Личное дело: историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»
С конца марта по 13 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов различных отделов рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
Ведущий научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного Лев Фадеев рассказывает о скульптуре Мастера «Бертран де Борн».
Небольшую бронзовую скульптур «Бертран де Борн» Эрнст Неизвестный сделал в 1970 году. Она изображает известного французского трубадура, персонажа «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–132). Бертран де Борн (около 1140 – не позднее 1215 гг.) был помещен итальянским писателем на восьмой круг ада в число зачинщиков раздора: большую часть жизни Бертран провел в распрях и междоусобных войнах. Герой изображен в напряженной, коленопреклоненной позе. Он, испытывая мучения, держит свою голову за волосы.
Бертран де Борн был окситанским поэтом и трубадуром, одним из крупнейших поэтов средневекового Прованса.
Родился он в Лимузене и долгое время находился в жестоких распрях со своим братом из-за замка Отфор. Бертран активно участвовал в междоусобных войнах семейства Плантагенетов и различных баронских смутах. И в жизни, и в творчестве он убедительно представлял идеологию феодального рыцарства.
Бертран, что было свойственно многим рыцарям того времени, увлекался поэзией и писал политические и военные сирвенты, воспевающие войну как единственно достойное настоящего рыцаря дело. Упоение при созерцании Дамы замещается в его творчестве любовью к сражениям, в которых, по мнению поэта, как раз и проявлялись истинная радость и сердечная привязанность рыцаря. Основным идейным компонентом стихов Бертрана, даже если он обращается к женщине, становятся воинские доблесть и честь.
Лирика Бертрана де Борна отличается экспрессией, сарказмом, обладает высокой степенью воздействия на эмоции читателя посредством отдаленных образных, тематических и ритмических ассоциаций. В частности, два плача де Борна на смерть Генриха Плантагенета («Молодого короля») характеризуются высочайшим мастерством и считаются одними из лучших в этом жанре.
Последние 20 лет жизни воитель и поэт провел в монастыре. От двух браков он имел четырех сыновей. Его старший сын, также Бертран де Борн, был трубадуром.
Подобная противоречивая фигура не могла не заинтересовать Эрнста Неизвестного, помимо всего прочего еще и большего ценителя Данте. Для скульптора образ Бертрана де Борна стал возможностью показать трагизм человеческой личности, в которой непрерывно продолжается борьба между инстинктивными и духовными интенциями.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции