Версия для слабовидящих

Наука

Савченко С. Н., Жилин М. Г.
Новая находка каменного диска-навершия (к вопросу о перфорированных каменных дисках в Среднем Зауралье)

Статья главного научного сотрудника отдела Древней истории народов Урала Светланы Николаевны Савченко (в соавторстве) опубликована в журнале «Российская археология» (2016, № 3, стр. 136–151).

На открытом в 2006 году поселении Шайдуриха 33 на юго-западном берегу Аятского озера, в шурфе (9 м2), в верхней части нерасчлененного культурного слоя, содержащего артефакты мезолита-бронзового века, были найдены лежащие в 25 см друг от друга пест-терочник размерами 10.8 × 5.8 × 4.7 см из гранито-гнейса и диск-навершие размерами 15.6 × 12.7 × 3.5 см из хлоритовой породы.

Диск асимметричный овальный, плоско-выпуклого сечения. Поверхность отшлифована на крупнозернистом абразиве, отверстие в центре пробито пикетажем с двух сторон. На плоскости нанесены гравированные линейные изображения, в основе которых косой крест, проходящий через отверстие. Край диска был заострен тонкой шлифовкой с обеих сторон уже после нанесения орнамента.

Перфорированные каменные диски известны в Среднем Зауралье с раннего неолита. Сначала, вероятно, появляются диски округлой формы. Овальных зауральских дисков-наверший вместе с рассматриваемым диском известно всего три. Это диск с поселения Палатки II и случайная находка у пос. Антоновский. В отличие от описанного, они имеют по периметру широкую боковую грань. Край аятского диска был переоформлен позже. По схемам орнаментальных композиций аятский диск близок диску с поселения Палатки II. Однако нужно отметить, что большой крест, проходящий через отверстие, есть в орнаменте всех трех изделий.

Навершие с поселения Палатки II найдено в жилище эпохи бронзы, что говорит в пользу датирования найденного диска бронзовым веком. Но нерасчлененность культурного слоя памятника, наличие на одном уровне артефактов разных эпох не позволяют однозначно решить этот вопрос. Овальные каменные навершия рассматривают в литературе как диски-календари, имевшие сакральное значение и как атрибуты сакрального лица. После переделки диск с поселения Шайдуриха 33, вероятно, мог использоваться как предмет вооружения – навершие булавы, но, в любом случае, его сакральное значение не вызывает сомнений.

Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений