Личное дело: историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
С конца марта по 20 апреля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
О фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету» из экспозиции «Зал памяти Романовых» в Музее истории и археологии Урала рассказывает старший научный сотрудник Екатерина Петровна Кушниренко.
Картину «Передача Романовых Уралсовету» художник В. Н. Пчелин написал в 1927 году специально для Музея Революции. Фотокопия сделана до реставрации оригинала в 2000-х годах. Оригинал хранится в фондах Музея истории Екатеринбурга.
Передача семьи Романовых Уралсовету происходила 30 апреля 1918 года на станции Екатеринбург III — Товарный. На картине справа изображена семья последнего царя в неполном составе: Николай II, его супруга Александра Фёдоровна и дочь Мария Николаевна. Цесаревич Алексей, в связи с вновь разыгравшейся болезнью, и три его старшие сестры остались в Тобольске.
На семью царя указывает рукой комиссар К. А. Мячин (псевдоним – Василий Васильевич Яковлев), руководивший перевозкой Романовых из Тобольска в Екатеринбург. Слева изображена группа комиссаров Уралсовета: в центре в черной кожанке стоит председатель Уралсовета А. Г. Белобородов, слева от него спиной, вполоборота – И. И. Голощёкин, сзади них – заместитель Белобородова и второй ректор УрГУ Б. В. Дидковский. Справа от Белобородова стоит первый комендант Дома особого назначения А. Д. Авдеев.
При написании картины художник В. Н. Пчелин консультировался со свидетелями передачи Романовых на железнодорожной станции в Екатеринбурге. Все прописанные персонажи картины имеют портретное сходство с реальными людьми: в этом можно убедиться, если посмотреть фотографии не только царской семьи, но и снимки представителей Уралсовета. Однако сама сцена, изображенная на картине («Передача Романовых Уралсовету»), не документальна и является замыслом самого художника. Представители Уралсовета не встречали семью последнего царя у вагона поезда. Вместо этого они зашли в вагон, оформили акт передачи и отправились к автомобилям, в которых и ждали царскую семью, чтобы отвезти их в Дом особого назначения. Изображенная же на картине сцена призвана показать противостояние двух миров: старого, который олицетворяла семья Николая II, и нового, который передавали красные комиссары. По словам историка В. В. Шитова, «картина с одной стороны документальна – поезд, вокзал, но все остальное – это художественное столкновение двух вражеских групп».
На дореволюционных картах и указателях станции Екатеринбург I и Екатеринбург II значатся как пассажирские, а Екатеринбург III – как товарная. Николай II в своем дневнике за 17 апреля 1918 года прямо пишет, что его с семьей высадили на товарной станции: «Тоже чудный теплый день. В 8.40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце одолели первые, и поезд перешел к другой — товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему комиссару, с которым мы втроем сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом — Ипатьева». Станция Екатеринбург III находится в наши дни между улиц Куйбышева и Вишневая. Кратчайший путь к Дому особого назначения, по которому довезли Николая с семьей, проходил так: сначала по улице Вишневой, дальше поворот на улицу Малышева в центр города до перекрестка с улицей Карла Либкнехта и поворот на нее до места назначения.
Хотите узнать, что происходило с императорской семьей в следующие дни и как выглядел Дом особого назначения? Посмотрите экскурсию Николая Неуймина, заведующего отделом истории династии Романовых, по дому инженера Ипатьева, воссозданному в 3D!
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина