Версия для слабовидящих

Личное дело: заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

С конца марта по 1 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Заведующая Музеем природы Урала рассказала о недавнем необычном поступлении в фонды Свердловского областного краеведческого музея – личной коллекции спичечных этикеток, которую передал известный геолог и палеонтолог, специалист по вымершим акулам Урала и Казахстана Владимир Козлов.

10 января 2020 года Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера отметил свой 149-й день рождения. Грядет юбилей, и музей уже начал принимать первые подарки.

Большой друг Музея природы, известный геолог и палеонтолог, полевик и препаратор, специалист по вымершим акулам Урала и Казахстана Владимир Козлов передал в дар коллекцию… спичечных этикеток, которую собирал со своими сыновьями более 20 лет. Передал со словами: «Если примите дар, то, может быть, успеете к юбилею хотя бы половину оформить и сдать в фонды». Во-первых, Владимир Альбертович представляет путь, который проходит любое поступление перед тем, как становится «музейным предметом». Во-вторых, он сам не может назвать точное число своего многотысячного собрания.

Филумения – коллекционирование спичечных этикеток – весьма увлекательное занятие. Глядя на эти картинки, можно узнать много интересного про историю, культуру и даже моду. Спичечная этикетка – это маленький плакат. Спичечная этикетка – это первая советская реклама, которая сама приходила в каждый дом, которую с интересом рассматривали. В коробок вкладывали 50, 60 или 75 спичек – это значит, что 50, 60 или 75 раз маленький плакатик попадался на глаза. Эту рекламу можно было без раздражения и «выключить», перестав каждый раз, зажигая спичку, рассматривать картинку на коробке. Уверены, что современные специалисты по рекламе еще будут изучать удивительный феномен спичечной этикетки.

Мы начали описание коллекции с темы Великой Отечественной войны, точнее – памяти о тех огненных годах. В собрании – 205 этикеток, среди них нет выпущенных в годы войны, так как коллекция собиралась в 1970–1980-ые годы.

Самая ранняя этикетка – «Памятник героям-воинам в Берлине». Год выпуска не указан, но спичечная фабрика «Победа» (В.-Ломов Пензенской области) по ГОСТ 1820-45 работала до 1957 года. Монумент в Трептов-парке открыт 8 мая 1949 года – таким образом, год выпуска можно определить как 19491956-й. Отметим известный факт: в эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина скульптор Е. В. Вучетич заменил автомат на меч.

Народ еще не залечил военные раны, но страна ставила величественные монументы и небольшие памятники тем, кто победил врага. Об этом спешила рассказать спичечная этикетка.

В 1963 году фабрика «Сибирь» выпустила серию этикеток «Великая Отечественная война 19411945». Расскажем о памятнике Марите Мельникайте.

Марите Мельникайте родилась в 1923 году в семье рабочего в городе Зарасай (Восточная Литва). В августе 1941-го, когда гитлеровцы вступили в Литву, была эвакуирована с другими литовскими комсомольцами в Тюмень, где работала на заводе «Механик». В 1942 году добровольцем ушла на фронт. Окончила специальную школу и с мая 1943-го воевала в партизанском отряде им. Кестутиса в Белоруссии и Литве. Марите в отряде была самым активным бойцом. Участвовала в диверсиях, ходила в разведку, вела большую работу среди жителей. Летом того же года Мельникайте направили во главе группы партизан на выполнение важного задания. В лесу партизаны наткнулись на карательный отряд. Во время неравного боя Марите была ранена и захвачена в плен. Пять дней гитлеровцы пытали 20-летнюю девушку, но она не выдала месторасположение отряда. Ее казнили 13 июля 1943 года на площади села Дукштас (Восточная Литва).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в тылу врага Марите Иозовне Мельникайте посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно ее наградили и орденом Ленина. Могила и памятник Марите Мельникайте находятся в городе Зарасай, на берегу одноименного озера.

В 1970 году, к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне фабрика «Красная звезда» и Туринская фабрика выпустили разные серии спичечных этикеток с одинаковым названием «Памятники героям Великой Отечественной войны». Предлагаем выделить одну этикетку – «Донецк. Памятник «Непокоренные» партизанам-подпольщикам С. Матекину, С. Скоблову и Б. Орлову».

Гитлеровцы отводили Донбассу в своих захватнических планах особое место: он должен был стать «восточным Руром» для «тысячелетней империи германской нации». Было отчего алчно гореть глазам захватчиков! Донецкая земля  край огромных запасов каменного угля, различных руд, соли, графита. За годы советской власти Донбасс стал одним из крупнейших индустриальных районов не только Советского Союза, но и всего мира. В 1940 году он давал более половины всего производившегося в стране чугуна, около четверти союзного производства стали и проката. Гигант тяжелого машиностроения – Ново-Краматорский завод – ежегодно направлял во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования.

Понимая, что Советская армия не сможет отстоять Донбасс, в августе–сентябре 1941 года власти формировали широкую сеть партийного и комсомольского подполья. Немцы пришли на землю Донбасса в октябре 1941 года, к ноябрю значительная часть подполья была ликвидирована. Историки предполагают, что случилось предательство. В условиях жесточайшего оккупационного режима стала формироваться новая сеть сопротивления.

Памятник «Непокоренные» установлен в 1957 году в парке имени А. М. Горького в Пролетарском районе Донецка. Скульптор В. М. Костин изобразил руководителей антифашистской организации в последние минуты перед казнью, но это не реальная история, а собирательный образ героизма подполья. Три руководителя Буденновско-Авдотьинской комсомольско-молодежной подпольной организации были казнены в разное время: Савва Григорьевич Матёкин – в октябре 1942 года (был сброшен в шурф шахты 4–4 бис), а Степан Васильевич Скоблов и Борис Иванович Орлов – в мае 1943-го.

Перед смертью С. Скоблов оставил надпись на стене тюремной камеры: «Прощайте, дорогие друзья! Я умираю на 24-м году жизни… В застенках немецкого гестапо последние минуты своей жизни я доживаю гордо и смело. В эти короткие, слишком короткие минуты я вкладываю целые годы, целые десятки недожитых лет, в эти минуты я хочу быть самым счастливым человеком в мире, ибо моя жизнь закончилась в борьбе за общечеловеческое счастье…

Прощайте, дорогие друзья, навсегда прощайте!»

После смерти С. Скоблова подпольной организацией руководил его брат Николай Скоблов.

В 1972 году Туринская фабрика повторила издание серии этикеток «Памятники героям Великой Отечественной войны», включив в набор другие памятники. Вместе с известными монументами Волгограда наш свердловский памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу широко разошелся по стране.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музей природы Урала, Наши сотрудники