HELVETIA / Гельвеция

19 сентября – 21 октября 2018 года

Творчество уральского графика Рафаэля Геворкяна

Рафаэль Геворкян так рассказывает о проекте «Гельвеция»: «С самого детства мне была интересна Швейцария, история, природа, народ. Сперва появилась идея создания графического листа на тему Швейцарии, дальше все закрутилось само собой. Почему Гельвеция? Потому, что Гельвеция и есть Швейцария, общее название страны для всех четырех государственных языков (немецкий, французский, итальянский и ретороманский). Так и в моей работе, я хотел показать все, что олицетворяло бы, все что связано со Швейцарией в моих мыслях, все это я постарался объединить в моей работе: исторические символы, характер, национальный дух и даже сыр. Я очень надеюсь, что мне удалось создать целостный образ».

Вы увидите на выставке и другие произведения Рафаэля, а также работу его отца – известного скульптора Геворга Геворкяна.

О Рафаэле Геворкяне:

Родился 14 августа 1977 в городе Ереване. В 1982 году вместе с семьей переехал в Екатеринбург. Учась в школе, активно участвовал в ее художественной жизни. В 1991-м Рафаэль провел персональную выставку, посвященную переходу учебного заведения под эгиду Всемирной организации ЮНЕСКО, и получил дипломом за активную и плодотворную художественную деятельность. Окончил с отличием Уральскую архитектурно-художественную академию. Постоянный участник городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставок.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно со Швейцарским информационным центром в Екатеринбурге

Слово о полку Игореве в иллюстрациях Воловича В. М.

26 сентября (среда) 2018 года, 15:00

Музейно-образовательный проект «ХУДОЖНИК – ЧИТАТЕЛЬ»

Мастерская знаний «Слово о полку Игореве в иллюстрациях Воловича В. М.» (в рамках городского проекта «Читаем классику» и Всероссийского урока чтения)

20 августа 2018 года ушел из жизни Народный художник России, Почетный гражданин Екатеринбурга и Свердловской области Виталий Михайлович Волович. В память о Мастере коллектив Художественного музея Эрнста Неизвестного при поддержке Урало-Сибирской Федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО разработал мероприятие «Слово о полку Игореве в иллюстрациях Воловича В. М.». В мастерской знаний примут участие ученики, педагоги и родители екатеринбургской Гимназии №2, а также гости из Республики Саха.

Для якутских школьников в экспозиции музея Эрнста Неизвестного проведут экскурсию-диалог «Язык линий и форм». В практической части участники мастерской знаний погрузятся в мир образов и смыслов древнерусского текста и графических работ художника Виталия Воловича.

Мастерскую знаний проведут учителя-словесники Гимназии № 2 города Екатеринбурга.

Керчь – самый древний город России

20 июня – 21 октября 2018 года

Древняя история и археологические памятники античной эпохи и раннего средневековья, найденные на Керченском полуострове (Республика Крым)

Крым известен как археологическая сокровищница многих культур и народов разных эпох, античного и кочевнического миров, Востока и Запада. Одно из самых известных музейных собраний античных памятников – коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В его фондах более 200 тысяч предметов – в основном археологические находки, рассказывающие о Боспорском царстве – самом раннем государственном образовании, существовавшем на территории современной России.

Памятники, связанные с тысячелетней историей Боспорского царства, сохранилась в Государственном Эрмитаже и Государственном Историческом музее, Лувре и Британском музее. Наряду с ними Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник хранит лапидарную коллекцию, коллекции археологической керамики, керамических клейм, терракот, светильников, изделий из кости, металла. Эти артефакты вы увидите на выставке в доме Поклевских-Козелл!

Выставка подготовили Свердловский областной краеведческий музей и Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник (г. Керчь) при участии Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

По билету на выставку «Керчь – самый древний город России» вы также сможете увидеть выставку «Трагедия семьи… Трагедия Родины…»!

СМИ о выставке:

Эта история началась с письма в витрине Свердловского краеведческого музея. Документ — один из экспонатов выставки из музея Керчи. Написан по-итальянски, выцветшими чернилами на бланке с изображением Музея естественной истории на берегу реки Арно. Казалось, где Крым, а где Рим: что письму из Флоренции делать в Екатеринбурге на выставке из Керчи? 

Понадобилось полноценное журналистское расследование, чтобы узнать неизвестные подробности жизни уральских олигархов Демидовых и обнаружить во Флоренции малахит родом из Нижнего Тагила.

«Свердловский краеведческий музей представил новый выставочный проект «Керчь — древнейший город России», уникальный по многим параметрам. Впервые на не избалованном памятниками античности Урале показывают экспонаты из музея республики Крым, а именно, из Керченского музея-заповедника, которые по дороге к Екатеринбургу пересекли море по новому Крымскому мосту.
— Керченский мост, несомненно, привлечет большее внимание к археологии Северного Причерноморья, — считает профессор Алла Романчук, которая руководила Херсонесской археологической экспедицией уральского университета. — Археология имеет громадное значение, которое сказывается не только на сегодняшнем дне, но и на завтрашнем и далеком будущем.

Выставка крымских древностей на Урале задумывалась давно. Два года назад керченские музейщики впервые приехали в Екатеринбург, договорились о сотрудничестве, после в Керчи выставлялся художественный металл Урала из коллекции краеведческого музея, на фестивале в Керчи выступали уральские музыканты, и наконец-то в Екатеринбург привезли экспонаты из одного из самых известных собраний античных памятников — керамику, фрагменты статуй и строений, барельефы из импортного, с Лемноса, мрамора и известняка. На надгробиях можно рассмотреть, например, вооружение пантикапейских всадников, как они ездили верхом без штанов и стремян, посочувствовать горю отца, потерявшего сына или задуматься о преступлении, совершенном две тысячи лет назад. Единственной уликой остались стихи на надгробном памятнике Феодора: «Пусть моих убийц постигнет та же судьба, а родители, похоронившие меня, да наслаждаются жизнью».

— Мы «состарили» Россию на семьсот лет, — утверждает гендиректор Керченского музея-заповедника Татьяна Умрихина. — Ученый совет Института археологии РАН признал, что город Пантикапей (современная Керчь) основан в 610-690 годах до нашей эры, — таких дат в истории нашей страны не было. Керчь не только самый древний российский город, но и столица первого на территории страны Боспорского государства.

До 2014 года самым древним городом России считался Дербент в Дагестане, которому в этом году исполняется всего-то 2003 года.

— Пантикапей знаком каждому из нас по фотографиям в учебниках истории древнего мира. И сейчас у нас есть возможность видеть и воспринимать античность здесь, на Урале. Вероятно, многим пришедшим сюда захочется поехать в Керчь, это место вполне может стать туристической Меккой, — предположил на открытии выставки свердловский вице-губернатор Павел Креков — «двигатель и инициатор музейного сотрудничества», как его представила директор краеведческого музея Наталья Ветрова. — Я только что вернулся из Крыма, где меня впечатлило объявление на дверях Керченского музея, появившееся после открытия Крымского моста: «Музей отменяет выходные из-за резкого увеличения количества туристов».

Вклад свердловского музея в экспозицию — иллюстрации из книги Демидова, первого князя Сан-Донато, которые раскрывают один из аспектов исторических связей Крыма с Уралом. В 1837 году владелец уральских заводов Анатолий Демидов выехал из Парижа в Крымскую экспедицию. «Какая-то неодолимая потребность влекла меня к изучению стран, столь долго невозделанных и варварских», — признается олигарх на французском языке (русским он не владел) в предисловии к книге «Путешествие в Южную Россию» — своего рода отчете об экспедиции, изданном в четырех томах с прекрасными иллюстрациями за полмиллиона франков. Финансирование как издания, так и международной экспедиции обеспечил доход с демидовских заводов в Нижнем Тагиле, Невьянске, Каслях и Кыштыме.

Добравшись до Крыма, Демидов нашел Керчь «очень похожей на европейский город, который содержится в чрезмерной чистоте», а местный музей — превосходным: «Один из богатейших и замечательнейших музеев, какие мы когда-либо видали. Не исчислить надгробных камней всех времен, которые хранятся в этом прекрасном музее», — хотя мастерство античных скульпторов покритиковал: «Фигуры выделаны не очень бойко», — и предположил, что греки, закладывая Пантикапей, прислали в колонию не настоящих мастеров, а только учеников.

Два хвоста — две руки

К сожалению, в Екатеринбург не привезли самый выдающийся, по мнению специалистов, экспонат Керченского музея — античные солнечные часы в рабочем состоянии. Зато на Урал приехала, в частности, мраморная змееногая богиня.

Древнегреческий историк Геродот описывал ее как «некое существо смешанной породы». Согласно «отцу истории», полудева-полузмея (с женской верхней частью туловища и змеиной — нижней) подстерегла случайно заблудившегося в Причерноморье Геракла, принудила героя к любовной связи и родила трех сыновей — Геракловичей, из которых младший — стал родоначальником скифов. Позже, в европейском средневековом фольклоре таких хвостатых существ называли Мелюзинами или двухвостыми сиренами, или русалками и считали вводящими во грех речными духами женского рода.

В Пантикапее архитектурные украшения в виде мелюзин украшали крышу святилища, и одну такую привезли в Екатеринбург. Ее родная «сестра» значительно лучшей сохранности сейчас арестована судом Амстердама и с 2014 года находится на ответственном хранении в амстердамском музее Алларда Пирсона. Ее вместе с «золотом скифов» в 2013-м отправили в Германию и Голландию на выставку «Крым: золото и секреты Черного моря». После присоединения полуострова украинские власти потребовали вернуть 565 экспонатов из крымских музеев в Украину, музеи настаивают на возвращении коллекции в свои фонды. Два года назад окружной суд Амстердама вынес решение в пользу украинской стороны, которое Россия обжаловала. Апелляция еще не рассматривалась. По сообщению амстердамского музея, временное хранение экспонатов уже обошлось в 111 тысяч евро.

Список кораблей в деталях

«Родственники» другого экспоната («дороже золота», — говорит о нем профессор и академик Алла Романчук) хранятся в Петербурге. На раскопках помещения в Нимфее, под Керчью в 1982 году экспедиция Эрмитажа открыла несколько тысяч осыпавшихся фрагментов штукатурки с процарапанными рисунками кораблей, всадников, собак и с надписями на греческом. Самые крупные фрагменты остались в музее Керчи, а мелкие — увезли в город на Неве. Двенадцать лет реставраторы Эрмитажа кропотливо собирали этот «пазл» и только в 2009-м открыли новую экспозицию с двумя восстановленными стенами. Наиболее интригующим стало составленное из кусочков метровое изображение корабля с надписью на носу «Исида».

По названию и конструкции судна ученые предположили, что это могло быть изображение дипломатического визита — делегации из Египта Птолемеев к боспорскому царю Перисаду II, нанесенное на стены святилища морских богов. По другим версиям, корабль приплыл из Македонии или с Родоса. Научные споры все еще продолжаются, но многие считают, что в Нимфее раскопали не святилище, а что-то вроде матросского клуба, стены которого моряки украшали в меру своих сил и способностей. Два фрагмента стен этого самого «клуба», исчерканных 1700 лет назад, и привезли в Екатеринбурге.

Флорентийский след

Любопытный документ, связанный с научной деятельностью Анатолия Демидова, предоставил на выставку Нижне-Тагильский музей-заповедник. Это письмо на бланке Флорентийского музея науки: в 1844 году его директор Винченцо Антинори просит князя собрать для музея коллекцию уральских минералов.

— После издания книги, выдержавшей несколько изданий на семи языках, научная деятельность Анатолия Николаевича была широко известна. И вслед за Крымской экспедицией он собирался в экспедицию по Сибири, — рассказала «РГ» главный специалист Нижне-Тагильского музея Светлана Клат. — Все подготовительные работы были уже проведены, наметили срок — 1852 год, в Тагил выехал небольшой французский «десант». Но экспедиция не состоялась, Анатолия Николаевича подвело здоровье (подагра да и зрение ухудшилось).

Для исполнения письмо переслали в тагильскую контору. И, как выяснилось, в том же 1844-м минералы с Урала стремительно отправили во Флоренцию, 45 образцов с Урала фигурируют в каталоге музея 1844 года. Дар Демидова и сейчас выставляется в музее на берегу Арно: уральские турмалины, изумруды и малахит, платиновые и золотые самородки, один из которых из музея украли (в документах флорентийского музея печально отмечено, что «в январе 1867 был в витрине, а в ноябре того же года найден не был»).»

Трагедия семьи… Трагедия Родины…

6 июня – 23 сентября 2018 года

Около 150 мемориальных вещей семьи Романовых из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск» (к 100-летию гибели Романовых)

У екатеринбуржцев и гостей города появится редкая для Урала возможность познакомиться с многочисленными свидетельствами частной жизни императорской семьи и великих князей Романовых во дворцах Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа и Павловска. Их будни и праздники, радость и горести, взаимоотношения с близкими и друзьями, занятия и интересы – в отражении живописи, мебели и фарфора из дворцового обихода, домашних акварелей и любительских фотографий великих князей и княжон, милых безделушек из личных покоев и бесценных подарков императору, императрице и их детям.

Среди них вы увидите прекрасно сохранившиеся детские туфельки великой княжны Ольги Николаевны, домашнее платье-капот последней императрицы, в котором ее заставали только самые близкие люди, два серебряных портсигара Николая II, один из них был у него в момент гибели в доме Ипатьева. Впервые будет представлен зрителю редкой красоты стяг с гербом Романовых, изготовленный к юбилейным торжествам 1913 года. Изумительную работу вышивальщиц очень высоко оценили сами царственные супруги. Из подарков к этим торжествам – и два уникальных кокошника, созданные для дочерей Николая II. А какой страшной трагедией повеет на нас от двух серебряных портсигаров

Впервые на Урале вы познакомитесь с многочисленными, прекрасно выполненными, подлинными снимками придворных фотографов. Очень трогательны портрет маленького цесаревича Алексея, заказанный его матерью для себя, или его фотография в драгоценной рамке, проделавшая большой путь с Александрой Федоровной из Царского Села сначала в Тобольск, затем в Екатеринбург, и хранящаяся теперь в Павловске.

Выставка подготовлена совместно с Государственным музеем-заповедником «Павловск» при участии Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».

По субботам в 13:00 – бесплатная экскурсия по выставке (для сборной группы)!

По билету на выставку «Трагедия семьи… Трагедия Родины…» вы также сможете увидеть выставку «Керчь – самый древний город России»!

Профессор Алла Романчук приглашает…

К 100-летию российской академической археологии:
совместный проект отдела Древней истории народов Урала Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера и кафедры истории Древнего мира и средних веков исторического факультета Уральского гуманитарного института УрФУ!

Профессор Алла Романчук приглашает на открытые беседы и дискуссии в пространстве выставки «Керчь – самый древний город России»:

17 сентября в 16:15
19 сентября в 16:00
25 сентября в 18:00
28 сентября в 16:00

Получить более подробную информацию или предварительно записаться на участие во встрече вы можете  по тел. +7 (343) 358-95-27

В любимой Ливадии…

20 июля – 3 октября 2018 года

Выставка представляет счастливые моменты пребывания семьи Николая II на отдыхе в крымском имении в 1900–1910-е годы. Более 50 подлинных предметов, прежде принадлежащих царской семье и украшавших личные комнаты Романовых в Ливадийском дворце, впервые покинули пределы Крыма вместе с архивными документами:

  • подлинные фотографии профессиональных мастеров и любительские снимки
  • акварели придворного художника Михая Зичи, запечатлевшие членов царской семьи и их окружение на фоне любимого дворца и крымской природы
  • акварельные эскизы, написанные с натуры в Ливадийском парке великими княжнами Ольгой и Татьяной
  • выполненные по высочайшему заказу акварели А. П. Шнайдера с изображением уголков парка с цветами
  • акварельный портрет императрицы Александры Федоровны с детьми работы Е. П. Самокиш-Судковской
  • оригинальные фото и графические портреты августейших особ из собственного собрания императорской семьи.

Вы увидите копии карандашных набросков, сделанных рукой императрицы Александры Федоровны, небольшую часть чудом сохранившихся книг с экслибрисами из библиотеки имения «Ливадия» на европейских языках по истории и экономике, художественную литературу, поэзию, детские сказки и учебники, предметы быта из Ливадийского дворца, некоторые личные вещи Романовых, которые прежде реквизировали либо передавали от одного владельца другому, а затем включили в собрание Ливадийского дворца-музея в 1990–2000-е годы.

Альбомы с фотографическими видами Крыма начала ХХ века и маршрутами высочайших путешествий в любимое место отдыха, в Ливадию, работы современных крымских художников, запечатлевших Ливадийский дворец, окружающие пейзажи и уголки цветущего ливадийского парка дают представление о пленительной красоте Южнобережья. В Крыму, в Ливадии царская семья была счастлива. Именно туда, в скромную повседневную жизнь, они так хотели вернуться в тяжелейшее для семьи время, в 1917 году.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Ливадийским дворцом-музеем

FEMINA

12 сентября – 14 октября 2018 года

Выставка скульптуры Андрея Антонова

На выставке вы увидите фрагмент пространства мастерской Андрея Антонова, где он работал, общался с друзьями, принимал гостей… Неоднократно посещал его мастерскую и Эрнст Неизвестный: именно Антонов курировал его проекты в Екатеринбурге. Завсегдатаями мастерской Андрея Антонова были Миша Брусиловский, Виталий Волович, Вениамин Степанов. Всех их связывала многолетняя дружба.

Женщина (Femina) – одна из главных тем в творчестве Андрея Антонова – «это красота, любовь… жизнь, добытая мужественными руками с чувствительными пальцами из самой земли…» (Татьяна Колпакова, арт-директор галереи «Антонов»).

Выставка представляет предметы, инструменты и другие атрибуты скульптурной мастерской, работы из бронзы, шамота, гипсовые модели.

По словам Татьяны Колпаковой, «особенностью этой выставки является, наряду с мощной скульптурой Антонова, прекрасная, мощная и одновременно трепетная живопись Вениамина Степанова, что придает выставке необыкновенную атмосферность и шарм. Да здравствует FEMINA!»

Выставку подготовил Художественный музей Эрнста Неизвестного совместно с галереей «Антонов»

О художниках:

Андрей Антонов (1944–2011) – скульптор, график, живописец. В 1964 году окончил Свердловское художественное училище, с 1971-го – участник отечественных и зарубежных выставок. В 1973 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Заслуженный художник России  (2002), член Союза художников СССР и России (с 1975 года), лауреат Губернаторской премии (2009) и премии им. Г. С. Мосина (1997). Среди наиболее известных работ – рельеф для Свердловского цирка (совместно с Г. Метелевым, 1979 г.), скульптурная композиция «Муза кино» на здании Дома кино (1984), скульптурная композиция «Горожане» (2008). Автор многочисленных монументальных работ в музеях и частных собраниях в России, Чехии, Австрии, США, Израиле, Германии. В 2011 году при жизни художника учрежден фонд имени Андрея Антонова. С 2013 года в Екатеринбурге работает художественная галерея «Антонов».

Вениамин Степанов (род. 1941) – скульптор, художник, график. В 1963 году окончил Уральское училище прикладных искусств (г. Нижний Тагил), в 1966–1970-м – высшие курсы Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (Сенеж). С 197о-го – член Союза художников России. Лауреат Губернаторской премии (2009) и премии им. Г. С. Мосина (2007). Совместно с художниками и архитекторами выполнил ряд проектов оформления общественных зданий. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Произведения художника находятся в музеях Урала, в частных собраниях в России и за рубежом.

Беседы о чае за чашечкой чая

29 сентября, 22 октября, 24 ноября (каждая последняя суббота месяца), 17:00

В повседневной жизни мы часто пьем чай на бегу, запиваем им суп или котлету, бросаем чайный пакетик в чашку и быстро заливаем его кипятком. Но давайте задумаемся… А как вообще возникли чайные пакетики? Как сложилась чайная традиция, скажем, пятичасового английского чая и сколько ей веков? Почему шутят, что русские пьют чай с молоком, а англичане — молоко с чаем? И как мода на чай способствовала резкому росту численности населения Европы? Как пили чай сестры Бронте, Диккенс и Честертон?

О каждом из этих вопросов можно было бы прочитать обстоятельную лекцию. Мы же предлагаем вам… поговорить об этом за чашечкой чая, в пространстве выставки «ОколоАлисье», вместе с Клубом реконструкции исторических танцев «Виконт»!

Присоединяйтесь, даже если вы не участник клуба и не умеете, и не хотите танцевать!!!

VI Декабристский фестиваль

1 – 14 декабря 2018 года

VI Декабристский  фестиваль «Пока сердца для чести живы»

Декабристский фестиваль в 2018 году посвящен 25-летию основания Дома-музея декабристов в городе Туринске.

1 декабря (Дом-музей декабристов)

14:00 – Открытие Декабристского фестиваля. Конкурс чтецов  «Память сердца»

4 декабря (Дом-музей декабристов)

13:00, 15:00 – Театрализованные экскурсии для участников и победителей конкурсной программы фестиваля «Я – Дом»: история дома Ивашевых». Подведение итогов викторины «Подвиг незабвенный», 1–4 классы, подведение итогов художественно-графического конкурса, 6–8 классы

5 декабря (Дом-музей декабристов)

13:00 – Театрализованная экскурсия «Во имя любви и долга». Подведение итогов викторины «Подвиг незабвенный», 5–8 классы
15:00 – Подведение итогов художественно-графического конкурса, 9–11 классы

6 декабря (Дом-музей декабристов)

14:00 – Поэтический вечер «Их подвиг в сердце отзовется…». Подведение итогов литературно-художественного конкурса

7 декабря (Дом традиционных промыслов и ремесел)

14:00 – Шахматный турнир имени Н. В. Басаргина (заключительный этап)

8 декабря (Лыжная база)

12:00 – «Старты надежд»: лыжные соревнования, посвященные памяти декабристов. Открытие лыжного сезона

7, 8 декабря (Дом-музей декабристов)

14:00 – Показ фильма «Звезда пленительного счастья». Беседа об истории создания фильма

11, 12 декабря (Дом-музей декабристов)

14:00 – Декабристские чтения «Их подвиг в сердце отзовется…»

14 декабря 

14:00 – Свеча памяти. Возложение цветов на могилу декабриста В. П. Ивашева и К.П. ле-Дантю на городском кладбище
18:00 – «Лишь догорит вечерняя заря…»: званый вечер в доме Ивашева

15 декабря (Районный Дом культуры)

14:00 – Заключительное мероприятие Фестиваля. Театрализованное представление «Да будут незабвенны ваши имена…»

Конкурсная программа Фестиваля:

  • Заочная викторина «Подвиг незабвенный» (для учащихся Туринского городского округа и Свердловской области)

Викторина состоит из 10 вопросов, проводится с 1 сентября по 9 ноября 2018 года для ребят 1–4 классов (только индивидуальное участие), 5–8 классов (допускается коллективная работа). Вопросы и подробные условия участия в викторине вы найдете в Положении

VI Декабристский фестиваль_Положение с Приложениями

Положение о заочной викторине

  • Конкурс исследовательских и творческих проектов (для учащихся Туринского городского округа и Свердловской области)

Конкурс для ребят 7–11 классов (индивидуальное, коллективное участие) проводится в два этапа: I этап – на уровне образовательного учреждения (сентябрь – ноябрь), II этап – заочный на муниципальном уровне. Заявки и исследовательские (творческие, прикладные) проекты необходимо представить до 16 ноября.

Примерные темы проектов и подробные требования к проектам вы найдете в Положении

VI Декабристский фестиваль_Положение с Приложениями

Положение о конкурсе исследовательских работ

  • Литературно-художественный конкурс (для учащихся Туринского городского округа и Свердловской области)

Конкурс для ребят 5–11 классов (индивидуальное участие), в трех возрастных категориях. Участники представляют (на выбор) очерк, эссе, стихотворение в газету к памятной дате – 25-летию Дома-музея декабристов в Туринске, письмо-обращение современника к декабристам, сочинение-рассуждение на тему. Работы необходимо представить до 16 ноября.

Подробные условия участия и требования к работам вы найдете в Положении

VI Декабристский фестиваль_Положение с Приложениями

Положение о литературном конкурсе

  • Художественно-графический конкурс

Конкурс для ребят из образовательных учреждений Туринского городского округа в двух возрастных группах: 6–8 классы, 9–11 классы. Конкурс проводится с 3 по 14 декабря 2018 года в Каминном зале Дома-музея декабристов. Участники до 23 ноября представляют рисунки в любой технике или макеты.

Подробные условия участия и требования к работам вы найдете в Положении

VI Декабристский фестиваль_Положение с Приложениями

  • Конкурс чтецов «Память сердца»

Конкурс для ребят 5–11 классов в двух возрастных категориях (индивидуальное участие). Выбранные произведения (стихи, проза) должны соответствовать теме конкурса. Заявки принимаются до 23 ноября.

VI Декабристский фестиваль_Положение с Приложениями

  • Шахматный турнир имени Н. В. Басаргина

Конкурс для ребят 5–8 классов, заявки принимаются до 1 декабря.

  • Лыжные соревнования «Старты надежд»

Темы, порядок, время и место проведения мероприятий фестиваля вы найдете в Положении о VI Декабристском фестивале.

Организаторы Фестиваля: Министерство культуры Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера, Туринский Дом-музей декабристов, Управление культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики Туринского городского округа, Управление образованием Туринского городского округа.

Дела семейные

6 – 24 сентября 2018 года

Специальная программа для школьников в пространстве выставки «Трагедия семьи… Трагедия родины…»

Играя, дети познакомятся ближе с членами одного из известнейших царских домов! Ребята узнают, как была устроена жизнь императорского двора Романовых, примерят на себя роль обер-гофмаршала и помогут императрице устроить прием для членов семьи.

 

Открывая Древний Египет

17 сентября – 21 декабря 2018 года

В фондах музея хранится более 20 памятников культуры Древнего Египта. В начале ХХ века купец П.А. Конюхов передал музею несколько древнеегипетских находок: кисть руки мумии человека, свиток папируса, ожерелье из бус и амулетов, фаянсовую фигурку ушебти (слуг), бронзовую статуэтку бога Осириса.

В 1920–1940-е годы древнеегипетская коллекция музея пополнилась новыми подлинниками и гипсовыми копиями с эрмитажных образцов, которые использовались как наглядные пособия в школах того времени.

В рамках выставки «Открывая Древний Египет» проходят музейные уроки для учащихся 5-х классов по истории Древнего Египта.

  • Разгаданные и неразгаданные тайны Древнего Египта 

Цель урока: используя образовательный потенциал выставки, заинтересовать учащихся историей Древнего мира.

Форма урока: тематическая экскурсия по выставке в сочетании с показом слайдов и выполнением заданий учащимися, объединенными в четыре группы.

Тип урока: урок сообщения (обсуждения) нового материала.

Ребята, работая в четырех археологических экспедициях под руководством знаменитых египтологов Джованни Батиста Бельцони, Рихарда Лепсиуса, Огюста Мариетта, Говарда Картера, совершат настоящие археологические открытия: разгадают загадки учебной пирамиды, узнают тайны древнеегипетской коллекции музея и совершат виртуальную экскурсию в египетский зал Эрмитажа.

Рекомендуем посещение урока
— перед изучением темы «Древний Египет»;
— в ходе изучения данной темы.

  • Путешествие в страну на Ниле

Цель урока: на основе музейных предметов древнеегипетской коллекции, видеоряда в сочетании с ролевой игрой «Археологические экспедиции в Египет» сконцентрировать внимание учащихся на наиболее важных аспектах пройденной темы.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: коллективно — познавательная игра.

Во время увлекательного путешествия ребята разгадают тайны египетских иероглифов, вместе с известными египтологами откроют гробницы знаменитых фараонов, познакомятся с культом мертвых и культом священных животных, сыграют в необычное лото и вспомнят важнейших египетских богов.

Структура занятия:

1. Показ обобщающих тематических слайдов по учебной теме.
2. Тематическая экскурсия «Загадки древнеегипетской письменности».
3. Работа в группах по разгадыванию «древнеегипетских папирусов», определение маршрутов, руководителей экспедиций и археологических открытий.
4. Тематическая экскурсия «Культ мертвых Древнего Египта».
5. Игра «Египетское лото».
6. Тематическая экскурсия «Культ священных животных».
7. Выполнение заданий (работа в группах) по результатам изучения и осмысления музейных памятников.

Рекомендуем посещение урока
— в процессе изучения темы «Древний Египет»;
— в конце изучения данной темы.

В конце каждого музейного урока ребята получают буклет с индивидуальным домашним заданием.

Продолжительность занятий – 50–60 минут. Стоимость – 100 руб./чел. Все сопровождающие – бесплатно.

Занятия проводятся в Музейном классе по предварительной записи с понедельника по субботу. Запишитесь на занятие и получите более полную информацию по тел. +7 (343) 350-75-50 (сектор музейной педагогики)!

Познакомьтесь с годовой программой для пятиклассников на странице Музейного класса!

