АФИША СОБЫТИЙ: 20 — 26 июня

В ближайшую неделю дарим глоток культуры в летний зной: открываем новые выставки, проводим познавательные лекции и гуляем с экскурсиями.

✅ 21 июня (вт)

15:30, Художественный музей Эрнста Неизвестного
Открытие выставки «Анималистика и портрет» (работы студентов Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра)
🆓️ вход свободный

✅ 24 июня (пт)

15:00, Сысертский краеведческий музей
Лекция-экскурсия «История старого здания»

✅ 25 июня (сб) 

13:00, Дом Поклевских-Козелл
Обзорная экскурсия по выставке «Русь Многоликая: историческая живопись рубежа XX — XXI веков»

14:00, старт на Воеводина, 5
Авторская экскурсия Николая Неуймина «Романовы и Екатеринбург. По царскому следу» 

✅ 26 июня (вс)

13:00, Дом Поклевских-Козелл
Обзорная экскурсия по выставке «Русь Многоликая: историческая живопись рубежа XX — XXI веков»

14:00, старт от Репина, 6б (храм)
Авторская экскурсия Николая Неуймина по Ивановскому кладбищу «Следствием установлено…» 

👉 Следите за новыми анонсами в «Афише» на нашем сайте! 

Лекция «Многоликий Урал: от народной ворожбы до европейского шарлатанства»

30 июня (четверг) 2022 года, 17:00

Независимо от века, в котором человек живет, когда ему чего-то не хватает, когда он страдает – или же от неразделенной любви, или же от неведомой болезни; или, может, у него случилась беда – пропала лошадь, или же сломалась стиральная машина, – он волей-неволей обращается за помощью к «людям знающим». Сегодня таких нужных людей называют «специалистами», а пару веков назад – ведуньями, знахарками (общее наименование – «баушки»), а также знахарями и колдунами.

С незапамятных времен эти баушки заменяли собой и фельдшера, и врача-офтальмолога, и даже прорицательниц и вершительниц судеб. Пользовались они при этом не врачебными фолиантами, а тетрадями с заговорами – «лечебниками» (в лекции прозвучат оригинальные архивные тексты заговоров XIX века!). Заговоры различались как по предмету заговаривания (конкретной проблеме), так и по действующей силе, которая должна была эту проблему решить. Чаще всего на Урале обращались к Cвятым угодникам и Богородице, но, когда святые не помогали, наступала очередь поклонения нечистой силе.

Для людей же «просвещенных» уже в XVIII веке существовали свои способы «научного» избавления от всех бед, и зажиточные уральцы охотно платили немалые деньги за заморские диковины, даже не подозревая, что от местных баушек прока было всё-таки больше…

Лекцию проведет Дмитрий Криушов, уральский писатель, краевед, историк, автор произведений «АзъАртЪ», «Ловец мух» и «Явь», «Знаки солнца».

Русь Многоликая: историческая живопись рубежа XX–XXI веков

23 марта – 3 июля 2022 года

Историческая живопись рубежа XX–XXI веков из собрания семьи Шмотьевых

Историческая живопись – удивительный жанр, построенный на творческой интерпретации научных знаний художниками. Эта интерпретация рождает произведения, отражающие актуальные сегодня вопросы.

На рубеже тысячелетий русская историческая живопись вышла на новый виток развития, продолжая традиции, заложенные в русском искусстве конца XIX века. На выставке вы увидите полотна, созданные в 1980-е – 2010-е годы, – 34 произведения двенадцати авторов. Среди этих мастеров – уже известные публике по предыдущим выставкам в Свердловском краеведческом музее Вячеслав Назарук и Павел Рыженко, а также Илья Глазунов, Виктор Маторин, Юрий Сергеев, Виктор Шилов, Олег Маслов, Борис Ольшанский, Сергей Присекин, Ирик Мусин, Павел Попов. Значительная часть художников связаны с московской школой исторической живописи, сложившейся в последние десятилетия ХХ века в Москве вокруг созданной Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Произведения на выставке объединяет интерес их создателей к истории допетровской Руси. Полотна иллюстрируют разные аспекты жизни русского народа: христианские праздники и унаследованные языческие обычаи, лирические образы русских женщин, княжеские пиры и охоты. Разнообразие подходов к раскрытию сюжетов героического прошлого отражают залы, посвященные Куликовской битве. Здесь можно увидеть не только батальные сцены, но и отдельные образы полководцев и воинов, идейных вдохновителей и духовных наставников.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера и Фонд поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых.

О «Фонде поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых»:

Фонд создан в 2019 году. Его появление закономерно продолжило деятельность членов семьи, которые уже много лет поддерживают местные культурные институции, организуют выставки, выступают меценатами.

За последние несколько лет в разных городах России (Москва, Екатеринбург, Челябинск, Иркутск), а также в княжестве Лихтенштейн и швейцарском Базеле были организованы выставочные проекты. Показ произведений современных живописцев и камнерезов сопровождали публикации и образовательные программы. За эту работу создателей фонда С. Ф. Шмотьева и А. С. Шмотьева номинировали на премию «Меценат года» Министерства культуры Российской Федерации в 2019 году.

В центре интересов «Фонда семьи Шмотьевых» – русское реалистическое искусство и камнерезное искусство Урала, отечественная история. Популяризация произведений современных мастеров, поддержка талантливой молодежи, выявление и изучение памятников истории – главные направления деятельности Фонда.

С 4 июня каждую субботу и воскресенье в 13:00  бесплатная обзорная экспресс-экскурсия по выставке (необходимо приобрести в кассе входной билет и сообщить, что желаете посетить экскурсию). 

28 мая экскурсия не состоится!

Экскурсии на заказ в субботу и воскресенье проводим только по предварительным заявкам! Заявки принимаем с понедельника по пятницу (с 9:00 до 16:00) по телефону +7 (343) 376-47-62.

Памяти Петра I. К юбилею первого императора России

9 июня – 30 июля 2022 года

К 350-летию со дня рождения великого реформатора

Грандиозность реформ Петра I такова, что спустя и сто, и сто пятьдесят лет они не стали историей, а продолжали реально жить и вошли в повседневный быт людей. Петр принес на русскую землю не только европейскую науку, технологии, бытовую культуру или моду, но и заявил о новом положении России среди европейских государств.

Личность Петра Первого всегда в центре исторических споров: о соотношении цели и цены преобразований, о возможности прогресса через насилие, о допустимости социальных экспериментов и ломки общества ради идеи. Эти и другие вопросы приковывают наше внимание к образу первого русского императора.

Но неоспорима связь Петра Великого и Урала. На выставке представлены предметы петровской эпохи: книги из библиотеки Василия Татищева – ближайшего сподвижника Петра Первого, которые характеризуют мировоззрение и дух того времени; письма и приказы об освоении Урала из собрания ГАСО; оружие; артефакты периода промышленного освоения Урала – например, вещи первых уральских рудокопов, добывавших железо для петровских заводов; карикатуры на Петра и его приближенных.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Государственным архивом Свердловской области и Музеем карикатуры.

Авторская экскурсия «Романовы и Екатеринбург. По царскому следу»

Каждую субботу в 14:00:

11, 18, 25 июня
2, 9 июля 

К 350-летию со дня рождения Петра I, в преддверии Царских дней

Принято считать, что история, связывающая Романовых и Екатеринбург, развернулась в июле 1918 года. Однако отношения уральской столицы с царской династией гораздо более давние и глубокие. Первый император династии Романовых основал город, а последний император вместе со своей семьей был убит и и тайно захоронен в Екатеринбурге. О роли Романовых в освоении и развитии Урала, о визитах царских особ в Екатеринбург в последние 200 лет и, конечно, о трагических событиях начала ХХ века и гибели царской семьи пойдет речь на этой экскурсии.

Вы узнаете ответы на многие вопросы из трехвековой истории Екатеринбурга:

  • какова роль Петра I в основании Екатеринбургского завода и какого памятника действительно не хватает столице Урала?
  • какая из императриц дала имя Екатеринбургу, а по указу какой императрицы в 1783 году Екатеринбургский завод получил статус уездного города Пермской губернии?
  • какова судьба «царских» памятников старого Екатеринбурга?
  • зачем приезжали на Урал император Александр I, будущий Александр II и Великие князья Романовы и что показывали в городе XIX века «высоким гостям»?
  • где в Екатеринбурге воплотилась знаменитая судебная реформа Александра II?
  • каковы истинные события гибели царской семьи на Урале?
  • где работал тот самый следователь по царскому делу Соколов?
  • какая площадь Екатеринбурга и почему с 1919 по 1957 годы официально называлась «площадью «Народной мести»?
  • при каких обстоятельствах снесли дом инженера Ипатьева и как его спасали музейщики?
  • какие тайны скрывает Вознесенская горка?

Вы увидите памятный бюст Петру I, памятник основателям Екатеринбурга В. Н. Татищеву и В. де Геннину, здания бывшего екатеринбургского заводского госпиталя, Окружного суда и золотосплавочной лаборатории, места, где находились Екатерининский собор и Екатеринбургская гранильная фабрика, Храм на Крови и место расположения бывшего дома инженера Ипатьева, Вознесенскую горку и усадьбу Расторгуевых-Харитоновых. А кроме того, экскурсовод поведает истории старинных домов и их владельцев по маршруту прогулки.

Экскурсию проведет Николай Неуймин, заведующий отделом истории династии Романовых, автор статей по истории Екатеринбурга, ведущий эксперт по истории гибели царской семьи и членов Дома Романовых на Урале.

Сбор экскурсантов – в Историческом сквере, у входа в Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5).
Завершение экскурсии – Памятник Комсомолу Урала (ул. Клары Цеткин, 14).
Продолжительность экскурсии – 2,5 – 3 часа.

Авторская экскурсия по Ивановскому кладбищу «Следствием установлено…»

13 июня (понедельник), 14:00

Каждое воскресенье в 14:00:

19, 26 июня
3, 10 июля 

В преддверии Царских дней 

Екатеринбургские кладбища – памятники прошлого и настоящего с хронологическим охватом более двух веков. Некрополи старого Екатеринбурга дают гораздо больше информации, чем имя и годы жизни человека. Они могут могут рассказать о жизни региона и всей страны в определенную эпоху, ведь ничто так не характеризует общество и время, как отношение к мертвым. Кладбища помогают изучить и понять через судьбы людей повседневную жизнь города во всех аспектах, историю церкви, искусства, науки, историю войн и сражений, в которых участвовали наши предки и современники.

Вы услышите историю Ивановского кладбища и увидите самое старое из сохранившихся на нем захоронений, узнаете о захоронениях жителей Екатеринбурга-Свердловска, связанных с историей гибели императора Николая II и его семьи и следственного дела о трагических событиях июля 1918 года.

  • Кто из покоящихся на Ивановском кладбище встречался с представителями династии Романовых и царской семьи, и не только в 1918 году в Ипатьевском доме?
  • Какое отношение имеют уральский писатель-сказитель Павел Бажов и художник Иван Слюсарев к дому инженера Ипатьева?
  • Где на Ивановском кладбище похоронены фигуранты уголовного дела «Об убийстве Царской семьи» – и свидетели, и обвиняемые?
  • Где в 1918 году были убиты чекистами и где захоронены князь В. А. Долгоруков и граф И. Л. Татищев?

Ответы на эти вопросы откроются вам во время экскурсии.

Кроме того, вы видите дореволюционные и чудом сохранившиеся могилы со старинными мраморными надгробьями сотрудников правоохранительных органов Российской империи: полицейского, следователя и судьи Екатеринбургского окружного суда.

Экскурсию проведет Николай Неуймин, заведующий отделом истории династии Романовых, краевед, автор статей по истории Екатеринбурга, более 30 лет занимающийся историей города и екатеринбургских кладбищ, эксперт в истории гибели царской семьи и членов Дома Романовых на Урале.

Сбор экскурсантов – у храма Иоанна Предтечи (ул. Репина, 6б).
Продолжительность экскурсии – 2,5 – 3 часа.

