Агафуровы. Япония. 1923 год

17 сентября 2024 года – 10 марта 2025 года

Великое землетрясение Канто, также известное в Японии как Канто дайсиньсай, произошло на главном японском острове Хонсю в 11:58 в субботу, 1 сентября 1923 года. По разным данным, продолжительность землетрясения составляла от четырех до десяти минут. Обширные пожары, возникшие в этот момент, увеличили число погибших.
В этот день погибла часть екатеринбургской купеческой семьи Агафуровых, переехавшей в Японию в поисках новой родины. Именно об этом событии рассказывает выставка.

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ: 16 – 22 сентября

На ближайшей теплой неделе открываем две камерные выставки и отправляемся с экскурсией в самую популярную экспозицию Музея истории и археологии Урала.

✅ 17 сентября (вт)
Открытие выставки «Агафуровы. Япония. 1923 год»
🆓️ вход свободный

✅ 18 сентября (ср)

16:00, Дом Поклевских-Козелл
Открытие выставки Елены Гуцаловой «Бисерные фантазии»
🆓️ вход свободный

22 сентября (вс)

12:00, Исторический музей города Полевского
Большая индейская игра на выставке «Страна индейцев» (билеты в кассе музея)

14:00Музей истории и археологии Урала
Обзорная экскурсия «Шигирская кладовая» (билеты в кассе музея)

На обложке – Леонард Гусев. «На речке». Холст, масло. Екатеринбург. 2023 год. Картину до 10 ноября можно увидеть на выставке «Мой родной Урал» в Доме Поклевских-Козелл!

Будьте в курсе событий с нашей Афишей!

Бисерные фантазии

16 сентября – 14 октября 2024 года

Выставка украшений дизайнера Елены Гуцаловой

Елена Гуцалова родилась в городе Полевском Свердловской области. Специального художественного образования она не получила, но постоянно обучается у более опытных мастеров. В 2021 году Елена прошла курс по развитию креативности у Эльзы Бикметовой, тогда же начала обучаться в Школе вышивки Ангелины Пеях, где узнала секретные техники создания архитектурных брошей. Три последних года Елена обучалась в Школе бисероплетения Елены Тарасюк.

С 2023 года Елена Гуцалова – член Уральской Художественной Гильдии. В марте 2024 года она провела первую персональную выставку “Грёзы бисерной феи” в Министерстве культуры Свердловской области, летом – персональную выставку в Доме Кино.

Елена работает в технике вышивки, бисероплетения и сборки. В дополнение к ним использует сухое валяние из шерсти, создание каркасов. В основном ее работы – в смешанной технике: так изделия смотрятся более объемно и необычно.

Созданием украшений Елена всерьез увлеклась в 2018 году, хотя с детства любила вышивать, вязать, плести фенечки и перебирать камешки. Сперва все украшения создавала для себя. В итоге уже не хватало времени их все показать, а желание творить не угасало. Тут и пришло желание создавать бижутерию для прекрасной половины человечества. Миссия Елены – сделать женщин более красивыми и счастливыми. Вдохновение Елена черпает от природы, ведь она совершенна и разнообразна.

Концерт хоровой музыки «Звёздная река»

15 сентября (воскресенье) 2024 года, 15:00, 12+

Академический хор Л52 представит программу из популярных хоровых произведений русских и советских композиторов. Прозвучат песни из мюзиклов, кинофильмов и классические композиции.

Академический хор Л52 – любительский хор, созданный менее года назад в Креативном кластере Л52. Он объединяет людей разных профессий.  Хор уже принял участие во множестве концертов и фестивалей на разных площадках Екатеринбурга, стал дипломантом Всероссийского конкурса.

Продолжительность концерта – 45 минут.

Концерт вокальной музыки «Осенний голос романса»

14 сентября (суббота) 2024 года, 15:00, 12+

Необычный концерт объединит академическую и народную музыку. Популярные старинные, цыганские, городские и салонные романсы прозвучат в исполнении Екатерины Лахтиной (сопрано). Колорит фольклора и народных песен передадут Ангелина Джунь (меццо-сопрано) и участники проекта «Круголетье».

Продолжительность концерта – 50 минут.

Мой родной Урал

13 сентября – 10 ноября 2024 года

Юбилейная выставка Леонарда Гусева (к 95-летию художника)

Леонард Гусев – художник-профессионал, универсал, работающий в разных жанрах. Его кредо – в своем творчестве уметь если не все, то многое. У Леонарда Александровича это многое составляют монументальные работы, портреты, сюжетные композиции, пейзажи, декоративные работы, рельефы и многое другое.

