16 января – 23 февраля 2025 года, открытие 16 января (четверг) в 16:00
Результат творческих экспедиций в различные области Китая, которые совершили художники Дмитрий Васильев и Ольга Алиева
Обращение к восточным мотивам свойственно отечественному изобразительному искусству с XIX века. Интерес к Китаю в современной живописи во многом обусловлен ростом сегодня культурных взаимоотношений между Россией и КНР. Дмитрий Васильев и Ольга Алиева – яркие представители «китайского» направления в своем творчестве. За 15 лет художникам удалось запечатлеть своеобразие провинций: Шэньси, Ганьсу, Шаньси, Хэнань, Хэбэй, Аньхой, Цзянси, Цинхай и автономного района Внутренняя Монголия.
Каждая поездка – это не только целенаправленное изучение истории, быта, природного и культурного богатства определенной области страны, но, что наиболее важно и существенно, художественно-образное воссоздание действительности, выражение авторского отношения к увиденному изобразительными средствами. Творческие путешествия проходили вдали от экскурсионных туристических маршрутов, раскрывая малоизвестные стороны жизни Китая. Некоторые места впервые отражены в отечественной живописи, ни одному из российских художников не удавалось туда добраться. В качестве сюжетов живописцы выбирают не урбанистическую круговерть светской жизни, нивелирующую уникальность национальной идентичности, а обращаются к природному своеобразию страны, к истокам китайской культуры, к традиционному укладу жизни.
Природно-географические особенности Китая раскрываются в пейзажа. На выставке представлены виды горных районов: Внутренней Монголии и каньона Тайханшань. Северо-западная часть Внутренней Монголии богата причудливыми скальными останцами на склонах гор, сопками и петляющими между ними горными реками. Одна из интересных достопримечательностей района – озера правильной круглой формы, образованные на месте кратера потухшего вулкана.
Художники обращаются не только к природному или сельскому пейзажу, их интересуют и мотивы древних китайских городов. Любопытный взгляд художника не смог не остановиться на достопримечательностях города Пинъяо (объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Пинъяо, находящийся в культурно-исторической части провинции Шаньси, – единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик. Старинные дома, ворота, улочки в различных состояниях воплощены в камерных пейзажах и доносят до зрителя атмосферу Средневекового Китая.
На выставке представлена и южная архитектура КНР, запечатленная в путешествиях по провинциям Аньхой и Цзянси. В пейзажах этих провинций преобладают строения с белыми стенами и черной черепицей.
Колорит нетронутой цивилизацией жизни на лёссовых землях вдохновил Дмитрия Васильева, из-под его кисти вышла серия жанровых полотен. Лёссовое плато расположено на территории провинций Ганьсу, Шаньси и Шэньси. В условиях урбанизации и технического прогресса селениям этого плато удалось сохранить свой уникальный облик и традиционный уклад жизни.
Несколько по-иному решены портретные и жанровые картины «тибетской» серии,. Они созданы по следам поездки в провинцию Цинхай. Их характеризует определенное влияние символизма, обусловленного силой традиций этой таинственной части Китая. Бережное сохранение вековых устоев тибетского народа символизирует сцена «У священного родника». Особенное отношение тибетцев к воде – это отношение к культурным и семейным ценностям. Прозрачность, незамутненность воды – это неизменность обычаев предков в условиях повсеместной цивилизации и прогресса.
Выставка не только знакомит зрителя с древней китайской цивилизацией, но раскрывает особенности художественного видения Китая в российской живописи начала XXI века.
О художниках:
Дмитрий Васильев – выпускник Санкт-Петербургской государственной академии художеств имени Ильи Репина. Стал известен благодаря плодотворной творческой деятельности и многочисленным выставкам в России и за рубежом. Свободно работает в жанре пейзажа, портрета, сюжетной композиции.
Ольга Алиева – выпускница Уральского государственного архитектурно-художественного университета, связавшая свою профессиональную деятельность с преподаванием в УрГАХУ. В своем творчестве отдает предпочтение пейзажному мотиву. Авторов объединяет приверженность традициям русской реалистической школы живописи и глубокий искренний интерес к культуре Китая