«Русская Коко Шанель» и «Шаляпин от моды». Открытие выставки «Театр Надежды Ламановой». Большой фоторепортаж
9 марта в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» развернулся вернисаж, вне сомнений, самой блистательной выставки этого года – «Театр Надежды Ламановой». Это совместный проект Музея МХАТ, Свердловского областного краеведческого музея и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника при участии Музея кино, Школы-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко и личного собрания Татьяны Войтеховской.
Вернисаж открыло приветственное слово Министра культуры Свердловской области Светланы Учайкиной.
«Вся театральная Россия отмечает в этом году 125-летие открытия первого общедоступного театра, который основали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Радостно, что и Свердловская область находится в центре важных театральных событий», – отметила Светлана Николаевна.
Несколько слов в ее приветствии прозвучали и о самой героине выставки:
«Надежда Петровна Ламанова создала основу того мира кутюрье, мира театрального костюма, которой сегодня следуют мастерские театров России. Покупать аксессуары, обшиваться у Ламановой – поставщицы двора Ея Императорского Величества – было очень модно и престижно. И несмотря на то, что Надежда Петровна могла уехать в нелегкие времена, после революции она осталась в России, осталась с театром, которому была преданна до последнего вздоха. Та синергия нескольких музеев, которую мы сегодня чувствуем, знакомясь с экспонатами выставки, никого не оставляет равнодушным».
Тему синергии и плодотворного сотрудничества продолжил генеральный директор Свердловского областного краеведческого музея Александр Емельянов:
«Около года мы тесно сотрудничаем с Музеем МХАТ, открываем уже второй совместный проект. Первым была выставка «МХАТ в фотообъективе Игоря Александрова» летом прошлого года, посвященная летописцу жизни МХАТа. Сейчас мы подошли к более серьезному, масштабному проекту. Личность Надежды Ламановой – это что-то удивительное. Многогранный талант, который прошел через все эпохи, из дореволюционной России в советскую. Она шила для императорской семьи и для простых работниц, работала для театра и кинометографа…».
Директор музея Московского Художественного Академического Софья Грачева подробнее рассказала не только об этом большом, красивом и интересном проекте, но и об истории самого музея:
«Музей был основан отцами-основателями МХАТ Станиславским и Немировичем-Данченко в год 25-летия театра. Долгое время музей был ответвлением театра, но затем стал отдельной структурой. Зачем был нужен музей? Станиславский и Немирович-Данченко занимались саморефлексией. С появлением Московского художественного театра появилось несколько театральных профессий. То, что сейчас кажется очевидным, – роль художника, художника по костюмам в театре – 125 лет назад было совсем не так. Именно с появлением МХАТ роль художника возрастала: они становились соавторами пьесы, вместе с режиссером придумывали художественное решение, в том числе костюмы. Надежда Ламанова была феноменальным исполнителем художественных задумок. Театр не жалел средств, чтобы создать лучшее: платья Ламановой стоили очень дорого в царский период. В Музее МХАТ одна из самых больший коллекций работ Ламановой в нашей стране, в частности – самая большая коллекция именно театральных костюмов этого модельера. Однако для нас эта выставка – повод не только их показать, но еще и поговорить о необычной судьбе Ламановой».
Судьба Надежды Ламановой началась в Нижегородской губернии, и об этом в своем приветствии напомнил директор Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, профессор Юрий Филиппов:
«Все имеет свою историю, и каждая история с чего-то начинается. История Надежды Ламановой началась в Нижегородской губернии. Она здесь родилась и оканчивала гимназию. Нашими предметами и фотографиями мы показываем начальный период становления Ламановой. Она выросла в среде народного костюма, и именно питаясь этими корнями, выросла та блистательная московская и петербургская Надежда Ламанова».
Профессор кафедры «Дизайна костюма» Уральского архитектурного университета, художник-модельер Лидия Орлова подчеркнула значимость выставка именно для молодого поколения будущих профессионалов – а среди гостей было немало студентов Свердловского художественного училища имени И Д. Шадра и Архитектурного университета.
«Эта выставка – вклад в образование. В данное время очень важно не потерять корни, культуру, традиции. Такие выставки укрепляют самосознание студентов», – отметила Лидия Борисовна.
Красную ленту, открывая выставку для первых гостей, разрезали Светлана Учайкина, Софья Грачева, Юрий Филиппов и Александр Емельянов. Кураторскую экскурсию по выставке провела заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова (в апреле опубликуем ее запись на нашем YouTube-канале!). О нижегородском периоде жизни Ламановой рассказала заведующая отделом истории Нижегородского музея-заповедника Татьяна Кузьмина. А директор НГИАМЗ Юрий Филиппов прямо на вернисаже продемонстрировал работу двух столетних граммофонов!
Благодарим за создание музыкальной атмосферы вечера Екатеринбургский камерный оркестр «В-А-С-Н»!
Выставка «Театр Надежды Ламановой» открыта до 12 июня 2023 года, ежедневно с 11:00 до 20:00, в Доме Поклевских-Козелл по адресу Екатеринбург, ул. Малышева, 46. Экскурсии по выставке проводим с 25 марта.
Видеорепортаж телекомпании «Областное телевидение»: Выставка, посвящённая русской Коко Шанель, открылась в Екатеринбурге
Видеорепортаж Информационного агентства ТАСС: На Урале представили реконструкции платьев модельера Надежды Ламановой
Фоторепортаж портала «Культура Урала»: Выставка, посвященная «русской Коко Шанель», открылась в Екатеринбурге
Фоторепортаж газеты «Коммерсантъ»: В Екатеринбурге открылась выставка музея МХАТ о творчестве художницы-модельера Надежды Ламановой
Репортаж газеты «Комсомольская правда»: Судьба Надежды Ламановой в платьях столетнего прошлого: на Урале открылся вернисаж о творчестве русского модельера
Подписывайтесь на YouTube-канал музея, наш Telegram-канал и канал Яндекс.Дзен и следите за обновлениями!