.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции
Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»