Бодхисаттва Майтрея. Статуэтка. Китай. XIX век
Материалы: бронза, литье, краска; атрибуты утеряны
Майтрея в буддийской философии является одновременно бодхисаттвой (существом, стремящимся к пробуждению) и Буддой будущего.
Согласно одному из ранних текстов традиции, Будда Шакьямуни посетил Майтрею на небесах Тушита и, возложив на голову собственный венец бодхисаттвы, поручил прийти на землю в качестве своего преемника. Среди явлений, которые должны предвещать появление Майтреи, перечисляют прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.
В иконографии греко-буддийского искусства Гандхары, в первые века нашей эры, Майтрея был самым популярным персонажем наряду с Буддой Гаутамой. Широко распространился его культ в Китае и Японии. Это единственный бодхисаттва, который почитается всеми направлениями буддизма.
Майтрея изображен в одежде бодхисаттвы, сидящим «по-европейски», со спущенными с пьедестала ногами. Эта поза означает скорый приход в мир. Руки сложены на уровне груди в жесте «поворот колеса буддийского учения». Свойственные иконографическому образу атрибуты – сосуд с носиком (кундика) и колесо учения Будды (дхармачакра) – утеряны, как это часто бывает с дошедшими до наших дней буддийскими статуэтками. На прическе и короне Майтреи сохранилась краска. Изящно проработаны пальцы рук и ног с украшениями.
Статуэтку можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год).
Автор видео – Никита Михненко
C 7 Апреля
по 20 Апреля 2020 года
мероприятие закончилось
Адрес, контакты
Для разворота карты нажмите
Автобусы1: 24, 25, 60, 70, 86
Троллейбусы: 26, 35, 37