Слава Урала – слава России

9 июня – 1 сентября 2022 года

Тематическая выставка к Дню России

Вы познакомитесь с послевоенным периодом в истории Свердловской области, чрезвычайно важными достижениями в области укрепления обороноспособности страны в годы «холодной войны», а также успехами в ведущей для Урала отрасли – машиностроении – и становлением уральской экологической школы.

К сожалению, мирный послевоенный период продлился недолго, и уже в конце 1940-х годов его сменяет период жесткого противостояния в мире – период «холодной войны». Именно тогда на Урале создается надежный ракетно-ядерный щит России, который позволил выстоять в ядерном противостоянии с США и их союзниками. Именно здесь впервые были запущены и производили основную часть атомной продукции сверхсекретные предприятия СССР («Маяк», Новоуральский электрохимический комбинат, Электрохимприбор в городе Лесном), действующие и сейчас. Интересен макет мощнейшей термоядерной бомбы РДС-6 из фондов Музея Уралмаша.

Применение атома в мирных целях было связано с запуском в 1964 году Белоярской атомной электростанции, одной из крупнейших в Европе. Она неоднократно удостаивалась звания «Лучшая АЭС России». Общий вид Белоярской атомной станции вы увидите на макете 1974 года.

История атомного проекта в СССР неразрывно связана с именами Игоря Курчатова, главного научного руководителя атомной проблемы в СССР (ковер с его потретом представлен на выставке), а также Исаака Кикоина, Льва Арцимовича.

Параллельно развитию производства атомного оружия с середины 1950-х годов на Урале происходит становление ракетной промышленности, разворачивается производство стратегических ракет с ядерными боеголовками и работы по обеспечению космических полетов. Советский Союз становится лидером в освоении космического пространства, которое обеспечивали сотни предприятий, тысячи людей, в том числе и на Урале. Оба этих направления стали ведущими для завода «Автоматики». Долгие годы возглавлял академик Николай Семихатов, портрет которого также представлен на выставке. Рядом с ним – макеты из музея НПО «Автоматики»: пульт управления запуском ракеты морского базирования, подводной лодки «Дельфин», подлинные вещи первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина из фондов Свердловского краеведеческого музея.

Еще один раздел выставки посвящен одному из крупнейших предприятий СССР – Уралмашу и его уникальной продукции. Вы увидите макеты из фондов СОКМ, в том числе макет самого мощного в мире экскаватора ЭШ 100.100.

На выставке также представлены личные вещи и фотографии крупнейшего ученого-эколога ХХ века, основателя уральской экологической научной школы и Института экологии растений и животных Станислава Шварца.

Анималистика и портрет

21 июня – 24 июля 2022 года, открытие 21 июня (вторник) в 15:30, вход свободный

Выставка студентов Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра

Эта небольшая выставка «под лестницей» – уже шестой совместный проект Художественного музея Эрнста Неизвестного и Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра. В разные годы в музее можно было увидеть живописные, графические, скульптурные произведения учащихся, выпускников и педагогов училища.

На этот раз вы познакомитесь с работами студентов третьего курса скульптурного отделения (руководитель отделения – Борис Рыжков, преподаватель рисунка и скульптуры –  Андрей Рыжков). Именно студенты скульптурного отделения училища изготовили макеты работ Эрнста Неизвестного для выставки «Оттепель», посвященной 95-летию со дня рождения Мастера.

Нынешняя выставка представляет произведения из глазированной керамики и тонированного гипса, выполненные в этом учебном году.

Художественные промыслы Нижнего Тагила. Заводская палитра

18 мая – 18 сентября 2022 года

В 2022 году празднует свое 300-летие Нижний Тагил – второй по величине город Свердловской области. Он берет свое начало от металлургических заводов Демидовых, но история его не ограничивается индустриальным наследием. Далеко за пределами Урала Нижний Тагил известен своими художественными промыслами. Самый известный из них на протяжении почти трех веков – роспись подносов.

Работая с коллекцией предметов Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера, авторы выставки постарались показать истоки и процесс развития лаковой росписи на подносах, проследить эволюцию и преемственность сюжетов в разные эпохи, продемонстрировать мастерство авторов.

