Личное дело: историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
С конца марта по 15 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
О парных китайских народных картинах «няньхуа» и их персонажах рассказывает главный научный сотрудник отдела истории Урала Алексей Николаевич Федотов.
Мэньшэни – «боги дверей» – одни из самых древних персонажей китайской мифологии. Еще трактат «Книга гор и морей» (конец III – II веков до н. э.) рассказывает о двух святых по имени Шэнь-шу и Юй-люй, живущих посреди океана на горе Таодушань под огромным персиковым деревом. Двое святых охраняют врата духов, расположенные между ветвей этого дерева. Они проверяют каждого из духов и, если увидят зловредного, связывают его веревкой и отдают на съедение тигру. В древности к 30-летию людям дарили деревянные изображения Шэнь-шу и Юй-люя с веревкой в руках. Фигурки ставили по обе стороны от ворот, а на воротах рисовали огромного тигра, который должен был охранять дом от нечисти. По письменным свидетельствам в VI веке рисованные изображения двух богов наклеивали на створки дверей в первый день нового года. Шэнь-шу располагался на левой створке двери, а Юй-люй – на правой.
В XII–XIV веках в качестве мэньшэней стали выступать военачальники (по другой версии –министры) Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ. Согласно легенде, содержащейся в «Записках о поисках духов трех религий», танского императора Тай-цзуна (VII в.) мучали по ночам кошмары, ему казалось, что в спальню проникают призраки и духи. Военачальники вызвались встать в карауле у дверей императорской спальни, и следующая ночь прошла для Тай-цзуна спокойно. Тогда он приказал живописцам нарисовать портреты обоих стражников и вывесить их на дверях во дворце.
Впоследствии мэньшени, прототипами которых выступили танские военачальники, стали одними из самых популярных персонажей новогодних народных картин «няньхуа». О печатных изображениях мэньшеней упоминают уже памятники XII века. Их вывешивали на дверях общественных зданий и частных домов. Исключение составляли, пожалуй, только буддийские храмы, так как в данной традиции существовали свои стражи врат и направлений.
В коллекции китайских народных картин Свердловского областного краеведческого музея хранятся три изображения мэньшеней: два из них парные, а третий представляет стража с красным лицом. Парные изображения выполнены в сходной стилистике, с единством проработки деталей облачения и вооружения у обоих персонажей. Стражники облачены в генеральское одеяние, вооружены мечами и луками, на поясе каждого изображены колчаны со стрелами. Флажки за спиной обозначают ведомые этими военачальниками подразделения. Цинь Шу-бао традиционно изображался с белым лицом, длинными усами и бородой, в то время как Ху Цзин-дэ обладал поистине устрашающим видом: красное лицо, густая всклокоченная борода и вытаращенные глаза.
Новогодние картины «няньхуа» не зря именуют в литературе также народными. Они были чрезвычайно распространены в Китае начиная с XI века, пережили не одну правящую династию, борьбу и взаимовлияния религиозных традиций и даже «культурную революцию» середины XX века. Массовость изображений обеспечивалась техникой ксилографии. Контуры персонажей и сюжетов наносили путем оттиска с деревянной доски, а затем раскрашивали от руки, хотя применялась и техника цветной ксилографии. Представленные «няньхуа» с изображением духов-охранителей дверей выполнены по первой, наиболее распространенной технологии.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны