Встреча, посвященная творчеству Вячеслава Михайлова

12 декабря (среда) 2018 года, 15:00

Вячеслав Михайлов – заслуженный художник России, член Союза художников России, член Национальной ассоциации художников Италии «ITALART», один из самых известных петербургских художников. Участник более 300 выставок, в том числе более 60 персональных в России и за рубежом. Его работы находятся как в музейных собраниях по всему миру, так и в частных коллекциях.

Главный спикер встречи – Виктор Алексеевич Малинов, именитый уральский коллекционер, член Международной и Российской Ассоциаций искусствоведов и художественных критиков, близкий друг Вячеслава Михайлова, знаток его творчества.

Виктор Малинов, предоставивший работы для выставки «Петербуржец в Екатеринбурге» из своей частной коллекции, поделится воспоминаниями о знакомстве и 54-летней дружбе с Вячеславом Михайловым, расскажет о непростом жизненном пути петербургского художника и его творческом стиле.

Фабрика счастья

31 октября – 3 февраля 2018 года

К 85-летию Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии

Театр музыкальной комедии появился в индустриальном Свердловске – городе, каждый житель был связан с заводским производством. У бесперебойно работавшей «фабрики» Музкомедии была своя продукция: она выпускала счастливые эмоции.

Формально разные, город и театр нуждались друг в друге. Театр появился в Свердловске в 1933 году, одновременно с пуском Уралмаша, и вошел в жизнь города ярко и навсегда. В начале выставочного пространства театр словно оказывается в тени промышленного гиганта, для которого и вместе с которым он создавался. Авторы выставки дают возможность высказаться рабочим и артистам и даже самому городу, объяснить, почему им был нужен этот театр.

Театр музыкальной комедии принес атмосферу Бродвея на свердловские улицы. Он не стеснялась огромных афиш с сексапильными красавицами, первой установил на фасаде неоновую подсветку, зазывал, воодушевлял, звучал в радиоэфире. Театр легкого жанра плеснул разноцветные краски на улицы серого города. А суровый город ответил взаимной любовью: артистов Музкомедии знали по именам, как членов семьи, стали нормой многолетние аншлаги.

Почему все удавалось? С самого основания между театром и городом возникла синергия. Наивные, простоватые сюжеты, в которых добро побеждает зло, а порок наказан, оказались востребованной у горожан прививкой счастья.

Город изменился: вместо заводских труб поднялись стены небоскребов. Однако театр по-прежнему успешен. Он обладатель 18 «Золотых масок», на двух его сценах идут всемирно известные мюзиклы, театр постоянно гастролирует.

«Фабрика счастья» – выставка-спектакль, где посетитель получает главную роль. Вы сможете свою «квалификацию» на фабрике счастья, подобрать артистов для нового спектакля, угадать, на какие сюжеты действительно ставили спектакли в Музкомедии, а какие придуманы. В пространстве «Лаборатория советской оперетты» (так называли театр) прочтете протоколы заседаний художественного совета театра, письма, которые писали артистам с фронта, составите репертуар и предложите свой вариант премьер сезона 2019–2020. И конечно, в каждом зале звучит музыка.

Лекция «Адепты колеса»

13 декабря (четверг) 2018 года, 18:30

О моде на велосипеды длиной в 130 лет и о поклонниках стальных коней, свершивших революцию в культурной жизни горожан, – на третьей лекции из цикла «Клубная жизнь старого Екатеринбурга»!

Екатеринбургское общество велосипедистов – одно из самых успешных и заметных до революции – стремительно вошло в городскую среду в 1886 году. Велодвижение горячо поддержали знаковые уральские фамилии: Рязановы, Логиновы, Агафуровы.

Вместе с ними екатеринбуржцы азартно болели на велогонках, восхищались выступлениям циркачей и мастеров фигурной езды, рассекали на коньках лед Городского пруда, отправлялись в пробеги на двух колесах, как заправские велотуристы, в Ирбит и Камышлов и сами встречали в уральской столице отчаянных путешественников из Англии, Франции, Сибири и США…

Какая судьба постигла первый велосипед на Урале? Где находился городской велодром? Чем шокировали смелые екатеринбургские велосипедистки? Узнаем на лекции занимательные факты из истории «велосипедного Екатеринбурга»!

О лектории «Клубная жизнь» старого Екатеринбурга»:

Большой город – калейдоскоп неформальных объединений. На пике моды сегодня – группы любителей утренних пробежек по набережной и желающих научиться правильно плавать, «тусовки» в фитнес-центрах и разговорные языковые клубы, фанаты интеллектуальных квизов и творческие кружки в антикафе…

Горожане 100 – 150 лет назад не отставали от современных екатеринбуржцев! Их увлечения варьировались от правильной охоты до изящных искусств, от конных скачек до музыкальных спектаклей, от элитарных клубных вечеров до широкой благотворительности. И каждый селебрити эпохи состоял в паре-другой клубов по интересам!

В год, всколыхнувший уральскую столицу Чемпионатом мира по футболу, кандидат исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимир Микитюк познакомит слушателей с популярными любительскими объединениями дореволюционного Екатеринбурга – спортивными и не только!

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (150 руб./взрослый, 100 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – экскурсия по выставке «Фабрика счастья» (при покупке льготного билета на экскурсию, стоимость – 50 руб.).
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-43-06.

Лекция «Миславский. Художник от хирургии»

20 декабря 2018 года (четверг), 18:30 

На специальной лекции из цикла «Клубная жизнь старого Екатеринбурга» расскажем о почетном гражданине Екатеринбурга, хирурге и физиологе, гении уральской медицины Александре Андреевиче Миславском.

23 декабря ему исполнилось бы 190 лет. А в 24 года, на заре блестящий карьеры, он провел в глуши Турьинских рудников первую на Урале и третью в России операцию по удалению зоба. За 50 лет практики в Екатеринбурге у него за плечами – порядка 10 000 операций, по большей части – глазных. Он обрел славу «художника от хирургии» и в конце XIX века (!) делал пластические операции на лице. Авторитет и опыт его были бесспорны: при жизни он признан доктором медицины без защиты диссертации.

Александр Миславский – больше, чем врач. С выдающейся врачебной практикой он фантастически совмещал не менее яркую общественную деятельность. Создатель Уральского медицинского общества, президент Уральского общества любителей естествознания, председатель комитета Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки… Узнаем на лекции, как ему это удавалось?

О лектории «Клубная жизнь» старого Екатеринбурга»:

Большой город – калейдоскоп неформальных объединений. На пике моды сегодня – группы любителей утренних пробежек по набережной и желающих научиться правильно плавать, «тусовки» в фитнес-центрах и разговорные языковые клубы, фанаты интеллектуальных квизов и творческие кружки в антикафе…

Горожане 100 – 150 лет назад не отставали от современных екатеринбуржцев! Их увлечения варьировались от правильной охоты до изящных искусств, от конных скачек до музыкальных спектаклей, от элитарных клубных вечеров до широкой благотворительности. И каждый селебрити эпохи состоял в паре-другой клубов по интересам!

В год, всколыхнувший уральскую столицу Чемпионатом мира по футболу, кандидат исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимир Микитюк познакомит слушателей с популярными любительскими объединениями дореволюционного Екатеринбурга – спортивными и не только!

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (150 руб./взрослый, 100 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – бесплатная экскурсия по экспозиции «Особняк дворян Поклевских».
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-43-06.

Мир глазами врача

7 – 16 декабря 2018 года

Живопись, графика, фотография, декоративно-прикладное искусство – к 100-летию органов здравоохранения Свердловской области

Быть врачом – уже талант от Бога. Приятно сознавать, что многие медики-уральцы одарены талантом вдвойне. Стихи, проза, живопись, фотография, необычные коллекции открывают новые человеческие грани свердловских медиков, убеждают в неординарности личности, которая врачует тело и душу. Выставка показывает, какими талантами обладают профессионалы-медики, их отношение к своей нелегкой профессии, людям и происходящим в мире событиям.

Из представленных на выставке живописцев Елена Абрамова в своем творчестве более всех следует за натурой. Ее натюрморты и пейзажи реалистичны и убедительны. Она  разыгрывает на полотнах небольшой спектакль, давая повод для диалога со зрителем. Работам Елены Изотовой свойственны черты народной, лубочной картинки, напоминающие роспись подносов или шкатулок. Ее композиции просты, понятны и нарядны. Мария Коротких изображает животных, пишет детские образы и жанровые сцены, успешно передает форму и объем предметов, характер и психологию персонажей. Галия Насыбуллина работает с натуры. Ее рисунки отличает вкус и вниманием к деталям, особая мягкость, монохромность и сдержанность.

Основной выразительный инструмент  Андрея Пулатова – свет. Холодный лунный, теплый солнечный или просто внутренний свет моделирует форму и характер забавных персонажей картин, создает особую гармоничную среду, где уместны добрый юмор, светлый лиризм и фантазия автора. Александру Силкову по душе романтический пейзаж с горными вершинами и зеркальной водной гладью. А Сергей Киселев отдает предпочтение искусству фотографии.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно со Свердловским областным центром медицинской профилактики, при поддержке Министерства здравоохранения и Министерства культуры Свердловской области

Театральное закулисье

19 ноября 2018 года – 3 февраля 2019 года

Детское интерактивное мероприятие в пространстве выставки «Фабрика счастья»

Театрализованная программа с творческими заданиями, загадками и конкурсами для детей младшего и среднего школьного возраста.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Международный день инвалидов

6 декабря (четверг) 2018 года, 11:00 – 18:00

День открытых дверей для инвалидов

К Международному дню инвалидов Свердловский областной краеведческий музей проводит день открытых дверей на площадках Екатеринбурга и Свердловской области:

Внимание!

  • Акция действует на постоянных (фондовых) экспозициях и выставках музеев!
  • Уточняйте время работы постоянных экспозиций и время закрытия касс на страницах выбранных музеев
  • Экскурсионное обслуживание будет проводиться согласно прейскуранту цен на платные услуги музея.

Специальные мероприятия:

29 ноября (четверг) – бесплатная экскурсия для слабовидящих по Музейному клубу «Дом Агафуровых» (совместно со Свердловской областной специальной библиотекой для слепых)

3 декабря (понедельник), 12:00 – бесплатная экскурсия по выставке «Фабрика счастья» для Всероссийского общества инвалидов Ленинского района г. Екатеринбурга

Никонов и Найдич. Истории о правде, женщинах и войне

13 декабря (четверг) 2018 года, 15:00

Встреча-дискуссия, посвященная творчеству Николая Никонова и Михаила Найдича
(в рамках «Творческих четвергов в ХМЭН»)

Мероприятие приурочено к дням рождения писателей: Никонов родился 10 декабря 1930 года, а Найдич – 7 декабря 1924 года. Оба литератора, первый более известный в качестве прозаика, второй – поэта, писали о детстве, любви и жизни, войне, правде и лжи.

Найдич прославился как поэт-фронтовик – сборниками стихов «Чистый снег» (1981), «Муза в солдатской шинели» (1982), «Жизнь движется из высказанных слов…» (1999) и другими. В программе – дискуссия о его творчестве.

В рамках встречи мы подискутируем о творчестве Найдича и поговорим о детской литературе Николая Никонова и о его романе «Весталка» (1986), в котором автор изобразил галерею женских образов и попытался связать (противопоставить?) понятия женственности и войны.

В предисловии к своему роману Никонов отмечает: «В “Весталке” я писал о женщине и войне, но главным образом, не с позиций описания военных эпизодов и событий, хотя без них роман невозможен, а о той губительной сверхсущности, какую содержит и несет в себе человечеству война, калечащая людей не только физически, но и духовно».

Подобную идею содержат в себе и скульптуры Эрнста Неизвестного из серии «Война – это…», где металл, железо (так называемая «вторая природа») как бы вторгаются в человеческую плоть, разрушают и преобразуют тело.

Приглашаем поговорить о сквозных темах литературы и скульптуры, идеях, объединивших людей искусства военного поколения!

Ведущие встречи – Инесса Еренбург и Лев Фадеев, куратор проекта «Творческие четверги в ХМЭН».

Петербуржец в Екатеринбурге

21 ноября – 23 декабря 2018 года, открытие 21 ноября (среда) в 18:00

Вячеслав Михайлов. Из частной коллекции

Вячеслав Михайлов – заслуженный художник России, член Союза художников России и Национальной ассоциации художников Италии «ITALART», один из самых известных петербургских художников. Участник более 300 выставок, в том числе более 60 персональных в России и за рубежом. Его работы находятся в музейных собраниях и в частных коллекциях по всему миру.

В творческом методе Михайлова форма интересна наравне с семантикой. Художник работает сериями, продолжительно осмысляя ту или иную тему. На выставке вы увидите серию «Реликты», а также натюрморты в технике энкаустики (с использованием воска как связующего вещества) из частной коллекции Виктора Малинова. Тяжелые, залитые левкасом холсты хранят память о прошлом. Творчество Вячеслава Михайлова, значительной фигуры в истории современного искусства, мастера, знающего и любящего Россию, заставляет думать и чувствовать.

Художественная голография

7 – 29 декабря 2018 года

Выставку создали физики Государственного оптического института в Санкт-Петербурге, с помощью лазера и света изготовив объемные копии произведений искусства и живой материи.

Вы увидите монохромные одноракурсные и двухракурсные голограммы (со сменой  изображения под разным углом зрения), а также многоракурсные картины из США и цветные голограммы (последнее достижение в области голографии) из Англии. Цветные многоракурсные голограммы – одно из последних достижений в области голографии. Их создают только в Англии. С применением виртуальной программной цифровой движущейся кинокамеры мастера снимают около 2500 ракурсов, которые через сеть передают на цветной лазерный принтер – после обработки получается готовая голограмма.

Идею голографии впервые высказал Деннис Габор в 1947 году, но только в наше время, с появлением лазера ее применение стало возможным. Голограмма – это фотография, имеющая трехмерное изображение при правильном освещении. Такие картины создают с помощью полупрозрачного зеркала путем расщепления лазерного луча и фиксируют на галоидно-серебряных фотоматериалах с применением бихромированного желатина.

Вспоминая 1990-е годы

18 – 25 ноября 2018 года

Выставка-акция графики известного уральского художника Александра Бартова (в рамках акции «Огни Екатеринбурга: Вечер музеев»)

Автор сознательно выбрал бумагу, перо и тушь, чтобы детально и подробно изобразить противоречивые и волнующие события, происходившие в нашей стране в 1990-е годы.

Представленная выставка – взгляд художника на 1990-е годы изнутри, из тех сложных, проблемных, пугающих лет. Это отражение времени через личный опыт человека, художника, жившего в то время и переживающего все коллизии политической, общественной и духовной жизни страны.

Работы художника наполнены мистической символикой: шахматная доска и шахматные фигуры (показывающие предельную сложность поля битвы добра и пороков), гробы (как атрибут смерти, символизирующие бренность человеческой жизни, но в то же время и всеобщее воскрешение после Страшного Суда), часы (указывающие на текучесть жизни, бренность человеческого бытия и одновременно выступающие символом времени и вечности), черти (как символы людских страстей, искушений, порочности и греховности) и другие символы. В какой-то мере эти работы отсылают зрителя к «Капричос» Франсиско Гойи и его работе «Сон разума рождает чудовищ». Их также можно рассматривать как своего рода сатиру на «причуды» эпохи и людские нравы, явившие «чудовищ» в сложные перестроечные 1990-е годы.

«Маски скорби» и «Треугольник страдания». История и будущее проектов

29 ноября (четверг) 2018 года, 15:00

Разговор о том, как воплощается в жизнь одна из наиболее масштабных концепций Эрнста Неизвестного, в рамках проекта «Творческие четверги в ХМЭН»

В этой теме появились новые факты.

Напомним, что идея создания памятника жертвам политических репрессий появилась у скульптора в 1950-е годы, однако воплотить ее в жизнь удалось только спустя полвека. Первую «Маску скорби» установили в Магадане (1996 год). Официальная церемония открытия «Масок скорби: Европа-Азия» в Екатеринбурге состоялась 20 ноября прошлого года. Но «Треугольник страдания» до сих пор не завершен. Третьей локацией «Масок», по задумке Эрнста Неизвестного, должна была стать Воркута – также в советское время «опорная точка» ГУЛАГа.

Как сообщает издание Znak, в начале ноября Губернаторы Свердловской и Магаданской областей обратились к Главе Республики Коми Сергею Гапликову с предложением завершить проект. Однако вопрос, в том числе о художественном решении, пока открыт.

В рамках встречи мы вспомним историю создания уже установленных «Масок скорби» и познакомим с недавно полученными уникальными воспоминаниями Камиля Козаева, работавшего вместе с Эрнстом над магаданским проектом. Среди экспертов ожидаем главного художника города Дмитрия Фогеля, председателя Общества «Мемориал» Анну Пастухову, архитектора Бориса Демидова, литейщика Ивана Дубровина, форматора Анатолия Гробова.

Мероприятие открытое. Будем рады гостям и мнениям.