Вы увидите коллекцию медной посуды, примеры уральской росписи по дереву, шкатулки и подносы XIX века. Вторую половину XX века иллюстрируют авторские подносы нижнетагильских художниц А. В. Афанасьевой, И. Г. Смыковой, Т. В. Юдиной. Также на выставке представлены предметы из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Путешествие в Китай

27 апреля  21 августа 2022 года

Вы увидите разнообразные экспонаты, собранные путешественниками и коллекционерами в XIX – начале ХХ веков: традиционную одежду, фарфоровые статуэтки и вазы, изделия из кости, дерева и металла, предметы культового характера (конфуцианство, даосизм, китайский буддизм), комплекс «Китайский чиновник», монеты в виде ножей, китайские народные картины на рисовой бумаге.

В пространстве выставки по предварительной записи проводим интерактивные занятия для младших классов – для групп из летних лагерей (тематическую экскурсию, выполнение заданий по группам и мастер-класс).
Заявки принимаем по телефону +7 (343) 350-75-50 (сектор музейной педагогики).

Экскурсия «Свет и тени ДК чекистов»

Ближайшие экскурсии:

13 июня (понедельник), 14:00

Экскурсия, посвященная памятнику конструктивизма – Дому культуры имени Дзержинского, который действовал в Городке чекистов в 1930–1980-е годы.

Вы узнаете об истории самого клуба, в здании которого сейчас находится Музей истории и археологии Урала, и особенностях клубного строительства на Урале, о Свердловске – столице молодой Уральской области, строительном буме 1930-х годов, органах ОГПУ-НКВД на Урале.

Вы побываете в здании и помещениях клуба, недоступных обычным посетителям музея (на знаменитой винтовой и менее известной служебной лестницах, в бывшем зрительном зале, «закулисье» сцены, кинозале и других уголках). Кроме того – заглянете во двор и подвалы одного из наиболее сохранившихся зданий легендарного Городка чекистов.

Минимальное количество слушателей, чтобы экскурсия состоялась, – два человека.
Вы можете записаться в здании музея (пр. Ленина, 69/10) либо по телефону +7 (343) 350-67-75.

Ботанический рисунок

3 июня – 31 июля 2022 года

Рисунки сотрудников Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук и Ботанического сада УрО РАН 

Ботаническая иллюстрация, ботанический рисунок имеют давнюю историю. Люди всегда полагались на растения, используя их в строительстве жилища, для поддержания в нем тепла, в питании и медицине. Уже в Древнем Египте и Греции точное изображение растений сохраняло и передавало знания об их полезных свойствах. Средневековые фармакопеи в работе использовали цветные рисунки античных травников, делали свои. Позднее, когда появился гербарий – своеобразная библиотека царства растений – ботанический рисунок не утратил своего первостепенного значения. Изображения в ботанических книгах продолжали служить основой для определения видов растений и грибов.

Ботанический рисунок – особый вид искусства, сочетающий в себе научную точность и высокую художественность. Художник, кроме мастерства, должен иметь ботанические знания и быть наблюдательным. Ботаническое искусство очень популярно во всем мире: существуют школы ботанической живописи, проводятся выставки, издаются альбомы. Ботанические работы украшают различные интерьеры. С 2018 года в России появилась Ассоциация Художников Ботанического Искусства, все больше художников начинают работать в этом направлении. Регулярно в разных городах проводят выставки ботанической живописи, ботанической иллюстрации, ботанического рисунка, публикуются альбомы с работами художников-ботанистов.

Сотрудники Института экологии растений и животных Юлия Городилова, Михаил Князев, Светлана Питерских, Мария Полежаева, Ольга Ширяева впервые представляют в Музее природы Урала свои художественные работы. На рисунках – подробные изображения растений и грибов. Каждый рисунок – целая история из жизни конкретного вида, повествующая о месте произрастания, времени года, определительных признаках. Ботанические рисунки выполнены в акварели и графике. Штатных художников-натуралистов в институтах нет, и умение рисовать помогает ученым в их основной работе, дает возможность иллюстрировать научные статьи, монографии, а иногда – просто отдыхать душой, сохраняя на бумаге изысканную красоту растений.

Портреты растений несут огромный заряд радости, наполняют жизнь светом, теплом, красотой, дарят незабываемые моменты единения с Природой.