Личное дело: историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова
С конца марта по 30 апреля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
О картине архитектора В. Д. Соколова, которая впервые будет представлена зрителям на выставке «Бренды советского Урала» в Музее истории и археологии Урала, рассказывает старший научный сотрудник Екатерина Петровна Кушниренко.
Перед нами – картина, на которой изображен натюрморт с цветами. Автор этой работы – знаменитый свердловский архитектор Вениамин Дмитриевич Соколов. Материалы, использованные в написании: холст, масло. В правом нижнем углу картины надпись: «В Соколов 30/XI 38 г». По всей видимости, картина была закончена 30 ноября 1938 года.
На момент создания натюрморта архитектор проживал со своей семьей – женой и приемным сыном – во Втором доме Горсовета по адресу Пушкинская 9, квартира 123. В конце 1938 года Соколов числился в Свердловском отделении Союза советских архитекторов и возглавлял одну из крупнейших архитектурно-проектных мастерских города – Мастерскую № 1 Облисполкома. Под его руководством находился целый штат молодых архитекторов, впоследствии широко известных в Свердловске и области: А. М. Десятков, А. И. Вилесов, И. А. Грушенко, В. Д. Дрожжин и другие.
Самому Вениамину Соколову в 1938 году исполнилось 49 лет. К тому моменту он был уже признанным мастером, на счету которого значились знаменитые сооружения: Второй Дом Советов (ул. 8 марта, 2), Городок чекистов (пр. Ленина, 69), здание водного стадиона «Динамо» (ул. Еремина, 12), жилой дом «Уралстройкоопхоза» (ул. Володарского, 4), дом кооператива «Сталинец» (пр. Ленина 81/83), здание Аффинажного завода (пр. Ленина, 13а).
Этот натюрморт – не единственная живописная работа Вениамина Дмитриевича, существовало еще, как минимум, несколько картин с подписью автора. Возможно, занятие живописью успокаивало архитектора, для которого 1937–38 годы оказались необычайно сложными. Всего год назад, в октябре 1937 года, арестовали одно из сотрудников Мастерской № 1 А. М. Дукельского, в соавторстве с которым Соколов сделал не один проект. Тогда Вениамину Дмитриевичу пришлось писать объяснительные и оправдываться, почему он не признал в коллеге вредителя и дал на него положительную характеристику в Наркомат коммунального хозяйства. Для самого Соколова эта ситуация завершилась благоприятно, его не тронули, а вот Дукельского расстреляли в январе 1938 года.
Вениамин Дмитриевич Соколов умер 3 января 1955 года у себя дома, на улице Пушкинской, в квартире 123, и похоронен на Лютеранском кладбище города Екатеринбурга.
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны