Версия для слабовидящих
Жизнь и творчество Эрнста Неизвестного

ЗАЛ 1 «ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ. ЧЕЛОВЕК МИРА»

В экспозиции зала музея можно познакомиться с портретами Э. Неизвестного, выполненными известным уральским художником Г.С. Мосиным в 1963 г., видным российским графиком Б. И. Жутовским в 1975 г., известный портретистом И.С. Айдаровым в 2009 г.

Для самых маленьких посетителей будут интересны виртуальные игры на тему творчества художника, которые будут им предложены на интерактивной панели.

ЗАЛ 2 «ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ. ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Главным экспонатом зала стала бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного «Сердце Христа». Он создал ее в 1970-х годах. Тема креста является одной из главных тем мастера, она проходит через всё его творчество. Именно эта работа, подаренная мастером в 1980-х гг. Папе Римскому Иоанну Павлу II, находится в Ватикане. Музей в Екатеринбурге получил копию этой скульптуры.

В зале можно будет увидеть литографии Эрнста Неизвестного «Сердце Христа» и «Распятие» 1980-х-1990-х гг. Одна и та же тема – тема креста, распятия, воплощается художником одновременно и в скульптуре, и в графике, а позже в живописи. При этом графика не выступает как эскизный материал для скульптуры, а раскрывает ту же тему самостоятельно.

ЗАЛ 3 «ТВОРЧЕСТВО 1940-1960 ГГ.»

«Кентавресса с ребенком» — самая крупная работа, имеющаяся в распоряжении музея. Она отлита в бронзе в 1963 г. Кентавр, мифическое существо, получеловек-полуконь-полумашина, является одним из центральных образов творчества Эрнста Неизвестного. Он символизирует сплав прошлого, настоящего и будущего, являет собой пластическую метафору и символ современной цивилизации.

В бронзовой отливке «Рука», выполненной Эрнстом Неизвестным в 1950-х гг., а также в работе «Человек-робот» начала 1960-х гг. ярко воплощена идея, занимавшая мастера с того периода времени. Художник не только продолжает традиции русского революционного авангарда 1920-х – он создает новый визуальный язык и новый тип синтеза. Его синтез основан на мощном сплаве форм природы – таких, как человеческое тело, с орудиями труда и техникой. Этот сплав порождает то, что он называет «второй природой» человека.

В работе «Атомный взрыв» 1957 года мастер использует руки как символ человека вообще. Его руки страдают, умирают, приветствуют, борются, даже разлетаются в разные стороны вместе с лицами как от взрыва.

В зале представлены также известные работы Эрнста Неизвестного из цикла «Война-это…» начала 1960-х гг. «Шаг» и «Раненый солдат».

В скульптуре «Два лица», выполненной в 1962 г., отразились переживания мастера, перенёсшего тяжелое потрясение от общения с первым лицом государства во время известной выставки в Манеже и разочарование его в политической элите страны, не желавшей понять его искусство.

На видеостене представлены ранние станковые, а также монументальные работы Эрнста Неизвестного, среди которых «Цветок лотоса», установленный мастером на Асуанской плотине — одна из самых больших в мире скульптурных композиций. Монумент приобрел международную известность.

ЗАЛ 4 «ТВОРЧЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1970 ГГ.»

Среди ярких работ Э. Неизвестного первой половины 1970-х годов – скульптура «Распятый гигант». Тема креста, распятия, жертвоприношения становится для художника особенно привлекательной в то время, когда ему особенно тяжело и с большим трудом удаётся не потерять собственное лицо в борьбе за свободу творчества.

Думы о себе, своём месте в искусстве и советской реальности отразил мастер в графической серии «Судьба (Судьба художника)», являющейся своеобразным художественным дневником его ежедневных чувст и мыслей. 22 работы были подарена музею автором, 4 офорта поступили в дар от художника В.М. Воловича.

Бронзовая скульптура «Бертран де Борн», представляющая в понимании Эрнста Неизвестного образ выдающегося поэта и воина французского средневековья, выполнена с большой экспрессией и сарказмом, в стиле сюрреализма.

В музее можно познакомиться с книжными иллюстрациями Эрнста Неизвестного – как через реальные издания, так и с виртуальной довольно полной подборкой гравюр.

На интерактивной панели можно увидеть монументальные и мемориальные произведения мастера первой половины 1970-х годов.

ЗАЛ 5 «ТВОРЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1970-2000 ГГ.»

Среди скульптур, представленных в зале музея, посвященном творчеству мастера в период его жизни на Западе – в США – несколько фигур кентавров. Среди них — «Кентавр указующий».

Ярким воплощением идеи художника о силе духа человека, пробивающего стену, является скульптура, украшающая сегодня парадную колоннаду Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Екатеринбургский музей имеет точную копию работы благодаря своему дарителю, известному уральскому коллекционеру Евгению Ройзману.

Благодаря Свердловскому отделению общества «Мемориал» в музей поступил макет Монумента «Маска: Европа и Азия», посвященный жертвам сталинских репрессий, который был создан Эрнстом Неизвестным в начале 1990-х годов в Екатеринбурге, с мыслью об установке в родном городе.

Целую серию скульптур Эрнст Неизвестный посвятил демонстрации возможностей литой бронзы, превращающейся в талантливых руках мастера в танцующих, падающих, кричащих, шагающих фигурок людей, проявляющих гамму самых разнообразных чувств. К этой серии относится скульптура «Танцор» 1993 г., которая представлена в экспозиции музея.

На видеостене можно увидеть станковые произведения мастера, отсутствующие в музее, а также крупные монументальные работы и среди них – работу всей его жизни – «Древо жизни» — скульптурную композицию, установленную в атриуме торгово-пешеходного моста «Багратион» в Москве.

Адрес, контакты

Художественный музей Эрнста Неизвестного
г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14

Для разворота карты нажмите

Тел.: +7 (343) 389-14-82
страница музея

Билеты

Взрослый - 250 руб.
Школьный - 150 руб.
Дошкольный - бесплатно
Студенческий - 150 руб.
Пенсионный - 150 руб.

Записаться на экскурсию
Рассказать друзьям
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений