Война и Мир

1 декабря 2021 года – 9 января 2022 года, открытие 1 декабря (среда) в 15:00, вход по приглашениям

К 125-летию со дня рождения полководца Георгия Жукова

На стыке двух знаменательных исторических дат – 75-летие Великой Победы, которое страна отметила в 2020 году, и 80-летие начала Великой Отечественной войны, которое отмечает в 2021-м, – трагедия Войны в ее глобальном масштабе, важность и хрупкость Мира стали актуальны для историков, политиков, ученых, деятелей культуры и художников.

Не осталась в стороне и группа молодых художников из Санкт-Петербурга, авторов проекта «Война и Мир». Идею выдвинули четыре выпускника последних лет (2012–2017) Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств: Роман Абдуллин, Чермен Гугкаев, Марат Кесаев и Сергей Некрасов. Их поддержал Александр Быстров, руководитель мастерской монументальной живописи, профессор Санкт-Петербургской академии художеств, народный художник РФ, академик Российской академии художеств, художественный руководитель мозаичной мастерской РАХ в Санкт-Петербурге.

Александр Быстров многие десятилетия стремится развить в учениках все качества, присущие непростой профессии монументалиста: умение работать с масштабной композицией, решать синтетические проблемы, согласовывать многочисленные частные детали, подчиняя их общей идее, сочетать броскость и даже порой плакатность языка монументального искусства с тонким психологизмом и исторической достоверностью. Он учит своих подопечных воздействовать на зрителя через силу эмоционального выражения живописи и экспрессивности изобразительных приемов. Он формирует в учениках вкус, патриотические чувства и историзм мышления, без которых немыслима работа в решении больших задач.

Молодых авторов и их руководителя объединила цель – показать отношение современных творцов к теме войны как огромной общечеловеческой трагедии, память о которой хранит практически каждая семья в России. «Война для народов – это слезы и кровь, …погибшая молодость и оскорбленная старость», – писал Илья Эренбург, и именно об этом хотят напомнить зрителям участники выставки. Но трагической темой не исчерпывается жизнь, и даже в моменты тяжких испытаний человеку свойственно радоваться, любить, быть счастливым. В противовес теме войны другие работы художников на выставке воспевают полифонию мирного бытия с его жизнеутверждающим началом.

Ночь искусств онлайн – 2021

4 ноября (четверг), 18:00–23:00 

Девятая Всероссийская культурно-образовательная акция, объединяющая все направления искусства, вновь посвящена Дню народного единства. Акция состоится в онлайн формате.

Приветствие Министра культуры Свердловской области Светланы Учайкиной

Программа мероприятий Свердловского областного краеведческого музея в рамках «Ночи искусств онлайн – 2021»:

Королевские игры

Кураторская видеоэкскурсия, состоявшася на вернисаже выставки, размещена на официциальном YouTube-канале Свердловского областного краеведческого музея.

XVI век – время наивысшего расцвета западноевропейского оружейного производства. Тогда создавали предметы вооружения, которые по исполнению можно поставить в один ряд с образцами мировой живописи и декоративно-прикладного искусства.

Выставка в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» знакомит посетителей с прекрасными образцами вооружения, созданными по индивидуальному заказу придворными оружейниками Габсбургского императорского двора, княжеских западноевропейских дворов, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров времен позднего Ренессанса. Зрители увидят экспонаты из коллекции Государственного исторического музея (г. Москва).

Выставка показывает оружейные памятники как важный элемент придворных церемониальных практик европейских дворов в контексте истории Нового времени.

Бренды Урала

Видеосюжет размещен на YouTube-канале Свердловского областного краеведческого музея.

Выставка «Бренды Урала» приурочена к 87-й годовщине образования Свердловской области. Экспонаты выставки позволяют по-новому взглянуть на историю региона, сделав акценты на событиях, персоналиях и предприятиях, составляющих гордость края и формирующих его имидж.

Когда-то Свердловск называли парфюмерно-косметической столицей СССР. История фабрики началась в 1942 году с эвакуации в Свердловск московской «Новой зари». В военные годы на конвейере разливали одеколон по 0,5-литровым бутылкам из-под водки и уксуса, насыпали в бумажные пакетики зубной порошок и практически всю продукцию отправляли на фронт. Первые духи «Сирень» выпустили только в 1947 году.

Модернизацию фабрики «Уральские самоцветы» произвели только в 1970-е годы, и она началась с закупки французского оборудования. В те годы продукция предприятия – пудра, тени, губная помада, шампунь, зубная паста – распродавалась «на ура». Хрустальный флакон духов «Успех» считался лучшим подарком. «Уральские самоцветы» стали одной из лучших фабрик страны, отмеченной государственными наградами и премиями.

Для самых юных посетителей Музей природы Урала подготовил мастер-класс по рисованию акварелью под руководством друга музея, художницы Оксаны Мицник. Мастер-класс размещен в группе музея «ВКонтакте».

Оксана — детский педагог, член Международного союза педагогов-художников и уже постоянный участник музейных акций, на которых она проводит мастер-классы по рисованию.

Для детей и взрослых будут доступны видеоэкскурсии по выставке «Приходите, дети, в Африку гулять!». Три видеоэкскурсии размещены в группе музея «ВКонтакте».

Видеоэкскурсии проводят заведующая Музеем природы Урала Елена Скурыхина, научный сотрудник Марья Морозова и ведущий научный сотрудник Алексей Гурин. Гости увидят таксидермические скульптуры из частной коллекции предпринимателя Алексея Фисенко и узнают любопытные факты об антилопах Африки, буйволе, бородавочнике, зебре, бегемоте, жирафах и других обитателях жаркого континента, а также о европейских животных: лани, благородном олене и овцебыке.

Пара навек: искусство и человек…

Видеоэкскурсия «Мифы Древнего мира» размещена по ссылке.

Зрители увидят выставку «Мифологические образы Древнего мира и узнают, как крылатый бык Шеду оказался в пустыне, почему опасно подходить к женщинам, сидящим у водоемов, кто обидел Деметру, зачем керам чужие души и другие легендарные истории.

Мастер-класс по изготовлению оригинальной поздравительной открытки ко Дню народного единства «Авангард на бумаге» размещен в группе музея «ВКонтакте».

Видеоэкскурсия по ретроспективной выставке скульптуры Юрия Крылова в Художественном музее Эрнста Неизвестного размещена по ссылке.

Видеорассказ-описание картины «Охота на кентавра» (1970) уральского художника Германа Метелева размещен по ссылке.

Картина была представлена на выставке «Дары» из собрания семьи Виталия Воловича в Художественном музее Эрнста Неизвестного с 28 июля по 29 августа 2021 года.

Видеорассказ-описание эскиза «Cказка о Буратино» уральского художника Миши Брусиловского размещен по ссылке.

Эскиза к сказке о Буратино (1960–1970-е годы) был представлен на выставке «Дары» из собрания семьи Виталия Воловича в Художественном музее Эрнста Неизвестного.

Разговор с художником Александром Степановым «О свете в искусстве» размещен по ссылке.

Беседа о роли света в искусстве от Возрождения до XXI века состоялась  в рамках выставки Татьяны и Александра Степановых «Увидеть свет. Сцена» в Художественном музее Эрнста Неизвестного в сентябрь – октябре 2021 года.

История советского телевидения

Видеоэкскурсия размещена на YouTube-канале Свердловского областного краеведческого музея.

Экскурсию проводит старший научный сотрудник Музея радио Борис Кошелев. Он ведет рассказ о рождении телевидения в Советском Союзе, начиная от первого серийного телевизора Б-2. Его изображение размером 16×12 миллиметров состояло из 30 строк. Встроенная в корпус приставки лупа увеличивала видимый размер экрана примерно до 3×4 сантиметров. Практически изображение мог рассматривать только один человек.

Еще один экспонат, который можно увидеть в экскурсии, – легендарный телевизор КВН-49, первый массовый телевизор в СССР. Комбинированная радиотелевизионная установка «Беларусь-5» состоит из телевизионного приемника, радиоприемника и универсального электропроигрывателя. Телевизор обеспечивает прием телевизионных передач на любом из 12-ти каналов. Дистанционный пульт, прилагаемый к установке, позволяет регулировать яркость изображения и громкость звукового сопровождения на расстоянии до 5 метров.

Город яблок

Фильм «Город яблок» размещен в группе музея «В Контакте» и на странице Facebook.

Действие фильма кинорежиссера Светланы Абакумовой происходит в осеннем саду. Фильм рассказывает о сортах яблонь, произрастающих на территории сада. Экскурсию проводит заведующий Музеем истории плодового садоводства Геннадий Короленко. Зрители узнают вековую историю создания мемориального плодового сада в центре Екатеринбурга. Этот сад был заложен уральским энтузиастом-любителем Дмитрием Ивановичем Казанцевым в 1914 году. Он почти 30 лет, до конца своей жизни, увлеченно выращивал яблони и создал свои сорта яблок в суровом уральском климате.

В те времена…

Удивительный дом, построенный купцами Агафуровыми, впечатляет внешним и внутренним декором. Даже в неотреставрированных комнатах чувствуется дух времени и прошедших эпох. Здесь нет мемориального музея, так как не осталось предметов из этого дома, но работает Музейный клуб. Он развивает «музейную самодеятельность» горожан и стремлением к культурному просвещению продолжает традиции Агафуровых.

Видеоэкскурсия «Дом купцов Агафуровых. История и декор» рассказывает об особенностях планировки и декора дома. Видеоэкскурсия «Коммуналка» приглашает в постоянную экспозицию, которая рассказывает о жизни Дома в 1960-е годы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна – покровительница искусств

Все мероприятия программы будут размещены в группе музея «ВКонтакте».

Для маленьких зрителей музей подготовил программу активностей «День рождения принцессы Эллы»: компьютерные игры для детей (раскраски, кроссворды, загадки), мастер-класс «Белый цветок», песочный мультфильм «Белый ангел», мульт-концерт «Твори добро», фильмы «Милосердие живет в веках» и фильм «Музей – детям», видеовыставку художественных работ о Великой Княгине «Рисую образ милосердный».

Зрители основной программы послушают лекцию «Изобразительное искусство в жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны», посмотрят подборку клипов «День рождения Великой Матушки Елизаветы Федоровны», посетят две видеоэкскурсии по залам музея Великой княгини Елизаветы Федоровны и княгини Елены Петровны, королевны Сербской, увидят фильм «Благотворительность Великой княгини в годы Первой Мировой войны», посмотрят спектакль Образцового детского музыкального театра «Барабашка» «Имя храму Любовь» и оценят премьеру фильма «Елизавета».

Единство в нас

4 ноября 1612 года ополченцы движения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, после чего польско-литовские оккупанты подписали капитуляцию. Несмотря на предательство бояр, и казалось бы полностью рухнувшее государство, многонациональный русский народ смог самоорганизоваться и победить.

Учебный фильм знакомит с благородной патриотической деятельностью земского старосты в Нижнем Новгороде Козьмы Минина,  который первым обратился к русскому народу с призывом создать народное ополчение.

В 2021 году исполнилось 800 лет со дня рождения великого князя и полководца Александра Ярославовича Невского. Учебный фильм посвящен памяти полководца. С именем Александра Ярославовича связано успешное военное противостояние шведам в 1240 году, когда после битвы в устье реки Ижоры князь получил свое прозвище Невский, а сражение позже было названо Невской битвой. Невский с полками суздальцев и новгородцев одержал победу над крестоносцами Тевтонского ордена в знаменитом сражении на Чудском озере (Ледовое побоище) 1242 года, и в этом же году над литовцами. Своими военными победами князю Александру удалось остановить наступление западных соседей на русские земли.

Кляксография – это рисунок кляксами, который создается выдуванием их через соломинку. С помощью этого мастер-класса зрители смогут обучиться технике рисования на основе спонтанных брызг и пятен.

Камень Марса, камень Венеры

Видеосюжеты программы будут размещены в группе музея «ВКонтакте».

В уходящий Год науки и технологий Исторический музей Полевского посвятил акцию астрономии – не только одной из древнейших наук, но и древнейшему искусству. Не случайно в Древней Греции у астрономии была даже своя муза Урания.

В удивительном пространстве музея, когда на город опускается ночная сказка, во время экскурсии «Камень Марса, камень Венеры» зрители познакомятся с самыми известными камнями, которые нашли свое отражение в старинном астрологическом мировосприятии и современном астрономическом знании.

Представить, как выглядело звездное небо с точки зрения различных древних народов, зрители смогут с помощью онлайн-лекции «Звездное небо наших предков». Красоту звездного неба они увидят глазами наблюдателей из Древнего Китая, Кореи, Индии, Скандинавии и других уголков земного шара.

