Версия для слабовидящих

«Я всю жизнь был честным и благородным. Таким и останусь». В Напольной школе готовятся к юбилею Великого князя Сергея Михайловича

В ближайшее воскресенье, 6 октября, в Музее памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске» отметят 150-летие со дня рождения Великого Князя Сергея Михайловича Романова, выдающегося генерала от артиллерии.

Гостей музея в этот день порадуют интерактивной экскурсией по залу, посвященному личности Сергея Михайловича, конкурсом на лучшее поздравление, выставкой «Дары осени» и именинным пирогом. Театрализованная экскурсия познакомит посетителей с новыми экспонатами архива Великого Князя, его письмами, воспоминаниями его сослуживцев.

Великий князь Сергей Михайлович – внук Императора Николая I, пятый сын Великого князя Михаила Николаевича Романова, наместника царя на Кавказе, главнокомандующего Кавказской армией.

От Михаила Николаевича он унаследовал «твердость убеждений и бесстрашие солдата». В июне 1887 года вместе с отцом Сергей Михайлович побывал в Перми, а затем в Екатеринбурге и Алапаевске. В этой поездке Великие Князья хотели познакомиться с возможностями российской горнодобывающей и оружейной промышленности. Они осмотрели Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку в Екатеринбурге, уральские горнодобывающие предприятия и золотые прииски.

В 1889 году Сергей Михайлович окончил Михайловское артиллерийское училище. Тепло прощаясь с товарищами, он предложил в трудных ситуациях обращаться к нему с просьбами, и никто из них впоследствии не получил отказа.

Великий Князь Сергей Михайлович, кроме артиллерии и охоты, серьезно увлекался музыкой и театром. Он покровительствовал Духовому оркестру Наследника Цесаревича. В 1900 году стал  председателем Императорского Театрального общества и в этом качестве участвовал в организации благотворительных спектаклей в пользу «недостаточных артистов».

10 марта 1904 года Великий Князь Сергей Михайлович получил очередное воинское звание генерал-майора, а 7 сентября вступил в специально учрежденную для него должность инспектора всей артиллерии.

Анализируя опыт артиллерии в Русско-японской войне, учли мнение и офицерского состава. Сергей Михайлович пришел к выводу о необходимости серьезных преобразований в артиллерии императорской армии. Военный министр А. Ф. Редигер высоко оценивал его способности и вклад в военное дело: «Великий Князь Сергей Михайлович, вероятно, самый выдающийся артиллерист в нашей армии…. Он был чужд артиллерийской косности и обособленности… держался он очень просто, вежливо, но с большим достоинством. Сергей Михайлович на меня производил впечатление человека, чуждого всякой интриге, замкнувшегося в круг своих служебных обязанностей и по природе очень доброго».

Сергей Михайлович считал Офицерскую Артиллерийскую школу своим детищем и гордился ее успехами. В 1907 году для школы закупили полигон под Лугой, который назвали Сергеевским. В Царском Селе построили  Офицерское собрание, квартиры для офицеров, учебную часть, мастерские. Школу снабжали новейшей техникой – ее полигон стал лучшим в Европе.

В апреле 1914 года Сергей Михайлович был произведен в генералы от артиллерии по гвардейскому корпусу. В инспекционной поездке на Дальний Восток он сильно простудился и  как осложнение получил суставной ревматизм. В Петербург его привезли с ужасными болями, практически лишенного возможности передвигаться.

Несмотря на тяжелую болезнь, Великий Князь с января по июль 1915 года занимал должность председателя Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части. Деятельность Сергея Михайловича на этом посту резко и не всегда обоснованно критиковали. От него требовали невероятного: скорейшего решения проблемы без учета возможностей промышленного производства. Поддерживали действия Великого Князя лишь профессионалы-артиллеристы.

По мнению профессора Л. А. Зандера, деяния Сергея Михайловича в Особой распорядительной комиссии дали мощный толчок к милитаризации российской промышленности и развитию казенных военных заводов. Как результат – уже в годы Первой мировой войны в русской армии использовали около 40 артиллерийских систем. Полёвая артиллерия среди других армий выделялась мощным оснащением.

Сохранились документы, передающие переживания Сергея Михайловича в связи с наступающей революцией. Старший брат Великого Князя, Александр Михайлович, посетивший Ставку летом 1916 года, приводит слова Сергея: «Возвращайся к своей работе и моли Бога, чтобы у нас не произошло революции в течение года. Армия находится в прекрасном состоянии. Артиллерия, снабжение, технические войска – все готово для решительного наступления весною 1917 года. На этот раз мы разобьем немцев и австрийцев, конечно, если тыл не свяжет свободу наших действий. Немцы могут быть спасены только в том случае, если спровоцируют у нас революцию в тылу».

После Октябрьского переворота 1917 года Великий Князь устранился от политики. Его отстранили от армии, выслали из Петербурга сперва в Вятку, затем в Екатеринбург и наконец в Алапаевск. 20 мая 1918 года его вместе с другими августейшими узниками поместили в Напольной школе. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года их посадили на возки и увезли в сторону рудника Нижняя Селимская. Сергей Михайлович бросился на охранников, увидав, как его родных убивают. «Он скорее спровоцировал выстрел. Боевой офицер, генерал от артиллерии, он предпочел пулю, коли смерть неминуема», – писал историк Д. Гришин.

Экспозиция музея «Напольная школа в городе Алапаевске» в комнате Сергея Михайловича создает образ яркого представителя Офицерского корпуса Российской Армии, который с полным правом сказал потомкам: «Я всю жизнь был честным и благородным, таким и останусь».

Следите за анонсами нашей Афиши!

Темы новости:
Музейный календарь, Напольная школа, Романовы на Урале
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений