Королевские игры

24 сентября 2021 года – 13 февраля 2022 года

Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Государственного исторического музея

Впервые в Екатеринбурге – уникальный выставочный проект, посвященный оружейному искусству XVI века!

XVI век – время наивысшего расцвета западноевропейского оружейного производства. Тогда создавали предметы вооружения, которые по исполнению можно поставить в один ряд с образцами мировой живописи и декоративно-прикладного искусства.

Парадное оружие олицетворяло власть, знатность, богатство и стало неотъемлемой частью праздничной придворной культуры XVI века. Турниры, охота, стрелковые состязания, различные церемонии всегда сопровождали художественные образцы оружия и доспехов.

Гости выставки познакомятся с образцами вооружения, созданными по индивидуальному заказу придворными оружейниками Габсбургского императорского двора, княжеских западноевропейских дворов, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров позднего Ренессанса.

Особое место среди экспонатов занимает доспех, принадлежавший одному из представителей знатных европейских домов, двуручный меч ландскнехта – оружие лучшей пехоты Европы XVI века, а также образец головного защитного вооружения лошади – шанфрон.

Боевое и охотничье вооружение использовала свита и воинская гвардия ренессансных правителей. XVI век был пронизан поисками идеального государя. Элита эпохи Ренессанса играла в античность и в рыцарственность. Образ государя-воина, государя-рыцаря был исключительно важен. К созданию такого образа привлекали художников, мыслителей, ученых, ремесленников. Они создавали сценарии, декорации, костюмы и вооружение. Оружие как неотъемлемую часть придворного обихода использовали в ритуализированных и игровых действах, связанных с жизнью двора: триумфах, турнирах, охоте, вооруженных состязаниях, в различных сценариях придворного церемониала.

Выставка показывает оружейные памятники как важный элемент придворных церемониальных практик европейских дворов в контексте истории Нового времени.

Проект «Королевские игры» ранее был представлен в Государственном историческом музее, посетил Тульский государственный музей оружия и Казанский Кремль.

Проект реализован в рамках 150-летия со дня основания Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области, В подготовке проекта также принял активное участие Ингосстрах.

НЕпарадный Ленинград

11 сентября – 31 октября 2021 года

Живопись и графика 1930–1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

В основе этой выставки – любовь к загадочному и чарующему городу на Неве. Она посвящена Ленинградской пейзажной школе 1930–1940-х годов. Здесь можно увидеть более 120 работ 22 художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырса, Якова Шура и других.

С провозглашением принципов социалистического реализма и образованием в 1932 году единого Союза художников страны творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие. Учитывая непростое время, в которое творили художники (годы террора и репрессий), можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж – жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов позволяет сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

Отличительной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных работ, на выставке представлены акварели, гуаши, литографии и гравюры. В них также прослеживаются аналоги живописных приемов. Нередки повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Название выставки «Непарадный Ленинград» неслучайно. Изображая город, художники стремились показать малоизвестные, отдаленные от центра города уголки (Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны), показать новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе или старые застройки в Новой деревне. Живопись и графика ленинградских художников – мастеров ленинградской пейзажной школы — дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток. Монохромные черно-белые краски зимы, сочная зелень весны, яркое разноцветье лета и охристо-желтые тона осени, погруженные на картинах в городскую среду, способствуют эмоциональному восприятию города, позволяют увидеть его глазами художников, испытать чувство покоя, блаженства, умиротворения, тревоги, беспокойства или напряжения, которые испытывали они, когда создавали образ города с алыми закатами, серыми сумерками, оранжевыми восходами, синим прозрачным или низким серым небом.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера и Государственный музей истории Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Эрнст Неизвестный. Москва мемориальная

10 сентября — 24 октября 2021 года

Среди объемных работ, выполненных Эрнстом Неизвестным, особое место занимают ритуальные скульптуры. Благодаря таланту Мастера они стали не просто данью памяти ушедшим людям. Они — настоящие шедевры.

На мини-выставке представлены фотографии надгробий выдающимся людям: физику Льву Ландау, скрипачу Юлиану Ситковецкому, первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, писательнице Галине Николаевой, поэту Михаилу Таничу. Все эти мемориальные скульптуры создал Эрнст Неизвестный и установил на легендарных кладбищах Москвы: Новодевичьем, Донском, Ваганьковском.

Каждая работа несет частичку души автора, его вдохновения, а потому уникальна и по-своему великолепна.

Крик

6 октября – 21 ноября 2021 года

Выставка малой графики Германа Метелева

Герман Метелёв – один из ярких представителей свердловского художественного мира. Его творчество занимает особое место в искусстве Урала. Художнику были подвластны все грани искусства: от живописи, графики, сценографии до ювелирного искусства, монументальной мозаики и мелкой пластики.

В Художественном музее Эрнста Неизвестного впервые представят редкую, ранее доступную только узкому кругу зрителей оригинальную и тиражную графику художника: офорт, линогравюра, рисунок, выполненные акварелью, карандашом и шариковой ручкой. Многие из этих работ – эскизы к крупным живописным произведениям Мастера.

Выставка раскрывает центральный сюжет в искусстве Метелёва, его знаменитую уральскую «кентавриаду». Для художника, чьи кентавры впервые появились в графике, эти прекрасные существа означали две природы: природу инстинктивную, биологическую и природу человеческую, духовную. Среди эскизов к «кентавриаде» можно увидеть работы «Похищение», «Крик», «Кентавр-женщина», «Кентавр, собирающий коренья».

Проект подготовлен совместно с дочерью художника Анной Метелёвой.

Купеческий Екатеринбург

15 сентября – 15 октября 2021 года 

Выставка графики екатеринбургской художницы Юлии Рублевой

Выставка рассказывает об уникальных образцах старинной архитектуры столицы Урала и Свердловской области. Купеческие дома, усадьбы горожан и другие памятники дореволюционной архитектуры несут зрителю, посредством кисти художника, свое послание – удивительные легенды и истории.

О художнике

Юлия Рублёва окончила факультет промышленного дизайна Уральского архитектурного университета, работала дизайнером, инспектором в Научно-производственном центре по охране памятников истории и культуры Свердловской области. Действующий преподаватель живописи и дизайна, ведет занятия в технике арт-терапии. Участница более 15 выставок, многократный лауреат первой степени межрегиональной выставки-конкурса «Сокровища Рифея».

День красоты в Музее природы

9 сентября (четверг) 2021 года, 11:00–19:00

Ежегодно 9 сентября по предложению Международного комитета эстетики и косметологии во всем мире отмечают День красоты.

Чувство прекрасного человечеству подарила природа. Мы находим в ней вдохновение испокон веков. Изящество форм и линий, грация, краски – это окружающий нас мир, многоцветье полей, движение зверей и полет птиц.

Музей природы Урала приглашает отметить этот праздник конкурсом красоты среди животных, представленных в экспозиционных залах!

В жюри конкурса войдет любой желающий гость музея! Каждый посетитель 9 сентября сможет проголосовать за самый красивый предмет в экспозиции. На входе вместе с билетом сотрудники музея вручат стикер, который можно будет наклеить на витрину с полюбившимся животным (зверем, птицей, рыбой…).

В конце недели сотрудники музея подведут итоги и опубликуют их на сайте uole-museum.ru, в социальных сетях и подробнее расскажen о музейном предмете-победителе конкурса.

Традиция отмечать День красоты в Музее природы существует несколько лет. Победителями конкурса в разные годы становились белая сова, серый волк, медведица, песец и другие животные.

Время серебра

30 июня – 5 сентября 2021 года

Изделия из серебра от эпохи древних греков и персов до наших дней (в рамках программы «Шедевры частных коллекций»)

Серебро – один из самых незаурядных материалов с собственным выразительным языком. На протяжении пяти тысяч лет серебро стало неотъемлемой частью человеческой культуры – от разработок первых крупных серебряных рудников до использования в современных нанотехнологиях.

Самые ранние находки изделий из серебра сделали на территории Шумера и других стран Древнего Двуречья, а также в Египте, где серебро называли «белым золотом» и ценили  дороже обычного золота. В дальнейшей истории серебро применяли повсеместно. Оно стало основной валютой Средиземноморья и Европы, где рудники Лавриона, гор Сьерра-Морена и Долины святого Иохима наполняли серебряной монетой и слитками рынки и ярмарки в эпоху Античности и Средние века.

Серебро с древних времен популярно для производства украшений и повседневных предметов. Им украшали одежду и оружие, книги и церковную утварь. Его считали металлом королев, символом Луны, женского начала, а средневековые алхимики видели в нем девственное состояние первичной материи.

В XIX веке, когда серебро стало символом буржуазного благополучия и успеха, серебро наиболее активно использовали для изготовления посуды и предметов быта. Его передавали по наследству как семейную ценность и приносили в дар монастырям и храмам.

Выставка раскрывает различные аспекты применения серебра в человеческой культуре. Вы увидите серебряные артефакты, впервые представленные публике, предметы авторства фабрик Карла Фаберже и Ивана Хлебникова, собрание серебряных монет, зарубежные награды.

Кроме того, выставка представляет уникальное собрание часов XVII–XX веков Александра Козлова – самой крупной, представительной и яркой на Урале. Коллекцию много лет назад начал формировать Борис Козлов (1923–2005) – отец Александра Борисовича, летчик, ветеран Великой Отечественной войны. С юности он увлекся собиранием часов и передал эту страсть сыну. Презентацию коллекции жителям и гостям Екатеринбурга Александр Борисович посвятил памяти своего отца.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Фондом поддержки и развития Ленинского и Академического районов города Екатеринбурга «Добрососедство», коллекционером Александром Козловым и Антикварным Центром.

Каждую субботу в 15:00 и воскресенье в 13:00  бесплатная обзорная экскурсия по выставке (необходимо приобрести в кассе входной билет и сообщить, что желаете посетить экскурсию). 

Пермь – Прага. 1945

7 сентября – 7 ноября 2021 года
Информационно-библиотечный центр СОКМ (Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10, вход со двора)

Графические работы народного художника России Геннадия Мясникова (1919–1989)

Геннадий Алексеевич Мясников родился 12 сентября 1919 года в деревне Сосновка в Пермском крае и провел свое детство в Лысьве. Окончил театрально-декоративное отделение Художественного училища в Перми, а также ВГИК.

Он стал художником кино, народным художником РСФСР, профессором. Сотрудничал с великими режиссерами: Сергеем Эйзенштейном, Александром Довженко… Самой крупной работой художника в мире кино стала «Война и мир» Сергея Бондарчука. Эта работа принесла Геннадию Мясникову американскую кинопремию «Оскар». Фильмы, над которыми он работал, также становились лауреатами Каннского фестиваля.

В столицу Урала привезли выставку работ Геннадия Алексеевича, посвященную готическим видам послевоенной Праги. Эти работы художник создавал в 1945–1946 годах. Геннадий Мясников посещал Чехию в период работы на «Мосфильме».

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с АНО «РЕТРОспектива» (Пермь) и Генеральным консульством Чешской Республики в Екатеринбурге.

Ампир во время чумы

8 июля – 22 августа 2021 года

1930-е: годы свершений и годы трагедий

1930-е – непростой период в истории СССР. С одной стороны, царила атмосфера торжественной приподнятости и прославления подвигов молодой Страны Советов, а с другой – укреплялся тоталитарный режим власти, начались массовые репрессии и расстрелы неугодных.

Земляк уральцев Анатолий Константинович Серов – Герой Советского Союза, сталинский сокол, участник Гражданской войны в Испании 1936–1939 годов – одна из центральных фигур этого периода. Через призму его жизни и судьбы выставка раскрывает исторический период 1930-х. Выставка состоит из трех разделов. «Время свершений» рассказывает об энтузиазме и героизации 1930-х годов. Раздел «No pasarán!» посвящен Гражданской войне в Испании и участию в этой войне Анатолия Серова и других уральцев. «Время трагедий» – об обратной, непарадной стороне жизни в эпоху героев, о судьбе Анатолия Серова и его соратников после Испании.

Вы увидите знамена, плакаты, предметы мебели, одежды и быта из собрания Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера, а также личный фонд семьи Серовых из фондов Краснотурьинского краеведческого музея.

Презентация книги «Те 10 лет»

10 сентября (пятница) 2021 года, 16:00

Презентация книги Дмитрия Стровского и Юлии Шиловских «Те 10 лет»

Авторы отмечают: «Эта книга о нашем классе. О тех десяти годах, которые мы провели в стенах школы № 9, старейшей в Свердловске-Екатеринбурге, ставшей впоследствии гимназией. Но книга не только о нашем классе. Она в первую очередь об эпохе, уже скрывшейся за горизонтом и оставившей заметный след в истории страны и о стране, которой ныне уже нет на карте мира».

Книгу представят сами авторы.

Дмитрий Стровский родился в 1962 году. Он журналист, историк, профессор, доктор политических наук. Автор ряда научных книг и более 150 статей по вопросам истории взаимоотношений власти, общества и средств массовой информации. Сейчас Дмитрий живет и работает в Израиле.

Юлия Шиловских родилась в 1961 году, окончила электротехнический факультет Уральского политического института (УПИ). Сейчас работает ведущим инженером ООО «Уралпроектинжиниринг» в Екатеринбурге.

Для участия в мероприятии предварительно запишитесь по телефону +7 (343)-389-14-82.

Магия Боспора

31 марта – 22 августа 2021 года

Наследие Боспорского царства из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника

Вы познакомитесь с наследием первого государства на территории России, которое занимало земли нынешних Керченского и Таманского полуостровов. Боспорское царство, существовавшее более 1000 лет, – один из ярких феноменов древности. На протяжении веков оно, с одной стороны, было тесно связано с античным миром, а с другой – сыграло прогрессивную роль в историческом, социально-экономическом и культурном развитии многих народов, населявших Северное Причерноморье во второй половине I тыс. до н. э. – I тыс. н. э.

Керченский полуостров во все времена становился ареной ожесточенных столкновений разных культур и народов. Но это и то место, где появляется уникальная греко-скифская культура, ставшая неотъемлемой частью боспорской истории.

Богатая на щедрые находки керченская земля пополнила известными всему миру редкостями ведущие музеи Европы, легла в основу античных коллекций Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительного искусства имени А. С. Пушкина.

Вы увидите свыше 300 предметов, датируемых VI в. до н. э. – I в. н. э.: расписные и чернолаковые сосуды, амфоры, бронзовый киаф, бронзовые зеркала, раковины каури, наконечники стрел, ритуальные сосуды, женские украшения из золота.

В числе уникальных экспонатов – предметы из погребального комплекса «Три брата», открытого в 1965 году археологами Керченского музея на окраине некрополя античного города Нимфея.

Также вы увидите терракотовые статуэтки из святилища на античном поселении «Полянка», которые применяли для различных мистерий и обрядов, и граффити на свинцовых пластинках.

Эти предметы иллюстрируют оккультные представления древних боспорцев и возможные причины конфликтов, возникающих между людьми.

Познакомясь с экспонатами, вы откроете для себя жизнь преуспевающего государства, жители которого выращивали зерновые культуры, торговали вином, промышляли рыбой, занимались ремеслами и создавали уникальные памятники искусства.

Встреча под липами: олимпийская чемипионка Марина Климова

25 августа (среда) 2021 года, 18:00

Встреча с Олимпийской чемпионкой по фигурному катанию, многократной Чемпионкой мира и Европы Мариной Климовой

Встреча будет проходить в дворе Музейного клуба «Дом Агафуровых», под липами.

Ранее, в 14:00 состоится финисаж выставки «Крымская весна в Екатеринбурге»: экскурсия, викторина и призы из Крыма!

Для пенсионеров вход бесплатный!