Завершит онлайн-программу видеомастер-класс «Рисуем звездное небо»: простой и наглядный способ нарисовать звезды и соединить их в интересные созвездия. Каждый зритель сможет изобразить свою собственную Вселенную!

Назад в будущее

Видеосюжеты и игры будут размещены в группе музея «ВКонтакте».

Во время игры «Сказочные загадки» зрители отгадают названия сказок, загаданных с использованием музейных экспонатов. На фотографии будут изображены музейные предметы, которые фигурируют в сказке, название которой нужно отгадать.

В мастер-классе «Искусство фотографии» зрители найдут список рекомендаций, которые помогут улучшить качество фотографий со смартфона. Среди них и классические правила, выработанные за полторы сотни лет фотографами, и рекомендации по работе с самыми современными функциями смартфонов.

Во время викторины «Марафон музейных предметов» на видео с изображением музейных экспонатов будут звучать вопросы, ответы на которые нужно будет указать в комментариях.

Во время игры «Угадай мелодию» участники будут отгадывать произведение или исполнителя с виниловой пластинки.

Презентация «На страже жизни и здоровья» расскажет о заслуженных работниках здравоохранения Пышминского района.

Хранители истории

Экскурсия «Туринск. Дом декабриста Василия Ивашева. История и архитектура» размещена на YouTube-канале музея.

Зрители смогут прогуляться по дворянской усадьбе XIX века — особняку Василия Ивашева в Туринске, в том числе заглянуть в подвалы и на чердак, где не бывают обычные посетители! Деревянный двухэтажный особняк – одно из старейших зданий Туринска, памятник истории федерального значения. В марте 2020 года дому исполнилось 180 лет, и он прекрасно сохранился. Его построил декабрист Василий Ивашев по проекту своего отца, военного инженера Петра Ивашева. Кроме декабриста Ивашева и его супруги, француженки Камиллы Ле Дантю, в доме жили декабристы Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг А. С. Пушкина.

Сюжет «Хранители истории. К 190-летию со дня венчания Ивашевых» размещен в группах музея «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Он рассказывает о жизни в Туринске семьи декабриста Василия Ивашева. В его семейных отношениях царили согласие и любовь, родились дети, которых назвали в честь родителей Ивашева. «Да дарует нам небо, мне и моей Камилле, продолжение того безоблачного и полного счастья, которым мы беспрерывно наслаждаемся в нашей мирной семейной жизни», – писал Ивашев родителям. Горе разразилось в декабре 1839 года. Супруга декабриста Камилла простудилась, произошли преждевременные роды. Через несколько дней она скончалась. Василий Петрович пережил жену ровно на год. Он замкнулся, ушел в себя. В годовщину смерти Камиллы состоялись его собственные похороны.

Ярмарка мастеров

В старину долгими зимними вечерами каждый в избе был занят делом: плели лапти и пояса, резали из дерева ложки и миски, ткали холсты, пряли куделю… Это умение, мастерство передавалось из поколения в поколение. Многие старинные ремесла позабыты, но народное прикладное искусство, как правило, не умирает, ведь художественные ремесла – одно из самых ярких материальных отличий одного народа от другого.

Артинский исторический музей совместно с партнерами, сотрудниками Центра дополнительного образования, представляет программу «Ярмарка мастеров», посвященную народным ремеслам.

Зрители смогут самостоятельно смастерить игрушку «Зайчик-на-пальчик» или куколку-брелок, сплести фенечку в технике дерганье или макраме, узнать, как соткать узорный пояс.

Видеомастер-класс «Узорное ткачество на бердо» размещен по ссылке.

Видеомастер-класс «Фенечки из ниток в технике макраме» размещен по ссылке.

Видеомастер-класс «Дерганцы своими руками» размещен по ссылке.

Видеомастер-класс «Зайчик на пальчик» размещен по ссылке.

В программе также запланированы мастер-классы «Домовенок», «Куколка-брелок» и «Закладка-карандаш» Центра дополнительного образования.

 

Региональный организатор акции – Министерство культуры Свердловской области.
Координатор – Центр инновационных музейных технологий СОКМ, +7 (343) 376-43-06.

Подробнее о мероприятии на официальном сайте http://nightso.ru/

Королевские игры

24 сентября 2021 года – 13 февраля 2022 года

Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Государственного исторического музея

Впервые в Екатеринбурге – уникальный выставочный проект, посвященный оружейному искусству XVI века!

