Время серебра

30 июня – 29 августа 2021 года

Изделия из серебра от эпохи древних греков и персов до наших дней (в рамках программы «Шедевры частных коллекций»)

Серебро – один из самых незаурядных материалов с собственным выразительным языком. На протяжении пяти тысяч лет серебро стало неотъемлемой частью человеческой культуры – от разработок первых крупных серебряных рудников до использования в современных нанотехнологиях.

Самые ранние находки изделий из серебра сделали на территории Шумера и других стран Древнего Двуречья, а также в Египте, где серебро называли «белым золотом» и ценили  дороже обычного золота. В дальнейшей истории серебро применяли повсеместно. Оно стало основной валютой Средиземноморья и Европы, где рудники Лавриона, гор Сьерра-Морена и Долины святого Иохима наполняли серебряной монетой и слитками рынки и ярмарки в эпоху Античности и Средние века.

Серебро с древних времен популярно для производства украшений и повседневных предметов. Им украшали одежду и оружие, книги и церковную утварь. Его считали металлом королев, символом Луны, женского начала, а средневековые алхимики видели в нем девственное состояние первичной материи.

В XIX веке, когда серебро стало символом буржуазного благополучия и успеха, серебро наиболее активно использовали для изготовления посуды и предметов быта. Его передавали по наследству как семейную ценность и приносили в дар монастырям и храмам.

Выставка раскрывает различные аспекты применения серебра в человеческой культуре. Вы увидите серебряные артефакты, впервые представленные публике, предметы авторства фабрик Карла Фаберже и Ивана Хлебникова, собрание серебряных монет, зарубежные награды.

Кроме того, выставка представляет уникальное собрание часов XVII–XX веков Александра Козлова – самой крупной, представительной и яркой на Урале. Коллекцию много лет назад начал формировать Борис Козлов (1923–2005) – отец Александра Борисовича, летчик, ветеран Великой Отечественной войны. С юности он увлекся собиранием часов и передал эту страсть сыну. Презентацию коллекции жителям и гостям Екатеринбурга Александр Борисович посвятил памяти своего отца.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Фондом поддержки и развития Ленинского и Академического районов города Екатеринбурга «Добрососедство», коллекционером Александром Козловым и Антикварным Центром.

Каждую субботу в 15:00 и воскресенье в 13:00  бесплатная обзорная экскурсия по выставке (необходимо приобрести в кассе входной билет и сообщить, что желаете посетить экскурсию). 

Ампир во время чумы

8 июля – 22 августа 2021 года

1930-е: годы свершений и годы трагедий

1930-е – непростой период в истории СССР. С одной стороны, царила атмосфера торжественной приподнятости и прославления подвигов молодой Страны Советов, а с другой – укреплялся тоталитарный режим власти, начались массовые репрессии и расстрелы неугодных.

Земляк уральцев Анатолий Константинович Серов – Герой Советского Союза, сталинский сокол, участник Гражданской войны в Испании 1936–1939 годов – одна из центральных фигур этого периода. Через призму его жизни и судьбы выставка раскрывает исторический период 1930-х. Выставка состоит из трех разделов. «Время свершений» рассказывает об энтузиазме и героизации 1930-х годов. Раздел «No pasarán!» посвящен Гражданской войне в Испании и участию в этой войне Анатолия Серова и других уральцев. «Время трагедий» – об обратной, непарадной стороне жизни в эпоху героев, о судьбе Анатолия Серова и его соратников после Испании.

Вы увидите знамена, плакаты, предметы мебели, одежды и быта из собрания Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера, а также личный фонд семьи Серовых из фондов Краснотурьинского краеведческого музея.

Магия Боспора

31 марта – 22 августа 2021 года

Наследие Боспорского царства из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника

Вы познакомитесь с наследием первого государства на территории России, которое занимало земли нынешних Керченского и Таманского полуостровов. Боспорское царство, существовавшее более 1000 лет, – один из ярких феноменов древности. На протяжении веков оно, с одной стороны, было тесно связано с античным миром, а с другой – сыграло прогрессивную роль в историческом, социально-экономическом и культурном развитии многих народов, населявших Северное Причерноморье во второй половине I тыс. до н. э. – I тыс. н. э.

Керченский полуостров во все времена становился ареной ожесточенных столкновений разных культур и народов. Но это и то место, где появляется уникальная греко-скифская культура, ставшая неотъемлемой частью боспорской истории.

Богатая на щедрые находки керченская земля пополнила известными всему миру редкостями ведущие музеи Европы, легла в основу античных коллекций Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительного искусства имени А. С. Пушкина.

Вы увидите свыше 300 предметов, датируемых VI в. до н. э. – I в. н. э.: расписные и чернолаковые сосуды, амфоры, бронзовый киаф, бронзовые зеркала, раковины каури, наконечники стрел, ритуальные сосуды, женские украшения из золота.

В числе уникальных экспонатов – предметы из погребального комплекса «Три брата», открытого в 1965 году археологами Керченского музея на окраине некрополя античного города Нимфея.

Также вы увидите терракотовые статуэтки из святилища на античном поселении «Полянка», которые применяли для различных мистерий и обрядов, и граффити на свинцовых пластинках.

Эти предметы иллюстрируют оккультные представления древних боспорцев и возможные причины конфликтов, возникающих между людьми.

Познакомясь с экспонатами, вы откроете для себя жизнь преуспевающего государства, жители которого выращивали зерновые культуры, торговали вином, промышляли рыбой, занимались ремеслами и создавали уникальные памятники искусства.

Чусовая. Время – вода

15 июня – 1 сентября 2021 года

Река Чусовая вобрала в себя все важные события Уральского края. Всю многовековую уральскую историю можно рассказывать на ее берегах. Создавая эту выставку, авторы решили показать Чусовую… разной, «подсветить» ее грани, подчеркнуть многообразие. Получились четыре истории: «Река теснин», «Железные караваны», «Дым походного костра» и «Образ места».

Вы увидите редкий якорь-лот, применявшийся для сплава барок, закладной крест из плотины Билимбаевского завода, образцы минералов и окаменелостей долины реки Чусовой, фотографии одного из первых уральских фотографов Николая Филатова, а также всеми узнаваемые предметы советского туристического быта.

Резьба по кости

12 июня – 31 июля 2021 года

Выставка изделий мастерской «Варко» (г. Нижний Новгород)

Резьба по кости – искусство такое же древнее, как и резьба по дереву. Зародилось оно на Русском Севере, близ села Холмогоры, в среде жителей тундры и морских побережий. Материалом для работы служили моржовый клык и бивень мамонта. Первыми изделиями были наконечники для гарпунов и стрел, ножи, рукоятки и ножны для ножей, иглы для шитья, чашки, детали оленей и собачьей упряжек, украшения, фигурки различных животных для амулетов.

Исторические музейные документы свидетельствуют, что резные изделия из кости на нижегородской земле появились в конце XVIII – начале XIX века. Характер резьбы по кости был близок к манере деревянной резьбы нижегородских мастеров того времени. Резьбой по кости украшали рукояти ножей и другого холодного оружия, плашки для перочинных ножей, мундштуки, подсвечники, приклады и цевьё ружей, украшения и предметы утилитарного назначения.

Мастерская «Варко» (Варнавинская резная кость) возродила традиции народного косторезного промысла в Нижегородской губернии. В 1971 году открыли участок для обучения молодежи по профессии резчика по кости (наставником стал П. Черникович). Через два года участок преобразовали в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. В 1989-м филиал стал самостоятельным предприятием под названием Варнавинская художественная фабрика резьбы по кости. Спустя три года создано предприятие «Варко» (Варнавинская резная кость).

Варнавинские резчики постоянно ищут новые выразительные решения, виды обработки и сочетаний материалов, своеобразие форм, орнаментации и композиции изделий. С начала 2000-х мастера фабрики освоили художественную обработку местного сырья – рога лося. Каждое изделие мастер режет от начала до конца вручную, без применения штампов и шаблонов, что позволяет сохранять авторскую индивидуальность. В ассортименте предприятия – более 300 наименований утилитарных и декоративных изделий. Из них более 285 наименований отнесены к уникальным изделиям народных художественных промыслов.

На высоком профессиональном уровне мастера выполняют женские украшения (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, различные гарнитуры и комплекты украшений, кольца, перстни). Украшения варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба. Они великолепно дополняют и украшают повседневную и элегантную вечернюю одежду. Для рукодельниц фабрика предлагает вязальные крючки, иглы для штопки и вышивания, компактные и настольные игольницы. Совместно с Павловским АООТ «Октябрь» выпускаются разнообразные складные ножи с плашками из кости с художественной резьбой или выжиганием.

Варнавинские изделия из кости постоянно представляют на выставках и ярмарках в России и за рубежом. Продукцию фабрики поставляли во Францию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию, США.

Графика и скульптура Бориса Рыжкова и Татьяны Бобровой

23 июня – 25 июля 2021 года

Выставка преподавателей Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра

Это уже пятый совместный проект Художественного музея Эрнста Неизвестного со Свердловским художественным училищем имени И. Д. Шадра. В разные годы свои произведения на этой площадке показывали студенты, выпускники, педагоги училища. На этот раз свои работы в экспозиции представили преподаватели, художники Борис Рыжков и Татьяна Боброва.

Борис Рыжков родился в 1950 году в городе Борзя Забайкальского края. В 1969 году окончил Уральское училище прикладного искусства, в 1977-м – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной по специальности «Скульптура». В 1985 году принят в Союз художников России. Участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных и городских художественных выставках. Его работы находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Государственном художественном музее Алтайского края, в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, в частных коллекциях в США и Японии. C 2003 года – руководитель отделения «Скульптура» в СХУ имени И. Д. Шадра.

Вы увидите четыре работы Бориса Рыжкова из дерева: «Философы», «Адам и Ева», «Два настроения», «Шаманы». По признанию скульптора, с деревом работать приятно, «есть ощущение запаха, оно легко строгается, это не мрамор». Одна из первых плоскостных скульптур Бориса Рыжкова – «Танец шаманов». Потом он задумал работы, где были сопоставлены противоположности: «Два настроения», мужское и женское начало в «Адаме и Еве», идеализм и материализм афинской школы в скульптуре «Философы».

Татьяна Боброва родилась в 1995 году в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Там же окончила художественную школу. С 2012 года живет и работает в Екатеринбурге. В 2015 году окончила с отличием СХУ им. И. Д. Шадра, в 2019 году – Уральский архитектурно-художественный университет. С 2017 года и по сей день преподает авторский курс студентам графического дизайна в СХУ им. И. Д. Шадра. Активно рисует, иллюстрирует книги, занимается графическим дизайном и придумывает сюжеты и персонажи.

На выставке Татьяна Боброва показала рисунки «Поиски», «Странник», серию «Птичьи истории», а также живописные холсты «Я — птица». В творческом плане художник предпочитает работать от «пятна»: «Я очень редко работаю с эскизами. Пятно само направляет меня в ту или иную сторону. В графике мне импонирует эффект небрежной, живой линии, сочетания наивной графики и образов с более архаичными, монументальными силуэтами. Текстуры, фактуры материалов и их многослойность в соединении с некоей «неправильностью» форм, либо, напротив, с четкой геометрией, помогают мне ярче передавать образы».

Свердловск – мой маленький невидимый остров

24 июня – 2 августа 2021 года

Мини-выставка о городе, каким запомнила его Белла Дижур (к дню рождения писательницы)

Для уральского поэта и писательницы Беллы Дижур (1903–2006) Свердловск – это прежде всего интересные городские места, из которых Белла Абрамовна собрала свой маленький невидимый остров. Ее воспоминания связаны с учреждениями, где царила мысль, кипела жизнь, происходило много удивительных событий и незабываемых встреч.

Свердловск Беллы Дижур – это город удивительных контрастов. Здесь есть тихие красочные закаты и гулко постукивающие трамваи. Здесь цеховые уральские будни вполне сочетаются с разговорами о булгаковском «Мастере», а свердловская «Лубянка» вполне уживается с «Домом печати», Оперным театром и филармонией.

