13 сентября – 10 ноября 2024 года
Юбилейная выставка Леонарда Гусева (к 95-летию художника)
Леонард Гусев – художник-профессионал, универсал, работающий в разных жанрах. Его кредо – в своем творчестве уметь если не все, то многое. У Леонарда Александровича это многое составляют монументальные работы, портреты, сюжетные композиции, пейзажи, декоративные работы, рельефы и многое другое.
Родился будущий художник в уральском городке Ревда в 1929 году. В 1937-м его отец начал работать на строительстве Уралмашзавода, и семья переехала в Свердловск. Леонард Гусев окончил школу, одновременно посещал вечернюю студию изобразительных искусств. Затем, с 1944 по 1949 годы, учился в Художественном училище имени И. Д. Шадра, затем поступил в Государственный художественный институт Эстонской ССР, который окончил с отличием в 1955 году. Творческий путь художника начался с создания дипломной картины «Юные рыболовы», опубликованной в главном журнале страны «Огонек» и популярных тогда открытках. Тогда же художник вернулся в Свердловск и написал работу «У окна» – портрет младшей сестры, который сразу попал на областную выставку. Так началась его выставочная деятельность.
Через два года молодого художника заметил С. П. Романов, который по рассмотрении конкурса эскизов монументальных работ принял Леонарда Гусева в свою бригаду. Во Дворце культуры Каменска-Уральского художник стал автором своих первых мозаик «Юность», «Мир народам», «Знание – людям».
Художник Леонард Гусев успешен во всех своих непростых творческих ипостасях. Он несколько лет преподавал живопись, композицию и рисунок в Свердловском художественном училище имени И. Д. Шадра. Однако монументальное искусство – ведущая профессиональная деятельность художника в комбинате Художественного фонда РСФСР, позднее – Росмонументискусство. В 1970-е годы стала заслуженно известной мозаика «Чаепитие в космосе», выполненная на стене в холле банкетных залов ресторана «Космос». Её полетный мерцающий образ публика, посещающая ресторан, называла впечатляющим, красивым и современным. Стал знаменитым в городе и антрактно-раздвижной занавес (гобелен) в технике ручного ткачества Дворца культуры Химмашзавода, созданный в 1980-е годы. В XXI веке в залах ожидания екатеринбургского вокзала появилась новая роспись из 12 картин под общей темой «История Урала от Ермака до наших дней в картинах уральских художников». Идеи, эскизы, художественное руководство проектом осуществлял Леонард Гусев, сам блестяще выполнив три сюжета росписи плафона. Чтобы состоялся такой комплексный проект, автору пришлось победить в региональном конкурсе.
Успешен уральский художник и в пейзажной живописи. Его пейзажи строятся на искреннем, тонком по эмоциям переживании созерцания мотивов природы и, конечно, на мастерстве колористического письма и композиции. Теплая эмоциональная окраска пейзажных образов, открывающая соприкосновение души художника и жизни природы, наполняет все его работы – этюдные, картинно-композиционные, северные по мотиву, южные, уральские и другие – самые разные.
В портретах, перенося своих героев на холст, не отступая от правды натуры, Леонард Гусев стремится передать образ человека не только точным выразительным рисунком, но и находит для каждого свою мелодию жизни. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств хранится портрет первого Лауреата Ленинской премии Свердловской области конструктора УЗТМ Михаила Анфимова. В музее УЗТМ – портрет конструктора Георгия Химича. В музее современного искусства – «Пионерка». В Ирбитском музее изобразительных искусств – портрет ветерана Великой Отечественной войны А. И. Коробкина, портрет рабочего Б. А. Матюшина. Картина «Спасение людей на пожаре» – в музее пожарного дела, там же портрет пожарного Ким.
На выставке представлена серия: портреты императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, наследника Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Главная идея этой серии портретов – дать простой, в чем-то обыкновенный и духовно близкий любому человеку образ царской семьи. Сложность этой работы заключается в неуловимости передачи портретного образа и психологического состояния портретируемых. Известно, например, что Валентин Серов, которого в конце XIX – начале XX веков считали лучшим портретистом России, после длительной работы над портретом русского царя был вынужден отказаться от заказа из-за его сложности, так и оставив портрет незавершенным.
В трактовке образа Николая II художником Леонардом Гусевым также можно увидеть определенную незавершенность, но вместе с тем – и некоторое сходство с психологическим подходом Валентина Серова. Это выразилось в мягкости, сентиментальности, «неотчетливости» и деликатности характера царя, его каком-то «не имперском» облике, раскрывающим зрителю больше человеческую сущность портретируемого, а не его статус и типаж правителя. В женских портретах семьи Романовых Леонард Гусев также больше «гуманистический психолог и романтик», чем беспристрастный аналитик. В каждом образе прослеживается, наряду с характерными индивидуальными чертами императрицы и царевен, их доминирующая человеческая сущность, доброта, гуманность и теплота душевного настроя и состояния.
Любимый художник Леонарда Гусева – Аркадий Пластов – писал: «Должна быть стержнем поведения мысль, что работать надо систематически… работа должна быть ритмична, неустанна, как биение нашего сердца». Так же ритмично и неустанно работает художник, чей творческий стаж насчитывает почти 70 лет. В сентябре 2024 года Леонарду Александровичу исполняется 95 лет, и он все еще полон творческого горения.
C 13 Сентября
по 10 Ноября 2024 года
мероприятие закончилось
Адрес, контакты
Для разворота карты нажмите
Автобусы1: 14, 25, 04, 2, 056, 057, 070
Троллейбусы: 3, 7, 17