Личное дело: историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска
С конца марта по 8 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
Заведующая Туринским домом-музеем декабристов Любовь Давыдова* рассказывает о каминных часах-портиках, которые представлены в постоянной экспозиции Туринского краеведческого музея.
Географическое положение и богатая история города Туринска способствовали появлению на его территории уникальных объектов и артефактов, формированию интересных музейных коллекций, связанных с известными историческими событиями и личностями.
Сегодня мы продолжаем знакомство с коллекцией часов Туринского филиала Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера и расскажем о каминных часах-портиках, изготовленных во второй половине XVIII века французским мастером Эдме-Филибертом Гюйдамуром.
Удивительно, но эти изящные каминные часы экспонируются в купеческом зале Туринского краеведческого музея, где, к сожалению, нет камина. Неоднократно сотрудники музея слышали удивленные и восхищенные возгласы посетителей по поводу этого уникального экспоната.
Сегодня часы привлекают к себе особое внимание не только за счет своего изысканного внешнего вида, но и благодаря своей интересной судьбе, связанной с известными деятелями города Туринска.
В декоративном убранстве часы имеют характерные архитектурные формы. Тонкая и изящная работа мастеров прослеживается в каждой детали: основание часов из белоснежного мрамора на фигурных ножках украшает бронзовое обрамление и позолоченная пластина с мотивом из римской мифологии – резвящиеся купидончики. Вероятно, часть боковых элементов композиции утрачена, остался только центральный сюжет, на что указывают следы от креплений. На двух небольших подиумах с обеих сторон установлены по две колонны из черного мрамора с архитектурными элементами из позолоченной бронзы. Колонны венчают мраморные площадки со львами, выполненные из черненой бронзы, причем один лев опирается на щит, у второго под лапой шлем. Между ними, в центре, надежно закреплен выпуклый, эмалированный циферблат в бронзовой оправе, изящно чеканный с ворсом и цветочно-фруктовым мотивом гирлянд. Стрелки часов – витиеватые, ажурные, бронзовые, двигаются над арабскими цифрами. Тонкий колокольный звон часов знаменует каждые полчаса и час. На циферблате красуются две надписи: фирменный росчерк мастера «Guydamour» и «Paris». Имеются два заводных механизма: слева – бой, справа – ход. В цифре «12» – отверстие для регулирования подвеса маятника для правильного установления времени. В центре под часовым механизмом изделия закреплен ажурный бронзовый маятник, стилизованный под Аврору – богиню утреней зари. Венчает композицию портиков позолоченный орел с приподнятыми крыльями – символ силы и могущества.
Все обрамление и элементы декора часов выполнены в стиле римской мифологии и наглядно символизируют силу, могущество и власть заказчика. Такие изделия готовили эксклюзивно, в единственном экземпляре. Редко подобные часы имели копии. Каждый элемент отливался в одноразовых формах вручную, точное воспроизведение было не под силу даже именитым мастерам.
Учитывая наличие подписи, установлено, что автором часов является Эдме-Филиберт Гюйдамур (Edme-Philibert Guydamour, 1752–1798) – французский часовщик, принятый на обучение известным мастером Бальтазаром Льето (Balthazar Lieutaud, 1720–1780). Гюйдамур специализировался на регуляторах, а также сотрудничал с Осмондом и Франсуа Ремондами (François Rémond, 1747–1812). В основном в источниках упоминается имя Франсуа Ремонда, он был известным мастером по обработке различных материалов, поэтому его работы до сих пор высоко ценятся. Среди них – канделябры, корпусы для часов, украшения для мебели и прочее. Таким образом, можно предположить, что корпус и декорирование часов выполнил Ремонд, на что также указывают другие работы мастера в подобном стиле. Известно, что Франсуа Ремонд был большим мастером в гильдии бронзовых золочений, создавал произведения в турецком стиле, а затем выполнял работы для королевской семьи Людовика XVI (1754–1793) в рамках господствовавшей моды.
