Личное дело: историк Алексей Федотов – о «дьявольских» шарах из кости
С конца марта по 30 апреля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
Об интересных предметах из кости в восточной коллекции музея рассказывает главный научный сотрудник отдела истории Урала Алексей Николаевич Федотов.
Издавна в Китае высоко ценили изделия из слоновой кости (бивней). У этого материала сразу несколько преимуществ: он хорошо обрабатывается резцом, полируется, при этом тверд и имеет белый цвет с желтоватым оттенком и некоторой степенью полупрозрачности.
Со временем в Китае сформировались две основные школы резьбы по слоновой кости: Пекинская и Кантонская (Гуанчжоуская). Школы практиковали разные техники. Пекинскую школу отличает лаконичность формы и более сдержанный декор. Резчики старались раскрыть и подчеркнуть красоту используемого материала и его текстуру, для чего изделия тщательно полировали. В Пекинской школе в основном создавали фигурки людей, часто подкрашивая кость для придания большей декоративности.
Мастера Кантонской школы сосредотачивались на сложности резьбы, стараясь отобразить в своих изделиях мельчайшие детали. Изделия мастеров этой школы поражают красотой и техникой исполнения.
Особую славу представителям Кантонской школы принесли ажурные многослойные шары из слоновой кости. Несколько полых, украшенных тончайшей резьбой шаров размещали один в другом, подобно матрешкам, при этом каждый из шаров мог свободно вращаться внутри независимо от других. Из фрагмента кости мастер вытачивал шар и прорезал в нем несколько конусообразных отверстий, вершины которых сходились в центре шара. Затем он намечал в отверстиях количество внутренних слоев и начинал вырезать центральный шар изнутри, а затем все последующие слои по направлению к внешнему слою. Для этого использовали специальный изогнутый резец, который заводили внутрь шара через вырезанные отверстия. Далее мастер покрывал шары резьбой или гравировкой, вращая их друг в друге.
Самые первые «шары-головоломки» состояли лишь из двух шаров, постепенно мастерам-резчикам удалось довести их количество до семи. В 1915 году один китайский резчик поразил посетителей Панамской Международной ярмарки вырезанным им шаром, содержащим целых 25 ажурных шаров.
За необычайную кропотливость работы, которую трудно себе даже помыслить, европейцы прозвали кантонские шары «дьявольскими».
В нашем музее хранятся парные кантонские шары из слоновой кости на подставках, изготовленные и привезенные на Урал, по всей видимости, в конце XIX века.
Рассмотрите другие изящные предметы из восточной коллекции музея!
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны