Версия для слабовидящих

«Полковник» рисовал вслепую: в Музее природы продолжает работу красочная выставка

Выставка «Яшмы Урала – яшмы России», открытие которой состоялось 21 августа, вызвала огромный интерес как среди посетителей, так и со стороны прессы: по итогам церемонии вышли публикации сразу в нескольких изданиях. Если за 10 дней вы не успели побывать на этой удивительной выставке, предлагаем вдохновиться опытом Екатерины Шакшиной, корреспондента газеты «Вечерний Екатеринбург» (статья вышла 25 августа 2015 года)!

«Полковник, конечно, слово мужского рода. Но данный «Полковник» — исключение. Это она, гора в Оренбуржье, и оно — месторождение яшмы. А высокое офицерское звание для определения уральской яшмовой сокровищницы ввёл в оборот мастеровой Екатеринбургской гранильной фабрики Петровский в 1895 году. Под таким названием месторождение и стало всемирно известным. Орская крепость буквально стояла на яшме, еще в 60-х годах XVIII века отсюда сотнями пудов везли пестроцветный камень для украшения Санкт-Петербурга. «Полковничья» яшма занимает особое место на новой выставке «Яшмы Урала — яшмы России» в Музее природы Урала, в витринах раритетов из коллекции Уральского общества любителей естествознания. В недрах горы Полковник рождались невидимые до поры до времени причудливые узоры и цветовые сочетания яшмы, природа рисовала вслепую и преуспела.

Повторить «художество» природы — порисовать ее слепым методом — было предложено и на открытии выставки. Руководил живописным процессом художник, известный оригинальной работой с красками и камнем Борис Хохонов. Смелой девочке Вике Журавлевой закрыли глаза, надели рабочий фартук, и она стала осторожно размазывать краску, разлитую на ватмане.

Коллективный опыт живописи вслепую, как это делала природа с яшмой в горе Полковник, начали дети, природные экспериментаторы. Природа создавала чудесную тайну яшмы в глубинах земли, а в Музее природы художник Борис Хохонов и его временные «подмастерья» делали это для всеобщего обозрения рядом с саркофагом крокодила Коли, легенды нашего зоопарка. На наших глазах мальчики — сначала Андрей Соколов, затем Витя Ламаш — с закрытыми глазами разливали краску прямо из баночек, растирали специальным скребком по бумаге. Уже выстроилась очередь желающих надеть фартук и повязку на глаза и живописать, «как природа захотела». Детские руки чуть-чуть направлял художник Хохонов, а зрителей охватывал природный азарт сотворчества. Вот и взрослые подключились. В результате на бумаге возникла общая картина «незрячих» живописцев, напоминающая многоцветьем и переливами красок главного персонажа выставки — яшму.

Рассказ о выставке заведующая Музеем природы Елена Скурыхина повела на фоне другого произведения искусства — картины Бориса Хохонова «Крылатый медведь», где на живописном полотне островки настоящей яшмы. Экспозиция «Яшмы Урала — яшмы России» — подробное, с наглядными «иллюстрациями» в виде самих яшм повествование о чудесном камне, рожденном и разрисованном природой 400 млн лет назад. Здесь представлены, кажется, образцы всех уральских месторождений — из Башкирии, Оренбуржья, яшмовая кладовая Екатеринбурга… И ни один камень не похож на другой. Природа не занимается копиями, у нее достаточно шедевров.

Давно отмечено, что в своих картинах яшма написала красками автобиографию: застывшие титанические силы подземной коры, глубины океана, потоки лавы подземных вулканов. Минералогические исследования камня показали, что в его состав входят более 30 минералов: кварц, гематит, гранат, эпидот и еще, и еще. Именно эти вкрапления дают яшме такую разнообразную цветовую гамму — от темно-красного, винного, кирпичного до светло-зеленого, медового. Яшмовые «пейзажи» напоминают разные ландшафты Земли, их состояния во все времена года. Можно разглядеть и выжженную пустыню в барханах, и чащу черных деревьев, теряющих последние осенние листья, и лесной пожар в тайге, и весеннее цветение, и океанский шторм, и штиль на озере. Природа любила рисовать и яшмовые абстракции, опередив на тысячелетия абстракционистов нового времени, и в этих картинах пленяют воображение небывалые композиции пятен, переплетения линий.

На выставке впервые опубликована и «графика» — 10 карт «яшмового пояса» Урала, составленных известным геологом Юрием Крежевских. Выставка рассказывает и о его просветительской деятельности, он занимался с ребятами из «Юношеской геологической партии» при школе № 130, ходил с ними в экспедиции. Раритетное издание 1979 года «Яшма» Владислава Семенова с дарственной надписью Юрию Крежевских также представлено на выставке.

«Яшмы Урала — яшмы России» не демонстрируют изделия из яшмы. Только саму яшму, камень как самоценность. Только научные сведения о яшме и картины на яшме, созданные природой. Один из самых крупных (с медвежью голову) экспонатов — образец с месторождения «Полковник». На срезе видны яшмовые ленты, расположенные слоями, они уже красивы, но… «Полковник» рисовал вслепую, а открывают нам лицо камня во всей красе люди с талантом и зрением художника».

Выставка «Яшмы Урала — яшмы России» открыта до 24 января 2016 года в средувоскресенье с 11:00 до 18:00 по адресу ул. Горького, 4.

Будьте в курсе самых интересных событий музея с нашей Афишей!