Французские декоративные изделия из бронзы, в том числе часы, были одними из самых популярных предметов интерьера в XVIII–XIX веках.
Сегодня эти роскошные, монументальные и эксклюзивные каминные часы занимают достойное место в музейной экспозиции, посвященной Семену Андреевичу Чиркову – купцу первой гильдии, проживавшему в городе Туринске в XIX веке. Он был не только владельцем чайной фабрики в Китайском городе Ханькоу, настоящим знатоком и ценителем предметов искусства, но и меценатом, патриотом своей малой родины. В период расцвета его торговой деятельности в городе и уезде не было ни одного заведения, которому бы Семен Андреевич не оказал помощь, будь то богадельня, сиротский дом или пересыльная сибирская тюрьма.
Купец восстанавливал дома горожан после пожарищ, поддерживал материально местное население, построил школу и училище для мальчиков. Вместе с женой Елизаветой Николаевной он был попечителем учебных заведений Туринского уезда. За свою активную жизненную позицию и благотворительность был всенародно любим и отмечен знаком «Почетного гражданина».
С. А. Чирков был весьма состоятелен, много времени проводил с супругой в заграничных поездках и каждый раз, возвращаясь на родину, привозил диковинные вещи. Несколько раз чета Чирковых посещала Париж, и, видимо, в один из таких визитов приобрела каминные часы, представленные сегодня в музее.
Купец скончался в 1907 году. После революции, в 1919 году, все имущество Чиркова было национализировано. На основе его коллекции предметов искусства, которая насчитывала более 5 000 предметов, в Туринске открыли первый общественный музей. После объединения Туринска и города Ирбита в один район музей решили закрыть, а коллекции вывезти в город Ирбит, поэтому от наследия С. А. Чиркова в его родном городе осталось совсем немного.
В 1922 году в Туринск по направлению прибыл Николай Александрович Ракитин – тогда еще студент-третьекурсник медицинского факультета Томского университета. В то время в Туринске и окрестных деревнях свирепствовала эпидемия сыпного тифа. Не успела отступить эпидемия тифа, как вспыхнула эпидемия холеры, и Ракитина назначили начальником холерного отряда. Ему вместе с помощниками удалось ликвидировать эпидемию в течение двух месяцев, за что его поощрили каминными часами, некогда принадлежавшими С. А. Чиркову.
В 1928 году Н. А. Ракитин получил должность главного врача больницы города Туринска, где проработал до 1959 года. Николай Александрович – хирург, акушер-гинеколог – внес огромный, неоценимый вклад в развитие медицины в Туринском районе: построил новую больницу, организовал масштабное подсобное хозяйство, открыл ясельные группы и ФАПы в селах, ратовал за гигиену и санитарную культуру среди местного населения, занимался просветительской и общественной работой, инициировал открытие водолечебницы и многое другое. Николай Александрович – Заслуженный врач РСФСР, Почетный гражданин города Туринска, участник четырех войн: Первой мировой, Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной, награжден орденами и медалями, в том числе – орденом Отечественной войны II степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1965 году Н. А. Ракитин – единственный из своих современников на Среднем Урале – удостоен медали имени великого хирурга Н. И. Пирогова за большой вклад в развитие хирургии в сельской местности.
В 1977 году Николай Александрович подарил каминные часы-портики Народному музею города Туринска (впоследствии – Туринский филиал Свердловского областного краеведческого музея), о чем свидетельствует запись в учетных документах музея. Сегодня для туринцев эти старинные часы – символ богатства, широты души и любви к городу двух разных, но одинаково деятельных и значимых для истории Туринска личностей: С. А. Чиркова и Н. А. Ракитина.
*Статья подготовлена в соавторстве с Маргаритой Михайловной Новоселовой, хранителем фондов Туринского дома-музея декабристов, и Ольгой Владимировной Щиновой, главным специалистом по развитию Свердловского областного краеведческого музея.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны