Версия для слабовидящих

Наука

Фадеев Л. А.
Свобода быть собой. «Маски скорби» и тема политических репрессий в искусстве Эрнста Неизвестного

Статья ведущего научного сотрудника Художественного музея Эрнста Неизвестного Льва Андреевича Фадеева опубликована в научно-практическом журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» (№ 2 (3), 2020 год).

В статье рассказывается об основных проектах, символах и образах творчества Эрнста Неизвестного, связанных с темами политических репрессий и борьбы за свободу личности. Материал раскрывает как биографический аспект интереса скульптора к данным сюжетам, так и идейную, философскую сторону восприятия политических реалий художником через призму той действительности, в которой он находился, как до эмиграции из СССР в 1976 году, так и после появления возможности приезжать в Россию с 1989 года. Основной акцент в статье сделан на монументе «Маски скорби: Европа – Азия», установленном в Екатеринбурге в 2017 году, поскольку именно в нём сосредоточились многие символические и художественные идеи мастера, связанные с репрессивными актами. Описывается история создания монумента, а также суть концепции «Треугольника скорби»: Неизвестный хотел установить «Маски скорби» в трёх городах, опорных точках ГУЛАГа – Магадане, Екатеринбурге и Воркуте. Помимо этого исследуются и другие работы скульптора, посвящённые теме репрессий (ранние произведения, серия «Холокост», бюст Рауля Валленберга), что позволяет проследить эволюцию художественного метода и углубить понимание политического контекста и тем памяти и вечности в искусстве.