Природа в женских образах. Лесные ягоды

1 августа – 30 сентября 2018 года

Выставка художника-иллюстратора Николая Фомина

Идея этой серии родилась у художника в ходе работы над первой частью выставочного проекта – «Природа в женских образах. Деревья», которая, в свою очередь, родилась в результате страстного увлечения автора культурой славянских и финно-угорских народов и глубокого впечатления от творчества Альфонса Мухи, создавшего образы девушек-цветов. Николай Фомин хотел изобразить нечто характерное для каждого дерева, его среду обитания, тех животных, которые связаны с жизнью дерева. Картины разбиты по временам года и природным явлениям так, чтобы из них можно было составить календарь. Воплотить аналогичную серию, связанную с образами ягод, помог Первый Музей славянской мифологии (г. Томск), где теперь и хранятся эти работы.

Так, например, автор рассказывает про Жимолость: «Из наших ягод она поспевает раньше всех. И хотя дает она горьковатый привкус, ее охотно поедают ребятишки, привлеченные ее сизоватыми плодами-огоньками. Особенно хорош из нее напиток, прекрасно утоляющий жажду. И сам куст жимолости выглядит бесхитростно приветливо: без колючек, с округленными гладкими листьями и ветвями, густо усыпанными ягодами. Жимолость любит в основном затененные места по краям опушек. Здесь, в густой траве и кустарнике можно неожиданно наткнуться на слуку – крупного лесного кулика, давно, с подачи дворян, называемого на Руси немецким словом «вальдшнеп». Слука может иметь второй выводок как раз в период созревания жимолости. Нелетающие куличата-пуховички передвигаются самостоятельно, прячась или убегая от возможных врагов. Некоторые охотники утверждают, что при явной опасности самка слуки может переносить свое чадо подальше от беды по воздуху, зажав птенца между лапками. Это мгновение и запечатлено на картине. Девушка немного испугана шумным взлетом мамаши, но быстро возьмет себя в руки, и ее естественный первичный испуг быстро сменится удивлением и любопытством».

Узнайте много нового и неожиданного о лесных ягодах!

Об авторе:

Николай Фомин родился в 1970 году в поселке Горном возле города Лесного. Вырос среди прекрасной уральской природы. С детства его увлекли книги В. К. Арсеньева, Дж. Лондона, Э. Сетон-Томпсона, Г. А. Федосеева, а позднее – В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого. Любил журналы «Юный натуралист» и «Охота и охотничье хозяйство».

В 1993 году окончил факультет охотоведения Кировского сельскохозяйственного институт. Погружение в мир студенческой романтики сочетал с фундаментальным познанием биологических дисциплин и учебными практиками в интересных районах страны: Урал, Коми, Алтайский край, заповедники «Баргузинский» и «Малая Сосьва». После выпуска пять лет работал охотоведом на Карельском перешейке, живя в крохотном (девять домов) поселке Рыбацкое на самом берегу Ладоги. Морены, замшелые валуны, болота, сосняки и еловые леса, бобровые поселения на лесных ручьях и каменистые гряды – непочатый край для наблюдений за дикой природой! Часто посещал крупный глухариный ток, расположенный прямо на знаменитой «Линии Маннергейма», – некоторые птицы щелкали прямо над взорванными дотам. Долгие вечера и выходные в избе посвящал самообразованию (английский и скандинавские языки), чтению, любимому рисованию, в основном связанному с природой и женской красотой.

Впервые попробовал себя в иллюстрации в 1996 году и самозабвенно этим увлекся, особенно если тема касалась природы, истории, приключений, этнографии, фольклора. За прошедшие годы создал иллюстрации для художественных книг, журналов и научных публикаций: «Сказки народа ханты», книги М. Нужновой «Черника на болоте», «Солнце из янтаря», «Дикая яблоня», «Дочь Рогатого Бога», книги М. Кречмара «Береговой клиф», «Большой побег», «Стрелки медвежьего берега», книги С. Шаманова «Зимовье на Гилюе», «Саянский декаданс», Х. А. Кеннеди «Сказки Великих Озер» (сказки канадских индейцев), Дж. Лондона «Зов предков» (подарочное издание). Иллюстрировал «Атлас животных» (вместе с другими авторами), работал над иллюстрациями-реконструкциями к статьям и книгам по истории, археологии, этнографии, для охотничьего журнала «Svensk Jakt» и журнала военной истории «Para Bellum». Будучи уральцем, очень хотел бы взяться за иллюстрации к произведениям П. П. Бажова и Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В 2003 году в Москве в посольстве Великобритании состоялась первая выставка творческих работ Николая Фомина.

Сейчас художник живет в городе Кирове.