Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Людмила Светова – о музыкальных инструментах XIX века

С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.

Старший научный сотрудник Отдела по работе с посетителями Людмила Владимировна Светова рассказывает о  музыкальных инструментах в интерьерной экспозиции Музейно-выставочного центра «Дом Поклевских-Козелл»: рояле и фисгармонии.

Рояль в корпусе из орехового дерева – приблизительно начала XX века выпуска. Он произведен крупнейшей русской дореволюционной фортепианной фирмой «Беккер». Эта фабрика – поставщик двора «Его Императорского Величества» – была основана в 1841 году.

В XIX веке и рояль, и фисгармония были самыми «популярными» инструментами. Домашнее музицирование было немыслимо без рояля или пианино, а уроки Закона Божьего во всех учебных заведениях – без сопровождения фисгармонии. Пожалуй, самое большое количество произведений создано для фортепиано – так называют и рояль, и пианино.

В 1709 году итальянец Бартоломео Христофори создал инструмент, который относится к клавишно-ударным по типу звукоизвлечения. Нажимая клавишу, молоточек механизма «ударяет по струнам и воспроизводятся звуки: громкие (форте) и тихие (пиано)»; отсюда и название – фортепиано.

Рояль (переводится как «королевский») имеет такую оригинальную форму благодаря механике. Длинный «хвост» – от длины струн: самые длинные – низкие, самые короткие – высокие. Каждая струна «натянута» на металлический стержень – колок, закрепленный на деревянной доске-деке, которая укреплена чугунной рамой. Вес чугунной рамы может доходить до 200 килограмм. В концертных залах для акустического эффекта верхнюю над струнами крышку открывают, и тогда рояль становится похож на фрегат, летящий под парусами по бескрайнему музыкальному океану.

Фисгармония – инструмент клавишно-духовой, с пневматическим механизмом. Часто ее называют миниатюрным органом. Ножные педали нагнетают воздух, приводят в «движение» пневматический механизм, а клавиши при нажатии воспроизводят звуки. Изобретение фисгармонии в 1810 году приписывают французу Гренье.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

Историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска

Историк Елена Ваулина – о древнеегипетских ожерелье и статуэтке

Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»

Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты

Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках

Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя

Орнитолог Алексей Гурин – об обыкновенной пищухе

Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах 

Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»

Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров» 

Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции

Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»

Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше

Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о наборе спичечных этикеток «30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне»

Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса» 

Историк Екатерина Кушниренко – о скульптурных портретах Николая II, членов царской семьи и их приближенных

Археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала

Заведующая «Домом Агафуровых» Лариса Коновалова – о медном тазе для варенья и дореволюционных рецептах

Искусствовед Валерия Зубченко – о работе Эрнста Неизвестного «Рука (пресс-папье)»

Историк Вячеслав Богданов – о семейной фотографии изобретателя радио А. С. Попова

Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сфера в сфере»

Искусствовед Галина Манжола – о резной красоте купеческого дома Агафуровых

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», Наши сотрудники
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений