Версия для слабовидящих

Личное дело: искусствовед Мария Медведева – об убранстве гостиных конца XIX – начала XX века и чайном столике

Онлайн-проект «Личное дело» продолжается! В первом сезоне, с апрель по июль 2020 года, вышли 59 публикаций: 29 сотрудников из восьми наших музеев ежедневно рассказывали на сайте о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса. Во втором сезоне, когда музеи открыли двери для посетителей после карантина, а сотрудники вернулись к текущим задачам, сюжеты выходят не так часто, но сохраняют глубину подачи материала и интересные факты. 

Старший научный сотрудник Отдела по работе с посетителями Мария Медведева рассказывает об убранстве дворянских гостиных конца XIX – начала XX века и чайном столике в интерьерной экспозиции Музейно-выставочного центра «Дом Поклевских-Козелл».

В екатеринбургских особняках XIX века сохранилось очень мало старинных интерьеров, хотя тема внутреннего убранства дома – как дворянского, так и купеческого – неизменно  интересует посетителей музеев. В доме дворян Поклевских-Козелл, который входит отдельной площадкой в Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера, экспозиционеры попытались восстановить интерьеры конца XIX века.

Гостиная – та комната, в которой собирались не только домочадцы, но и их знакомые, друзья, родственники для задушевных бесед, обсуждения новостей, празднования важных событий. На примере гостиной дома Поклевских-Козелл можно понять типичную обстановку гостиной XIX века.

Особняк Поклевских-Козелл – образец богатого городского дома XIX века. Он имеет парадный и «черный» вход. Парадный ведет в сени. От сеней отделяется парадная лестница. Со второго этажа открывается анфилада парадных комнат, которая начинается с приемной. Цвет окраски стен и рисунок паркета здесь, к сожалению, утрачены, но на потолке сохранилась богатая лепнина.

Мебель в гостиных XIX века расставляли группами, что располагало гостей к отдыху и беседе. Гостиные XIX – начала ХХ веков обставляли согласно вкусу и достатку хозяина дома, причем в размещении мебели и прочих предметов старались неукоснительно следовать моде. В зависимости от величины и предназначения гостиные назывались большая, малая, приемная, музыкальная и так далее. Всё служило одной цели: радушному приему гостей. Здесь была самая роскошная мягкая мебель, обилие зеркал, картины в золоченых рамах, статуэтки, бронза. В приемной гостиной обязательно находился стол для визитных карточек. Порой на узкой полоске бумаги красовался лишь автограф посетителя, но и этого было достаточно, чтобы понять, кто посетил дом.

В интерьере гостиной дома Поклевских-Козелл можно без труда выделить несколько зон, где обитатели дома и их гости могли собираться по интересам: зона отдыха (с чайным столиком), музыкальная зона, центром которой служил огромный рояль, и зона для игры в карты (ломберный стол). В этой и следующих публикациях мы подробнее рассмотрим экспонаты этих зон, многие из которых уже давно вышли из употребления, и теперь их можно увидеть только в музее.

В гостиной Поклевских-Козелл есть уютный уголок с чайным столиком, где хозяева и гости пили чай или кофе. В интерьере XIX века расстановка мебели была строго продумана и согласована с архитектурным обликом помещения. Удобство и практичность стали приоритетом. Чайный столик расположен рядом с окнами: так часто поступали, чтобы  рассматривать фланирующую по проспекту публику. Считается, что первые чайные столики появились на Востоке, но в какой период времени, неизвестно. Богатые и знатные горожане интересовались культурой Востока, в истории даже сохранилось имя мастера Годвина, который посетил Китай и впервые в Европе смастерил столик для чая (правда, совсем неудобный). Затем, когда высоту изделия уменьшили, столики быстро набрали популярность и в Европе, и в России, став статусным атрибутом любой гостиной.

На рубеже XIX–XX веков в русской мебели господствовал стиль модерн, образцы которого мы видим на примере стульев с подлокотниками, стоящих рядом с чайным столиком. Стиль модерн в интерьере в понимании непросвещенного человека – это волнистые, причудливо повторяющиеся, летящие растительные мотивы. Это правда лишь отчасти. Во момент появления стиль модерн в интерьере воплотил идею отказа от исторических стилей и единство всех элементов интерьера. В большинстве стран действительно основой стиля стали волнистые причудливые узоры, но в Шотландии, Австрии и Бельгии стиль модерн был рационален и геометричен. Такие строгие и ясные формы мебели мы наблюдаем и в гостиной дома Поклевских-Козелл. Изящные стулья и небольшой диванчик функциональны, декор минималистичен, отделка светлая в темную полоску. Такая мебель в стиле рациональный модерн очень удобна для приема многочисленных гостей и родственников. Здесь мы видим яркий контраст с обстановкой кабинета хозяина дома в стиле неоренессанс, где мебель уже не такая функциональная, а тяжелая, изобилует резным декором, зато очень статусная.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Искусствовед Галина Манжола – о предметах из фаянсового сервиза Товарищества М. С. Кузнецова
Историк Ольга Головизнина – о свадебном платье начала XX века
Историк Ольга Голова – о таволожской керамике
Историк Людмила Светова – о часах напольных, каминных, настольных
Историк Ольга Макарова – о чугунной ограде Сысертских прудов
Историк Людмила Светова – о часах-будильнике, часах дорожных, каретных, карманных

Изучайте тематический дайджест публикаций «Личное дело»!

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»