XVI век – время наивысшего расцвета западноевропейского оружейного производства. Тогда создавали предметы вооружения, которые по исполнению можно поставить в один ряд с образцами мировой живописи и декоративно-прикладного искусства.

Парадное оружие олицетворяло власть, знатность, богатство и стало неотъемлемой частью праздничной придворной культуры XVI века. Турниры, охота, стрелковые состязания, различные церемонии всегда сопровождали художественные образцы оружия и доспехов.

Гости выставки познакомятся с образцами вооружения, созданными по индивидуальному заказу придворными оружейниками Габсбургского императорского двора, княжеских западноевропейских дворов, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров позднего Ренессанса.

Особое место среди экспонатов занимает доспех, принадлежавший одному из представителей знатных европейских домов, двуручный меч ландскнехта – оружие лучшей пехоты Европы XVI века, а также образец головного защитного вооружения лошади – шанфрон.

Боевое и охотничье вооружение использовала свита и воинская гвардия ренессансных правителей. XVI век был пронизан поисками идеального государя. Элита эпохи Ренессанса играла в античность и в рыцарственность. Образ государя-воина, государя-рыцаря был исключительно важен. К созданию такого образа привлекали художников, мыслителей, ученых, ремесленников. Они создавали сценарии, декорации, костюмы и вооружение. Оружие как неотъемлемую часть придворного обихода использовали в ритуализированных и игровых действах, связанных с жизнью двора: триумфах, турнирах, охоте, вооруженных состязаниях, в различных сценариях придворного церемониала.

Выставка показывает оружейные памятники как важный элемент придворных церемониальных практик европейских дворов в контексте истории Нового времени.

Проект «Королевские игры» ранее был представлен в Государственном историческом музее, посетил Тульский государственный музей оружия и Казанский Кремль.

Проект реализован в рамках 150-летия со дня основания Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области, В подготовке проекта также принял активное участие Ингосстрах.

Каждую субботу в 15:00 и воскресенье в 13:00  бесплатная обзорная экскурсия по выставке (необходимо приобрести в кассе входной билет и сообщить, что желаете посетить экскурсию). 

Лекция «Дмитрий Соломирский. Серьезный работник музея»

25 ноября 2021 года (четверг), 18:30

Историк Владимир Микитюк расскажет о Дмитрии Соломирском, одном из самых необычных уральских горнозаводчиков рубежа XIX–XX веков, который «отдавал музею Уральского общества любителей естествознания свой труд и время, начиная с утра».

Совладелец Сысертского горного округа, одного из крупнейших и богатейших на Урале, может не без оснований претендовать на звание «Леонардо да Винчи» в местном масштабе. В то время как львиная доля его коллег по бизнесу предпочитала жить в столицах или за границей, Соломирский долгое время провел в провинциальной Сысерти.

Сам того не ведая, Дмитрий Павлович воплотил идеал «универсального человека» в уральской глубинке. Здесь он, не умаляя успехов собственных заводов, без устали фотографировал, сочинял романсы и фортепианные пьесы, рыбачил и охотился, открывал школы и детские приюты, устраивал благотворительные лотереи…

А еще этого «человека редкой сердечной доброты» относили к числу «серьезных бесплатных работников музея УОЛЕ». И вполне заслуженно! На свои средства Дмитрий Соломирский щедро пополнял коллекции музея, передавая в его фонды десятки чучел птиц и экзотических животных, книги по естествознанию и альбомы зарубежных музеев, образцы минералов и пород, продукцию сысертских заводов и роскошное оружие, портрет генерала Глинки и картины Брюллова… Благодаря ему в музее УОЛЕ появились ящики для хранения экспонатов, стеклянные шкафы и витрины.

Соломирский приводил в порядок коллекции, фотографировал археологические находки, составлял каталоги, выступал с докладами и печатался в «Записках УОЛЕ». «Помощь твоя и деятельность в музее просто восторгают», – именно ему говорил президент Уральского общества любителей естествознания Александр Миславский.

О лектории «УОЛЕ в старом Екатеринбурге»:

В год 150-летия музея рассказываем об Уральском обществе любителей естествознания – региональной «Академии наук» XIX века: о его самых именитых «звездах», проектах и достижениях. Что вдохновляло инициаторов УОЛЕ? Какой след дело их жизни оставило в истории Урала? Где наследие УОЛЕ живет сегодня? Ответим на лекциях!

На пике моды в XXI веке – научпоп, вечерние лектории и YouTube-каналы просветителей. Однако куда больший краеведческий бум Урал познал 150 лет назад. Единомышленники разных профессий – врачи, банкиры, лесничие, горные инженеры, преподаватели, фотографы – создали знаменитое УОЛЕ, прообраз нынешнего УрО РАН, первую научную организацию на Урале. А при ней – целый холдинг из собственной библиотеки на 80 тысяч томов, музея на 25 тысяч экспонатов, 61 метеостанции, минералогической мастерской, передвижного учебного музея, рыборазводной станции, секции пчеловодства, экскурсионного и энтомологического бюро, регулярного журнала «Записки УОЛЕ»…

Стартовав с 80 любителей природы и истории края, в итоге Общество выросло до 2500 человек и обрело покровительство Дома Романовых. УОЛЕ не стало первым в своем роде, но било все рекорды в России по массовости и размаху проектов. Энтузиасты УОЛЕ вели исследования и собирали коллекции, переводили свои труды на французский и немецкий, проводили уроки для школьников и экскурсии по окрестностям города, мечтали о большом музее, организовали «Иннопром» XIX века и первый съезд музыкальных деятелей.

Лекции проводят историки Владимир Микитюк, Светлана Корепанова, Алексей Федотов и другие исследователи края.

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (200 руб./взрослый, 150 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – экскурсия по выставке «Мои друзья. К 110-летию со дня рождения Бориса Рябинина» (при покупке билета на лекцию).
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-44-09.

Для посещения лекции посетителям от 18 лет и старше необходимо предъявить сертификат о вакцинации с QR-кодом или медицинский документ, подтверждающий вакцинацию или перенесенное заболевание коронавирусом не более шести месяцев назад. 

Эрнст Неизвестный. 1990-е

1 декабря 2021 года – 16 января 2022 года

Мини-выставка о жизни Эрнста Неизвестного в Нью-Йорке 1990-х

Для художника и скульптора Эрнста Неизвестного этот период жизни открыл возможность снова творить на родине в монументальном жанре. При этом Неизвестный остался жить в США, где у него уже были признание, заказы, литейный цех, бригада помощников и учеников. В своих студиях – в Сохо, на Гранд стрит 81 и на Шелтер Айленде – скульптор создавал проекты, в том числе для России.

Центральное место на выставке занимает карта Нью-Йорка, на которой отмечены места, связанные с жизнью и творчеством художника в этом городе.

Части целого. Выставка Ромы Инка

1 декабря 2021 года – 9 января 2022 года
Открытие с художником 1 декабря (среда) в 17:00, 12+

Выставка популярного уральского стрит-арт художника Ромы Инка

Как рассказывает автор, «темой для создания работ я выбрал теорию холонов. Холон – нечто, одновременно являющееся и целым самим по себе, но вместе с этим представляющее собой часть еще большей системы. Отсюда вытекает другое понятие – понятие холархии. Холархия – это иерархия вложенных друг в друга холонов.

Одна из характеристик холона в любой области – это его организация, способность поддерживать свою целостность перед лицом влияния внешней среды, которая иначе просто разрушила бы его. Это верно для атомов, клеток, стран, организмов и идей.

Если, следуя этой теории, взглянуть на мир вокруг нас, на явления и процессы нас окружающие, то станет очевидно, что они не просто целое, а часть чего-то еще. Что более реально – целое или части, составляющие это целое?».

Работы, представленные на выставке, переносят зрителя в опыт осознания автором этой системы философского учения. То, что находится и окружает нас каждый день, то, из чего мы состоим и в каких процессах участвуем, отражено в серии из десяти холстов.

Мои друзья. К 110-летию со дня рождения Бориса Рябинина

4 ноября – 5 декабря 2021 года

Творчество уральского писателя Бориса Рябинина знакомо многим из нас с детства. Книги с увлекательными историями про четвероногих друзей были в каждом доме. Занимаясь дрессировкой собак, изучая их характер и повадки, Рябинин легко переносил на бумагу истории о животных. Его произведения переведены на многие языки мира, изданы тиражом в несколько миллионов экземпляров.

«Мои друзья» – название самой популярной книги Бориса Рябинина. Оно же стало основной идеей выставки, посвященной творчеству, таланту и дружбе писателя. Друзьями Рябинина здесь выступают и родители, которые поддерживали увлечения начинающего фотографа, и старшие товарищи, давшие молодому землеустроителю «путевку в жизнь», и преданные друзья-собаки, о которых Борис Степанович писал с бесконечной любовью. Также в этой фразе кроется трогательное и вдумчивое отношение Рябинина не только к питомцам, но и ко всему живому, к природе и истории Урала, к сильным и смелым людям, населяющим его.

На выставке вы увидите редкие рукописи, авторские фотоработы, подарки от знаменитых друзей и мемориальные вещи. Проект создан при активной поддержке семьи писателя.

Лекция «Дом Романовых и Уральское общество любителей естествознания»

28 октября 2021 года (четверг), 18:30

Истории о дружбе и сотрудничестве Уральского общества любителей естествознания и «сильных мира сего» из Дома Романовых расскажет исследователь Николай Неуймин. Минералогия, нумизматика, живопись, самые интересные номинанты и экспоненты Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки –  на первой осенней встрече из цикла «УОЛЕ в старом Екатеринбурге».

Деятельность УОЛЕ – пожалуй, самая громкая и масштабная среди краеведческих кружков того времени – пришлась на эпохи трех императоров: Александра II, Александра III и Николая II. Именем первого даже мечтали назвать музей УОЛЕ, а при участии его преемника УОЛЕ на 10 лет получил здание Горного ведомства – «офис» в самом центре Екатеринбурга.

Но самые долгие и тесные отношения активисты УОЛЕ завязали с плеядой Великих князей. Восемь (!) из них стали почетными членами Общества. Особенно теплую дружбу УОЛЕ завел с Великим князем Михаилом Николаевичем, председателем Государственного совета Российской империи. Он стал почетным президентом детища УОЛЕ – Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года – и лично на ней побывал. Интерес предпринимателей-экспонентов к статусному мероприятию оживился в разы, а городские здания украсили императорский герб и вензель Михаила Николаевича. Спустя четыре года он принял УОЛЕ под свое августейшее покровительство. Общество направляло Великому князю поздравительные телеграммы и свежие выпуски «Записок УОЛЕ» и назвала в его честь один из залов музея.

Впрочем, не отставали и другие Романовы. Стараниями Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств, уральцы увидели полотна Айвазовского, Шишкина и Перова в июле 1887 года, а музей УОЛЕ получил 23 картины и акварели русских живописцев. Его сын, Великий князь Георгий Михайлович вел переписку с екатеринбургскими «звездами» Онисимом Клером и Петром Тарасовым, подарил библиотеке УОЛЕ свои нумизматические каталоги, получив в ответном презенте редкую деньгу 1762 года…

О лектории «УОЛЕ в старом Екатеринбурге»:

В год 150-летия музея рассказываем об Уральском обществе любителей естествознания – региональной «Академии наук» XIX века: о его самых именитых «звездах», проектах и достижениях. Что вдохновляло инициаторов УОЛЕ? Какой след дело их жизни оставило в истории Урала? Где наследие УОЛЕ живет сегодня? Ответим на лекциях!

На пике моды в XXI веке – научпоп, вечерние лектории и YouTube-каналы просветителей. Однако куда больший краеведческий бум Урал познал 150 лет назад. Единомышленники разных профессий – врачи, банкиры, лесничие, горные инженеры, преподаватели, фотографы – создали знаменитое УОЛЕ, прообраз нынешнего УрО РАН, первую научную организацию на Урале. А при ней – целый холдинг из собственной библиотеки на 80 тысяч томов, музея на 25 тысяч экспонатов, 61 метеостанции, минералогической мастерской, передвижного учебного музея, рыборазводной станции, секции пчеловодства, экскурсионного и энтомологического бюро, регулярного журнала «Записки УОЛЕ»…

Стартовав с 80 любителей природы и истории края, в итоге Общество выросло до 2500 человек и обрело покровительство Дома Романовых. УОЛЕ не стало первым в своем роде, но било все рекорды в России по массовости и размаху проектов. Энтузиасты УОЛЕ вели исследования и собирали коллекции, переводили свои труды на французский и немецкий, проводили уроки для школьников и экскурсии по окрестностям города, мечтали о большом музее, организовали «Иннопром» XIX века и первый съезд музыкальных деятелей.

Лекции проводят историки Владимир Микитюк, Светлана Корепанова, Алексей Федотов и другие исследователи края.

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (200 руб./взрослый, 150 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – экскурсия по экспозиции «Особняк дворян Поклевских» (при покупке билета на лекцию).
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-44-09.

Для посещения лекции посетителям от 18 лет и старше необходимо предъявить сертификат о вакцинации с QR-кодом или медицинский документ, подтверждающий вакцинацию или перенесенное заболевание коронавирусом не более шести месяцев назад. 

Сделай мир ярче!

1 октября – 15 ноября 2021 года

Традиционная выставка работ выпускников Асбестовской детской художественной школы 

На выставке вы увидите дипломные и экзаменационные работы по живописи и рисунку учащихся детской художественной школы – итог предпрофессионального образования в школе и первый серьезный самостоятельный творческий опыт.

Вы сможете оценить высокий уровень выпускников в области академических дисциплин и декоративно-прикладного искусства. Выполненные в разных материалах и техниках, они отражают мысли и мечты молодых ребят.

Поэтическое искусствоведение

14 октября (четверг) 2021 года, 16:00, 12+

Художественно-поэтический вечер художника Александра Степанова

Александр Степанов расскажет о произведениях искусства на языке поэтических метафор. Гости вечера смогут взглянуть с оригинального литературно-образного ракурса на работы Жоржа Сёра, Винсента ван Гога, Фёдора Рокотова, Виктора Борисова-Мусатова, Константина Коровина, Владимира Татлина, Анатолия Зверева, Казимира Малевича и других художников.

Встреча пройдет в рамках проекта «Творческие четверги в Художественном музее Эрнста Неизвестного».

Желающих посетить встречу просим предварительно записаться по телефону +7 (343) 389-14-82.

Обязательно соблюдение масочного режима!

Об Александре Степанове:

Родился в 1949 году в городе Магадане. Художник, искусствовед, преподаватель изобразительного искусства и дизайна, кандидат педагогических наук. Член Союза художников России. Участник городских, межрегиональных, всероссийских и международных художественных выставок. Организатор и экспозиционер свыше 400 художественных выставок и проектов. Автор ряда статей по теории изобразительного искусства и дизайна. Член Союза журналистов России.

День памяти жертв политических репрессий

28 октября (четверг) 2021 года, 16:00

Тематическая программа в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий 

Вы увидите новую выставку «Исход и возвращение» об одноименном памятнике скульптора, установленном в 1996 году в Калмыкии и посвященном 50-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь. После желающие гости отправятся на тематическую обзорную экскурсию по музею.

Программа пройдет в рамках проекта «Между утопией и свободой».

Для участия в мероприятии предварительно запишитесь по телефону +7 (343)-389-14-82.

Вход в музей для посетителей старше 18 лет возможен только по QR-кодам или медицинским документам, подтверждающим вакцинацию.

Жертвы репрессий: Музеи и музейщики

29 октября (пятница) 2021 года, 18:00
Информационно-библиотечный центр СОКМ (пр. Ленина, 69/10, вход со двора)

Вечер к Дню памяти жертв политических репрессий и 30-летию Закона о реабилитации жертв политических репрессий

На этом вечере мы хотели бы поговорить о том, как проживали эпоху репрессий уральские музеи и некоторые их сотрудники.

Только на этой встрече вы увидите выставку одного дня «О диссидентах и самиздате 1930–1980-х годов» по материалам библиотеки и коллекций Свердловсокго областного краеведческого музея.

В программе вечера примут участие

  • Светлана Быкова, кандидат исторических наук, доцент УрФУ: «Советская культурная память и музей в 1930-е годы»
  • Светлана Панина, главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала: «О судьбе уральского археолога А. А. Берса»
  • Артем Беркович, куратор Центра фотографии «Март»: «Судьбы старых большевиков и Уральского музея революции в период политических репрессий»
  • Любовь Двинских, главный научный сотрудник отдела истории Урала: «Уралмузей. Счет репрессий (Б. В. Дидковский, Л. Р. Шульц, И. В. Щепкин)»
  • Александр Фроленко, заведующий отделом истории Урала: «Запрещенная Революция: разгром истпарта и Музея революции»
  • Илья Демаков, главный археограф отдела научно-справочного аппарата, использования и публикации архивных документов ГААО СО: «Архивы – людям!».