Родился будущий художник в уральском городке Ревда в 1929 году. В 1937-м его отец начал работать на строительстве Уралмашзавода, и семья переехала в Свердловск. Леонард Гусев окончил школу, одновременно посещал вечернюю студию изобразительных искусств. Затем, с 1944 по 1949 годы, учился в Художественном училище имени И. Д. Шадра, затем поступил в Государственный художественный институт Эстонской ССР, который окончил с отличием в 1955 году. Творческий путь художника начался с создания дипломной картины «Юные рыболовы», опубликованной в главном журнале страны «Огонек» и популярных тогда открытках. Тогда же художник вернулся в Свердловск и написал работу «У окна» – портрет младшей сестры, который сразу попал на областную выставку. Так началась его выставочная деятельность.

Через два года молодого художника заметил С. П. Романов, который по рассмотрении конкурса эскизов монументальных работ принял Леонарда Гусева в свою бригаду. Во Дворце культуры Каменска-Уральского художник стал автором своих первых мозаик «Юность», «Мир народам», «Знание – людям».

Художник Леонард Гусев успешен во всех своих непростых творческих ипостасях. Он несколько лет преподавал живопись, композицию и рисунок в Свердловском художественном училище имени И. Д. Шадра. Однако монументальное искусство – ведущая профессиональная деятельность художника в комбинате Художественного фонда РСФСР, позднее – Росмонументискусство. В 1970-е годы стала заслуженно известной мозаика «Чаепитие в космосе», выполненная на стене в холле банкетных залов ресторана «Космос». Её полетный мерцающий образ публика, посещающая ресторан, называла впечатляющим, красивым и современным. Стал знаменитым в городе и антрактно-раздвижной занавес (гобелен) в технике ручного ткачества Дворца культуры Химмашзавода, созданный в 1980-е годы. В XXI веке в залах ожидания екатеринбургского вокзала появилась новая роспись из 12 картин под общей темой «История Урала от Ермака до наших дней в картинах уральских художников». Идеи, эскизы, художественное руководство проектом осуществлял Леонард Гусев, сам блестяще выполнив три сюжета росписи плафона. Чтобы состоялся такой комплексный проект, автору пришлось победить в региональном конкурсе.

Успешен уральский художник и в пейзажной живописи. Его пейзажи строятся на искреннем, тонком по эмоциям переживании созерцания мотивов природы и, конечно, на мастерстве колористического письма и композиции. Теплая эмоциональная окраска пейзажных образов, открывающая соприкосновение души художника и жизни природы, наполняет все его работы – этюдные, картинно-композиционные, северные по мотиву, южные, уральские и другие – самые разные.

В портретах, перенося своих героев на холст, не отступая от правды натуры, Леонард Гусев стремится передать образ человека не только точным выразительным рисунком, но и находит для каждого свою мелодию жизни. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств хранится портрет первого Лауреата Ленинской премии Свердловской области конструктора УЗТМ Михаила Анфимова. В музее УЗТМ – портрет конструктора Георгия Химича. В музее современного искусства – «Пионерка». В Ирбитском музее изобразительных искусств – портрет ветерана Великой Отечественной войны А. И. Коробкина, портрет рабочего Б. А. Матюшина. Картина «Спасение людей на пожаре» – в музее пожарного дела, там же портрет пожарного Ким.

На выставке представлена серия: портреты императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, наследника Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Главная идея этой серии портретов – дать простой, в чем-то обыкновенный и духовно близкий любому человеку образ царской семьи. Сложность этой работы заключается в неуловимости передачи портретного образа и психологического состояния портретируемых. Известно, например, что Валентин Серов, которого в конце XIX – начале XX веков считали лучшим портретистом России, после длительной работы над портретом русского царя был вынужден отказаться от заказа из-за его сложности, так и оставив портрет незавершенным.

В трактовке образа Николая II художником Леонардом Гусевым также можно увидеть определенную незавершенность, но вместе с тем – и некоторое сходство с психологическим подходом Валентина Серова. Это выразилось в мягкости, сентиментальности, «неотчетливости» и деликатности характера царя, его каком-то «не имперском» облике, раскрывающим зрителю больше человеческую сущность портретируемого, а не его статус и типаж правителя. В женских портретах семьи Романовых Леонард Гусев также больше «гуманистический психолог и романтик», чем беспристрастный аналитик. В каждом образе прослеживается, наряду с характерными индивидуальными чертами императрицы и царевен, их доминирующая человеческая сущность, доброта, гуманность и теплота душевного настроя и состояния.

Любимый художник Леонарда Гусева – Аркадий Пластов – писал: «Должна быть стержнем поведения мысль, что работать надо систематически… работа должна быть ритмична, неустанна, как биение нашего сердца». Так же ритмично и неустанно работает художник, чей творческий стаж насчитывает почти 70 лет. В сентябре 2024 года Леонарду Александровичу исполняется 95 лет, и он все еще полон творческого горения.

Далекое и близкое города Алапаевска

8 – 20 сентября 2024 года

К 385-летию города Алапаевска: основные вехи жизни города – через экспонаты из фондов музея

На выставке можно увидеть рисунок Василия Татищева с чертежом центра Алапаевска в XVIII веке, описанием герба и самого города, основанного по Царскому указу, и труд Н. Шадрина об алапаевском изобретателе водяной турбины Игнатии Сафонове. Буклеты и брошюры напоминают, что Алапаевск – родина первых Советов на Урале (1905 год), рассказывают о революционных событиях 1917 года, о трагедии Романовых.

О славной истории города повествуют и представленные наградные знаки, и учебник «История Урала» для 9–10 классов, и фотографии завода. Многогранную жизнь города показывают газеты «Алапаевский рабочий» и «Алапаевская искра» разных лет, юбилейные медали, брошюры, повествующие о предприятиях и учебных заведениях города, программы мероприятий и различные книги не только советского периода, но и современности. Суровые будни военных дней нашли отражение в изданиях об алапаевцах- героях Великой Отечественной войны.

Алапаевская земля богата талантами. Об этих удивительных людях написаны брошюры, изданы буклеты и книги. Наши земляки – поэты, художники, музыканты, другие творческие люди – хранители и знатоки истории земли алапаевской. О реставрации и возрождении духовного центра Алапаевска – Свято-Троицкого собора – рассказывает одноименная книга Ивана Самойлова. О результатах поисков алапаевских краеведов повествует журнал «Истоки».

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ: 9 – 15 сентября

Уральская погода сулит целую неделю бабьего лета, а наша афиша – новую выставку, игротеку в особняке Агафуровых и две авторские экскурсии (в том числе одну премьеру!).

✅ 12 сентября (чт)

Игротека «Движение к успеху»
🆓️ вход свободный

13 сентября (пт)

16:00, Дом Поклевских-Козелл
Открытие выставки живописи Леонарда Гусева «Мой родной Урал»
🆓️ вход на открытие по приглашениям, с 14 сентября – по билету в музей

14 сентября (пт)

15 сентября (вс)

14:00Музей истории и археологии Урала
Авторская экскурсия Александра Фроленко «История городской власти Екатеринбурга в XVIII–XIX веках» в экспозиции «Горный мир»

На обложке – Кавсария Мигулько. «Теплый закат на реке». Холст, масло. Екатеринбург. 2023 год. Картину до 27 октября можно увидеть на выставке «Краски родного края» в Доме Поклевских-Козелл!

Будьте в курсе событий с нашей Афишей!

 Экскурсия «Телефонная связь»

14 сентября (суббота) 2024 года, 14:00

Экскурсанты узнают интересные факты из истории создания и развития телефонной связи.

Экскурсию проведет Виталий Мартынов, научный сотрудник Музея радио имени А. С. Попова.

Предварительная запись не нужна, сбор в фойе музея.

 

Игротека «Движение к успеху»

2 ноября (суббота) 2024 года, 12:00, 14:00

Семья Агафуровых была очень активной и в бизнесе, и в общественной жизни. Узнавая подробности их активной деятельности, порой удивляешься: «Как они это всё успевали?». Можно по-разному трактовать понятие «успешный человек», но, наверное, самое главное – успевать делать то, что хочешь, что считаешь самым важным в жизни.

Какие-то секреты успеха Агафуровых мы узнали, много полезного почерпнули в народной культуре, что-то нашли для вас у современных исследователей. Так сложилась игротека «Движение к успеху» для всех возрастов.

В программе игротеки:

  • Велосипедные соревнования
  • Крокет
  • Упражнения на равновесие, координацию
  • Нейрогимнастика
  • Подвижные игры
  • Сенсорные игры
  • Игры со словами
  • Игры на коммуникацию
  • Таблицы Шульте

Мероприятие состоится в Саду Агафуровых. Если будет дождь, всё, кроме велосипедных соревнований, проведем в Доме Агафуровых.

Предварительная запись не нужна, вход свободный!

Питейные традиции дореволюционного Екатеринбурга

6 – 29 сентября 2024 года

Жители дореволюционного Екатеринбурга, совсем как мы сейчас, ходили друг другу в гости на чаёк, забегали в столовую, дарили дорогой кофе. Приготовление и употребление напитков были малозаметной, но неотъемлемой частью повседневной жизни. Невозможно расспросить горожан тех времен об их вкусах и предпочтениях, однако остались безмолвные свидетели – предметы быта. Вмятины и царапины на кружках, патина на подносах, следы копоти в самоварной трубе свидетельствуют о бурных застольях и шумных посиделках. Экспонаты выставки помнят ароматы свежезаваренного чая и аппетитных закусок.

Рассматривая кувшины и кофейники, чашки и чайники, гости выставки познакомятся с разными сторонами городской культуры. С одной стороны, изысканный чеканный орнамент, оригинальные внешние формы говорят о высоком уровне развития художественной металлообработки на Урале, о творческом потенциале мастеров. Эстетика домашней посуды показывает, что 150 лет назад люди тоже стремились создать уютную и красивую сервировку стола. Бытовой художественный металл XVIII – XIX веков и фарфор демонстрирует слияние функциональности с искусством.

Удивительным открытием для зрителя станет многообразие фасонов самоваров XIX века: шарообразные, прямоугольные, конусообразные. Они отличались по материалу, размеру, наличию украшений, сложности форм. По самовару можно сделать предположение о социальном статусе и благосостоянии его владельца. Металлическая и фарфоровая посуда могла переходить от родителей к детям в качестве приданого или наследства.

Важные мелочи истории

5 сентября – 27 октября 2024 года, открытие 5 сентября (четверг) в 16:00

вход на открытие свободный, вход на выставку с 6 сентября – по билетам

Более 120 исторических документов из частной коллекции Михаила Качанова

В Екатеринбурге с последней трети XIX века, помимо любителей минералогии и нумизматики, жили люди, выбиравшие другие виды коллекционирования. О таких направлениях собирательства, как филателия или курительные трубки, можно догадаться только по косвенным сведениям. В самом конце XIX века в реестре городского коллекционирования появилась новая разновидность – филокартия. Изначально ее представлял всего один коллекционер – зубной врач Александр Иванович Хрущёв, имеющий полное право называться первым екатеринбургским филокартистом.

На всем протяжении ХХ века в Екатеринбурге жили увлеченные люди, которые продолжали заниматься коллекционированием. И сегодня их также немало, но чаще всего они не афишируют содержание или некоторые аспекты своих собраний. Тем не менее, за последние 35 лет в городе даже появились музеи и галереи, «выросшие» из частных коллекций. В них посетители могут увидеть подборки минералов, наград, произведений живописи и графики, икон, антиквариата и даже автомобилей. А вот собрания марок, открыток, монет и значков редко становятся достоянием широкой публики.

На выставке представлена уникальная коллекция Михаила Качанова, члена Русского географического общества и Екатеринбургского общества коллекционеров. Она объединяет не только открытки, которые Михаил Александрович собирает более трети века, но и разнообразные исторические документы, связанные с дореволюционным Екатеринбургом и имеющие непосредственное отношение к сюжету представленных открытых писем. Подобные предметы редко сохраняются в домах и конторах или попадают в собрания архивов и музеев. Учитывая бурные события российской истории, мы понимаем, что иногда следы прежней жизни уничтожали намеренно, а иногда и сами горожане выбрасывали «лишние» и «ненужные» бумаги и вещи.

Их дополнят экспонаты из фондов Свердловского областного краеведческого музея: специально для экспозиции сотрудники музея кропотливо подобрали более 40 предметов, по смыслу подходящих к исторической коллекции документов Михаила Качанова. Особенно любопытны канцелярские артефакты: циркули, чернильницы, тетради, а также дневник школьника Бори – ученика четвертого класса 1903–1904 учебного года, где можно увидеть, что изучал мальчик и какие оценки приносил домой. Гости выставки познакомятся с развитием образовательной, медицинской, транспортной, культурной, бытовой и других сфер деятельности Екатеринбурга конца XIX – начала XX веков, с людьми, стоявшими у истоков создания первого крупнейшего просветительского центра и второй женской гимназии.

Как и все коллекции, собрание Михаила Качанова в большей мере характеризует самого владельца, его увлеченность историей вообще и ее отдельными аспектами. Азарт обладателя редкого исторического документа постепенно перерос в почти исследовательский интерес. Эти важные мелочи вносят свой неоценимый вклад в реконструкцию прошлого. Именно они позволяют нам рассмотреть нюансы, добавляют краски и делают картину повседневной жизни столетней давности живой и яркой.