Как творческой личности Белле Абрамовне, долгие годы жившей в Свердловске, приходилось непросто: «Москвичи посещали скандальные любимовские спектакли на Таганке, смотрели «спорные» фильмы в первые же дни их выхода на экран… Да, что тут скажешь! Провинциальному российскому интеллигенту духовной пищи явно не хватало. И выход был один – в этом огромном, как пустыня, мире построить свой личный микромир. Собрать в него сокровища и радоваться им. Я так и поступала. Свердловск для этого интимного строительства был не самым плохим местом».

Уголок Урала, каким запомнила его писательница, прощаясь с родиной в конце 1980-х годов, остался в воспоминаниях в статье «Белла Дижур. Мой город», опубликованной на страницах журнала «Литературный квартал». Материалы этой статьи легли в основу выставки.

Центральное место на выставке занимает карта Свердловска, на которой отмечены знаковые для писательницы места: Свердловская филармония, Театр оперы и балета, Геолого-минералогический музей на Куйбышева, Площадь 1905 года. Карту дополняют сборники стихов и рассказов Беллы Абрамовны.

Дары (из собрания семьи Виталия Воловича)

28 июля – 29 августа 2021 года 

Выставка работ уральских художников из собрания семьи Виталия Воловича

Выставка приурочена к дню рождения Виталия Михайловича Воловича (3 августа 1928 – 20 августа 2018).

Виталий Волович как яркий представитель художественной жизни Свердловска-Екатеринбурга очень часто получал в дар работы своих друзей и коллег. На выставке можно увидеть редкие, ранее доступные только узкому кругу зрителей произведения Миши Брусиловского, Анатолия Калашникова, Германа Метелёва, Алексея Казанцева, Юрия Истратова, Киры Масумовой, Светланы Тарасовой, Виктора Махотина.

Они раскроют сюжеты о творческом взаимодействии представителей уральской художественной школы, творивших во второй половине ХХ – начале ХХI веков.

Виталий Волович был одним из инициаторов создания Художественного музея Эрнста Неизвестного. Работы Эрнста Неизвестного «Строительство человека» и «Распятие», а также офорты Мастера, которые в 2013 году передал в музей Виталий Волович, положили начало основной экспозиции Художественного музея Эрнста Неизвестного.

Путешествие в Китай. Кураторская экскурсия

6 июня (воскресенье) 2021 года, 14:00

Кураторская экскурсия Алексея Федотова по выставке «Путешествие в Китай»

Вы увидите часть восточной коллекции Свердловского областного краеведческого музея, которая редко выставляется публике.

Куратор обратит особенно внимание в рассказе на костюмы жителей Китая, предметы декоративно-прикладного искусства из фарфора, кости, металла и дерева. Алексей расшифрует загадочную китайскую символику, расскажет о назначении культовых предметов, связанных с конфуцианством, даосизмом и китайским буддизмом.

Дни культуры Египта на Урале. Онлайн-проект

12 июня – 31 июля 2021 года 

Виртуальный проект в рамках перекрестного Года гуманитарного сотрудничества Египта и России

4 мая 2021 года состоялось знаковое событие для России и Египта: страны запустили перекрестный Год гуманитарного сотрудничества, в рамках которого запланировано около 200 мероприятий.

Бюро Культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве совместно со Свердловским областным краеведческим музеем имени О. Е. Клера реализовали виртуальный проект «Дни культуры Египта на Урале».

Мы хотим представить точки соприкосновения культур Египта и Урала, познакомить уральцев с современным искусством Египта, расширить их знания о египетской культуре.

На специально созданном виртуальном ресурсе вы сможете:

  • рассмотреть в деталях коллекцию египетских артефактов Свердловского областного краеведческого музея и узнать ее историю
  • побывать на онлайн-экскурсии по выставке «Открывая Древний Египет» в Музее истории и археологии Урала
  • познакомиться с собранием экспонатов Бюро культуры Посольства
    Арабской Республики Египет в Москве и узнать больше о деятельности Бюро
  • полюбоваться завораживающими снимками Каира и Коптского Египта, воображаемо побывать в залах Каирского музея и на улочках египетской столицы, вдохновиться пейзажами морского побережья и трогательными бытовыми сценками
  • вспомнить исторический Золотой парад фараонов, который состоялся 3 апреля 2021 года в Москве, и посмотреть документальный фильм «Золотой парад. Взгляд из России» с участием Ихаба Ахмеда Талаата Насра, чрезвычайного и полномочного Посла Арабской Республики Египет в Российской Федерации и ведущих деятелей культуры РФ
  • познакомиться с творчеством современных художников Египта.

Виртуальный проект «Дни культуры Египта на Урале» доступен по ссылке:
egypt-ural.tilda.ws

Виктор Топорков + Владимир Жуков. Два художника – два пути

29 мая – 27 июня 2021 года

К 80-летию уральских художников Виктора Топоркова и Владимира Жукова (в рамках программы «Таланты нашего музея»)

Выставка посвящена двум друзьям-художникам, один из которых, известный мастер-реставратор, более 40 лет трудится в Свердловском краеведческом музее, а второй – знаменитый уральский концептуалист.

О Викторе Топоркове

Виктор Топорков родился 29 мая 1941 года. В 1961-м окончил Свердловское художественно-ремесленное училище № 42. После армии работал художником-оформителем. В 1970-е годы в городе Березовском возглавлял городской музей, занимался книжной иллюстрацией, участвовал в выставках самодеятельных художников и преподавал в художественной школе. В 1980-е годы Виктор Топорков выполнял художественно-альфрейные работы в храмах Екатеринбурга и Курганской области. В 1979-м его пригласили в Свердловский областной краеведческий музей, где он организовал Реставрационную мастерскую.

Музейному делу Виктор Николаевич отдал почти полвека. Он работал в археологических и историко-этнографических экспедициях, принимал участие в научных конференциях, оформлял выставки. Многочисленные предметы, которые он реставрировал, экспонируются в художественных музеях Екатеринбурга, музеях Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Живописные работы этого художника просты: деревенские домики, уральская природа. Но при внешней простоте и статичности картины наполнены внутренней пульсирующей жизнью, добры и лиричны. Они буквально дышат воздухом, контур размыт, легкая дымка уводит в глубину пейзажа. Сиюминутная красота, очарованная душа, затянувшееся мгновение.

О Владимире Жукове

Владимир Жуков родился 6 августа 1941 года в городе Березовском Свердловской области. Окончил в 1961-м Свердловское художественно-ремесленное училище №42. Много лет успешно работал в рекламе. С 1980-х постоянно участвовал во всесоюзных и зональных выставках. Вступил в Союз художников в 1990 году. Персональные выставки Владимира Жукова состоялись не только в России, но и за рубежом: в Варшаве (1993), Стокгольме (1993), Хельсинках (2000). Владимир Жуков – автор многочисленных скульптурных композиций и интерьеров в Екатеринбурге. Работы художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Музея современного искусства в Царицыно, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, в частных собраниях в Германии, России, Польше, США, Швеции и Финляндии.

За каждой из работ Владимира Георгиевича стоит концепция. Визуальный образ – лишь толчок для цепи ассоциаций. Художник бросает вам мяч, а вы можете его поймать, или упустить, или сделать свой головокружительный пас. В названии произведения содержится намек на идею, которую хотел выразить автор. Но зритель может пойти своим путем, придумать свою легенду и свое объяснение увиденного, ведь у каждого из нас свое понимание жизни. Работы в условной, философской, иногда ироничной форме отражают его понимание основных мировоззренческих категорий: времени, пространства, морали.

Народные и авторские куклы и костюмы

2 – 30 июня 2021 года

Выставка народных и авторских кукол студии декоративно-прикладного творчества «Забава» и народных костюмов студии «Веретенце»

Урал – многонациональный край, где этнические культуры тесно сосуществуют друг с другом. Выставка посвящена русской культуре, а также народным культурам татар, башкир и удмуртов. Неповторимое своеобразие национальной культуры отражается в орнаменте народной росписи, костюме, игрушке…

Во все времена куклы – самая любимая девичья забава. Однако в разное время они выглядели не одинаково. У современных кукол были свои предшественники – народные тряпичные куклы. Именно о них рассказывает выставка.

Выставка подготовлена совместно с Дом культуры поселка Бобровского.