Королевские игры

24 сентября 2021 года – 13 февраля 2022 года

Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Государственного исторического музея

Впервые в Екатеринбурге – уникальный выставочный проект, посвященный оружейному искусству XVI века!

XVI век – время наивысшего расцвета западноевропейского оружейного производства. Тогда создавали предметы вооружения, которые по исполнению можно поставить в один ряд с образцами мировой живописи и декоративно-прикладного искусства.

Парадное оружие олицетворяло власть, знатность, богатство и стало неотъемлемой частью праздничной придворной культуры XVI века. Турниры, охота, стрелковые состязания, различные церемонии всегда сопровождали художественные образцы оружия и доспехов.

Гости выставки познакомятся с образцами вооружения, созданными по индивидуальному заказу придворными оружейниками Габсбургского императорского двора, княжеских западноевропейских дворов, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров позднего Ренессанса.

Особое место среди экспонатов занимает доспех, принадлежавший одному из представителей знатных европейских домов, двуручный меч ландскнехта – оружие лучшей пехоты Европы XVI века, а также образец головного защитного вооружения лошади – шанфрон.

Боевое и охотничье вооружение использовала свита и воинская гвардия ренессансных правителей. XVI век был пронизан поисками идеального государя. Элита эпохи Ренессанса играла в античность и в рыцарственность. Образ государя-воина, государя-рыцаря был исключительно важен. К созданию такого образа привлекали художников, мыслителей, ученых, ремесленников. Они создавали сценарии, декорации, костюмы и вооружение. Оружие как неотъемлемую часть придворного обихода использовали в ритуализированных и игровых действах, связанных с жизнью двора: триумфах, турнирах, охоте, вооруженных состязаниях, в различных сценариях придворного церемониала.

Выставка показывает оружейные памятники как важный элемент придворных церемониальных практик европейских дворов в контексте истории Нового времени.

Проект «Королевские игры» ранее был представлен в Государственном историческом музее, посетил Тульский государственный музей оружия и Казанский Кремль.

Проект реализован в рамках 150-летия со дня основания Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области, В подготовке проекта также принял активное участие Ингосстрах.

Каждую субботу в 15:00 и воскресенье в 13:00  бесплатная обзорная экскурсия по выставке (необходимо приобрести в кассе входной билет и сообщить, что желаете посетить экскурсию). 

Поэтическое искусствоведение

14 октября (четверг) 2021 года, 16:00, 12+

Художественно-поэтический вечер художника Александра Степанова

Александр Степанов расскажет о произведениях искусства на языке поэтических метафор. Гости вечера смогут взглянуть с оригинального литературно-образного ракурса на работы Жоржа Сёра, Винсента ван Гога, Фёдора Рокотова, Виктора Борисова-Мусатова, Константина Коровина, Владимира Татлина, Анатолия Зверева, Казимира Малевича и других художников.

Встреча пройдет в рамках проекта «Творческие четверги в Художественном музее Эрнста Неизвестного».

Желающих посетить встречу просим предварительно записаться по телефону +7 (343) 389-14-82.

Обязательно соблюдение масочного режима!

Об Александре Степанове:

Родился в 1949 году в городе Магадане. Художник, искусствовед, преподаватель изобразительного искусства и дизайна, кандидат педагогических наук. Член Союза художников России. Участник городских, межрегиональных, всероссийских и международных художественных выставок. Организатор и экспозиционер свыше 400 художественных выставок и проектов. Автор ряда статей по теории изобразительного искусства и дизайна. Член Союза журналистов России.

Данте в искусстве Эрнста Неизвестного

21 октября (четверг) 2021 года, 16:00

Лекция философа Сергея Пургина (к 700-летию со дня смерти итальянского поэта Данте Алигьери)

Доцент кафедры истории философии Уральского федерального университета, кандидат философских наук Сергей Пургин, который специально занимается изучением творчества великого итальянского поэта, расскажет гостям о смысловых контекстах иллюстраций Эрнста Неизвестного к произведениям Данте.

Данте Алигьери был одним из любимых поэтов Эрнста Неизвестного. В 1968 году в издательстве «Наука» вышли «Малые произведения» Данте с иллюстрациями художника, однако иллюстрации к «Божественной комедии» так и остались неизданными и сохранились только в виде эскизов и отдельных работ.

Лекция состоится в рамках Философского клуба Художественного музея Эрнста Неизвестного.

Желающих посетить лекцию просим предварительно записаться по телефону +7 (343) 389-14-82.

Обязательно соблюдение масочного режима!

Екатеринбург–Тичино. Годы дружбы

2 – 17 октября 2021 года

Выставка в рамках Дней Швейцарии в Екатеринбурге

Выставка рассказывает о Суворовских местах кантона Тичино и суворовских мероприятиях, которые связывают Свердловский областной краеведческий музей и парк-музей «Швейцария в миниатюре» (Мелиде, кантон Тичино) уже многие годы. Одним из первых их совместных международных проектов стала выставка художника Алекса Долля «По следам А. В. Суворова в Швейцарии», организованная в конце 2015 года в Музейно-выставочном центре «Доме Поклевских-Козелл».

Жители Тичино помнят о знаменитом русском полководце. Маршрут Швейцарского похода 1799 года начался с южного города Понте-Треза, и первые тяжелейшие битвы прошли на перевале Сен-Готард, южный склон которого также расположен на территории итальяноязычного кантона.

В марте 2016 года модель креста, который выбили в 1898 году в центре Альп в память о легендарном переходе армии Суворова, Доминик Винье, президент «Швейцарии в миниатюре», в присутствии делегации правительства кантона Тичино подарил Музею военной техники УГМК в Верхней Пышме. Доминик Винье так объяснил свой выбор: «В 2015 году я посетил экспозицию верхнепышминского Музея военной техники УГМК и был поражен, как бережно в Свердловской области хранят память о А. В. Суворове и событиях тех дней. Поэтому я принял решение передать уральскому музею модель Суворовского креста».

Весной 2019 года к 220-летию перехода войск под командованием генерал-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова через Альпы в Свердловском областном краеведческом музее имени О. Е. Клера состоялась фотовыставка «Швейцария и Лихтенштейн помнят А. В. Суворова», подготовленная совместно со Швейцарским культурно-информационным центром в Екатеринбурге, Музейно-выставочным комплексом «Швейцария в миниатюре», медиапорталом RS Ticino и Швейцарским фондом И. Кодры при участии Музея военной техники УГМК и Фонда семьи Шмотьевых. Одновременно с открытием выставки наградили победителей Конкурса детского рисунка, посвященного 220-летию Суворовского похода и организованного школой искусств имени Г. С. Мосина города Екатеринбурга. Картины юных художников также представили в Свердловском областном краеведческом музее, а затем – на выставке в Швейцарии в фонде И. Кодры в городе Мелиде. А в сентябре 2019-го галерея «Главный проспект» (Екатеринбург) стала организатором благотворительной поездки победительницы конкурса Марии Ольковой в Швейцарию на Суворовские дни. Мария смогла увидеть оба креста: и модель в «Швейцарии в миниатюре», и настоящий 12-метровый крест в ущелье Шолленен.

Не только суворовские события связывают Екатеринбург и Тичино, но и культура, туризм, природные достопримечательности. В Мелиде в галерее Фонда имени Ибрагима Кодры «Дети мира» швейцарцы могли любоваться красотами Урала на выставке «Я счастлив, что живу здесь» фотохудожника Виктора Киселева из Екатеринбурга, а дети познакомились со сказами уральского писателя Павла Бажова, и даже сделали выставку детских рисунков «Серебряное копытце». А потом произошло настоящее волшебство – жители Тичино смогли увидеть во всей красе Хозяйку Медной горы во время посещения Лугано и Мелиде уральскими красавицами. Девушки участвовали в показе моды и сделали прекрасную презентацию русских народных костюмов!

«После двух долгих лет приостановки культурного обмена из-за ковидной эпидемии, на «Днях Швейцарии» уральцы смогут посетить выставку в Екатеринбурге и увидеть природу и достопримечательности кантона Тичино на фотографиях, но я искренне надеюсь, что скоро мы сможем путешествовать как раньше. Очень важно думать о завтрашнем дне, поэтому совместные проекты для меня особенно значимы. Наша дружба сегодня – это залог прекрасных отношений завтра!», – считает глава музея «Швейцария в миниатюре» Доминик Винье.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно со Швейцарским культурно-информационным центром.

НЕпарадный Ленинград

11 сентября – 31 октября 2021 года

Живопись и графика 1930–1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

В основе этой выставки – любовь к загадочному и чарующему городу на Неве. Она посвящена Ленинградской пейзажной школе 1930–1940-х годов. Здесь можно увидеть более 120 работ 22 художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырса, Якова Шура и других.

С провозглашением принципов социалистического реализма и образованием в 1932 году единого Союза художников страны творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие. Учитывая непростое время, в которое творили художники (годы террора и репрессий), можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж – жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов позволяет сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

Отличительной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных работ, на выставке представлены акварели, гуаши, литографии и гравюры. В них также прослеживаются аналоги живописных приемов. Нередки повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Название выставки «Непарадный Ленинград» неслучайно. Изображая город, художники стремились показать малоизвестные, отдаленные от центра города уголки (Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны), показать новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе или старые застройки в Новой деревне. Живопись и графика ленинградских художников – мастеров ленинградской пейзажной школы — дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток. Монохромные черно-белые краски зимы, сочная зелень весны, яркое разноцветье лета и охристо-желтые тона осени, погруженные на картинах в городскую среду, способствуют эмоциональному восприятию города, позволяют увидеть его глазами художников, испытать чувство покоя, блаженства, умиротворения, тревоги, беспокойства или напряжения, которые испытывали они, когда создавали образ города с алыми закатами, серыми сумерками, оранжевыми восходами, синим прозрачным или низким серым небом.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера и Государственный музей истории Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Лекция «Дом Романовых и Уральское общество любителей естествознания»

28 октября 2021 года (четверг), 18:30

О лектории «УОЛЕ в старом Екатеринбурге»:

В год 150-летия музея рассказываем об Уральском обществе любителей естествознания – региональной «Академии наук» XIX века: о его самых именитых «звездах», проектах и достижениях. Что вдохновляло инициаторов УОЛЕ? Какой след дело их жизни оставило в истории Урала? Где наследие УОЛЕ живет сегодня? Ответим на лекциях!

На пике моды в XXI веке – научпоп, вечерние лектории и YouTube-каналы просветителей. Однако куда больший краеведческий бум Урал познал 150 лет назад. Единомышленники разных профессий – врачи, банкиры, лесничие, горные инженеры, преподаватели, фотографы – создали знаменитое УОЛЕ, прообраз нынешнего УрО РАН, первую научную организацию на Урале. А при ней – целый холдинг из собственной библиотеки на 80 тысяч томов, музея на 25 тысяч экспонатов, 61 метеостанции, минералогической мастерской, передвижного учебного музея, рыборазводной станции, секции пчеловодства, экскурсионного и энтомологического бюро, регулярного журнала «Записки УОЛЕ»…

Стартовав с 80 любителей природы и истории края, в итоге Общество выросло до 2500 человек и обрело покровительство Дома Романовых. УОЛЕ не стало первым в своем роде, но било все рекорды в России по массовости и размаху проектов. Энтузиасты УОЛЕ вели исследования и собирали коллекции, переводили свои труды на французский и немецкий, проводили уроки для школьников и экскурсии по окрестностям города, мечтали о большом музее, организовали «Иннопром» XIX века и первый съезд музыкальных деятелей.

Лекции проводят историки Владимир Микитюк, Светлана Корепанова, Алексей Федотов и другие исследователи края.

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (200 руб./взрослый, 150 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – экскурсия по экспозиции «Особняк дворян Поклевских» (при покупке билета на лекцию).
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-44-09.

Полвека заповедности

15 октября – 12 декабря 2021 года

К 50-летию Висимского государственного заповедника

В 100 километрах от Екатеринбурга коренная темнохвойная тайга больше трех сотен лет противостоит промышленному освоению Урала. Сохранять позиции нетронутой природы последние 50 лет удается усилиями общественности, исследователей природы и работников заповедного дела. Висимский государственный природный биосферный заповедник в 2021 году отмечает полувековой юбилей. Эта выставка – о первозданной и борющейся за восстановление природе и людях, хранящих заповедную тайгу уникальной судьбы.

2021 год для Висимского заповедника юбилейный втройне: 75 лет исполняется с момента создания Государственного природного заповедника «Висим» (7 марта 1946 года), 50 лет – воссозданному Висимскому государственному природному заповеднику (6 июля 1971 года), а также 10 ноября сотрудники отметят 20 лет присвоению территории статуса биосферного резервата.

Сейчас Висимский заповедник претендует на самую большую степень изученности биоты среди заповедников России. Об идее сохранения коренных таежных участков на осваиваемом промышленниками Урале – фото и архивные документы.

Тень Каравеллы. Книга. Фильм. Время

12 октября – 30 ноября 2021 года

В 2020–2021 годах в отряде «Каравелла» при поддержке Фонда Президентских грантов сняли фильм по мотивам произведения Владислава Крапивина «Тень Каравеллы». Съемки фильма стартовали в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и продолжались весь юбилейный для отряда «Каравелла» год (в 2021-м ему исполнилось 60 лет). Создатели детского художественного фильма «Тень Каравеллы» посвятили его детям войны. Это было пожелание самого Командора – Владислава Крапивина.

Выставка показывает значение детского периода жизни Владислава Крапивина в становлении будущего писателя и Командора и особенности военного быта тыловых городов Тюмени и Екатеринбурга. Она рассказывает и о команде, которая работала над созданием фильма «Тень Каравеллы»: воспитанниках отряда Каравелла, их родителях, инструкторах, ветеранах отряда и многих других неравнодушных людях. Вы познакомитесь с реальными экспонатами: костюмами, предметами, элементами декораций, фотографиями эпизодов из фильма и процесса съемок.

Вы сможете посмотреть фильм «Тень Каравеллы» во время работы выставки.

Для групп школьников (от 5 до 25 человек) сотрудники музея подготовили интерактивную экскурсию по выставке. Стоимость – 100 рублей с человека плюс входной билет в музей (50 рублей).

Посмотреть фильм «Тень Каравеллы» можно бесплатно. Для посещения выставки необходимо прибрести входной иблет (50 рублей).

Записывайтесь на показы фильма и интерактивную программу по WhatsApp +7-908-633-55-48, заведующая Музейным клубом Лариса Коновалова.

Выставку подготовили Музейный клуб «Дом Агафуровых» в содружестве с Пресс-центром и парусной флотилией «Каравелла» имени Аркадия Гайдара.

Эрнст Неизвестный. Москва мемориальная

10 сентября — 24 октября 2021 года

Среди объемных работ, выполненных Эрнстом Неизвестным, особое место занимают ритуальные скульптуры. Благодаря таланту Мастера они стали не просто данью памяти ушедшим людям. Они — настоящие шедевры.

На мини-выставке представлены фотографии надгробий выдающимся людям: физику Льву Ландау, скрипачу Юлиану Ситковецкому, первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, писательнице Галине Николаевой, поэту Михаилу Таничу. Все эти мемориальные скульптуры создал Эрнст Неизвестный и установил на легендарных кладбищах Москвы: Новодевичьем, Донском, Ваганьковском.

Каждая работа несет частичку души автора, его вдохновения, а потому уникальна и по-своему великолепна.

Чтобы тело и душа были молоды

 16 октября 2021 года – 31 декабря 2021 года

Передвижная выставка плакатов из фондов Свердловского областного краеведческого музея

Репортаж о выставке в «Областной газете»: Советский плакат. Актуальное ретро

Как языком плаката строилась в СССР пропаганда спорта и здорового образа жизни? Советские плакаты о спорте показывали идеального человека, прививали любовь к правильному образу жизни, разжигая у молодых людей интерес к игровым видам спорта и занятию физической культурой. Энтузиазм, выносливость, красота и сила – вот девиз творчества множества художников-плакатистов, создававших яркие образы спортсменов и спортсменок.

Вы увидите 23 агитационных плаката: призывающие заниматься различными видами спорта (в том числе «экзотическими» – например, воздушным или конным спортом), к установлению новых рекордов, серии, посвященные ДОСААФ, сдаче норм ГТО, плакаты, выпущенные к Олимпиаде 1980 года в Москве.

Плакаты дополняют выпуски почтовых марок, предметы спортсменов-чемпионов, награды и копия уникального фотоальбома, посвященного Параду физкультурников в Свердловске в 1939 году.

Крик

6 октября – 21 ноября 2021 года

Выставка малой графики Германа Метелева

Герман Метелёв – один из ярких представителей свердловского художественного мира. Его творчество занимает особое место в искусстве Урала. Художнику были подвластны все грани искусства: от живописи, графики, сценографии до ювелирного искусства, монументальной мозаики и мелкой пластики.

В Художественном музее Эрнста Неизвестного впервые представят редкую, ранее доступную только узкому кругу зрителей оригинальную и тиражную графику художника: офорт, линогравюра, рисунок, выполненные акварелью, карандашом и шариковой ручкой. Многие из этих работ – эскизы к крупным живописным произведениям Мастера.

Выставка раскрывает центральный сюжет в искусстве Метелёва, его знаменитую уральскую «кентавриаду». Для художника, чьи кентавры впервые появились в графике, эти прекрасные существа означали две природы: природу инстинктивную, биологическую и природу человеческую, духовную. Среди эскизов к «кентавриаде» можно увидеть работы «Похищение», «Крик», «Кентавр-женщина», «Кентавр, собирающий коренья».

Проект подготовлен совместно с дочерью художника Анной Метелёвой.

Купеческий Екатеринбург

15 сентября – 15 октября 2021 года 

Выставка графики екатеринбургской художницы Юлии Рублевой

Выставка рассказывает об уникальных образцах старинной архитектуры столицы Урала и Свердловской области. Купеческие дома, усадьбы горожан и другие памятники дореволюционной архитектуры несут зрителю, посредством кисти художника, свое послание – удивительные легенды и истории.

О художнике

Юлия Рублёва окончила факультет промышленного дизайна Уральского архитектурного университета, работала дизайнером, инспектором в Научно-производственном центре по охране памятников истории и культуры Свердловской области. Действующий преподаватель живописи и дизайна, ведет занятия в технике арт-терапии. Участница более 15 выставок, многократный лауреат первой степени межрегиональной выставки-конкурса «Сокровища Рифея».