Мультимедиагид на платформе Artefact как инструмент работы с туристами на «Императорском маршруте»
В конце 2019 года на трех площадках Свердловского областного краеведческого музея впервые появились мультимедийные гиды с технологией дополненной реальности на платформе Artefact. Мультимедиагид по Музею памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске» за полтора года стал действенным инструментом работы с аудиторией «Императорского маршрута» – популярного туристического направления Свердловской области.
В преддверии Международного фестиваля «Царские дни» рассказываем об особенностях аудитории этого мультимедиагида и его влиянии на туристическую привлекательность музея и маршрута.
Музей памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске» торжественно открыли в июле 2018 года, к столетию гибели последнего российского императора Николая II и его семьи. Спустя год к доступным услугам музея – аудиогидам и виртуальному туру – добавился мультимедиагид на платформе Artefact.
В режиме дополненной реальности можно познакомиться с 43 экспонатами в пяти залах постоянной экспозиции музея: предметами, книгами, оригиналами и копиями отличительных знаков и наград, живописными полотнами, историческими документами, знаковыми иконами. Среди них – подлинные вещи, связанные с жизнью семьи Романовых: рисунок с изображением Святой Елизаветы Тюрингенской (предположительно, его выполнила Великая княгиня Елизавета Федоровна), офицерская шашка из коллекции оружия Великого князя Сергея Михайловича, драма в стихах «Царь Иудейский» Великого князя Константина Константиновича, книга «Под благодатным небом», которую издала Елизавета Федоровна.
Не менее любопытны и простые предметы обихода конца XIX – начала XX века: юбилейный настольный календарь, выпущенный к 300-летию Дома Романовых, короб для шляпы, походное бюро, бульотка, карманные наградные часы. С помощью мультимедиагида можно детальнее рассмотреть воссозданные в музее образы Великого князя Сергея Михайловича и князей Константиновичей, собирательные образы охранника Напольной школы, сестер Марфо-Мариинской обители и крестовых сестер.
Аудиогид по музею «Напольная школа в городе Алапаевске» интегрирован с мультимедиагидом Artefact, поэтому посетитель может одновременно изучить точки интереса на каждом экспонате, прочесть описание и послушать историю о нем.
Мультимедиагид по музею «Напольная школа в городе Алапаевске» достаточно популярен у гостей: с декабря 2019 года его посмотрели 549 раз, более 800 просмотров собрали экспонаты музея. Этот музей – лидер среди площадок Свердловского областного краеведческого музея и по количеству распознаваний предметов с помощью AR-меток, и по числу общих скачиваний мультимедиагида.
Заведующая музеем Елена Титеева поделилась секретом эффективной работы с приложением: «В кассовой зоне нашего музея постоянно стоит рекламный баннер приложения Artefact. Мы проводим презентацию мультимедиагида каждой экскурсионной группе, которая приходит в музей, предлагаем экскурсантам на обратном пути или дома познакомиться с экспозицией глубже, получить те сведения, которые экскурсовод не успел сообщить в условиях жестко ограниченного времени, отведенного на экскурсию в музее. Особенно популярен мультимедиагид у путешественников, которые прибывают в Алапаевск на поезде по программе «Императорский маршрут», – сейчас это одна из ключевых аудиторий музея».
В книге отзывов музея «Напольная школа в городе Алапаевске» посетители оставляют обратную связь об опыте использования мультимедиагида. Так, например, 25 февраля 2021 года гости написали: «Потрясающе! Великолепно! Во время экскурсии воспользовался программой «Артефакт» – я в полном восторге! За короткое время получил большое количество информации. Здоровские, профессиональные голоса прекрасно дополняли информацию по алапаевским мученикам. Шикарная работа дикторов! Рассказы об экспонатах музея очень меня заинтересовали, обязательно приду сюда еще». Спустя два дня в книге отзывов появилась такая запись от гостьи из города Каменска-Уральского: «Я получила возможность использовать программу «Артефакт», которая позволила мне глубже и шире представить предъявленные экспонаты».
В следующей публикации мы расскажем о мультимедиагиде как инструменте привлечения деловых туристов на примере Художественного музея Эрнста Неизвестного.