Версия для слабовидящих

Наука

Савченко С. Н.
Наконечники гарпунов и зубчатые острия в каменном веке Урала

Статья главного научного сотрудника отдела Древней истории народов Урала Светланы Николаевны Савченко опубликована в сборнике «Российская археология» (№ 2, 2017 год)

Среди уральских костяных наконечников метательного вооружения каменного века выделяется серия массивных зубчатых наконечников, приспособленных для соединения с деревянными древками диаметром 20 мм и более. Массивность отличает их от более тонких наконечников стрел с зубцами, для которых использовались древки диаметром 10–15 мм. По функциональному назначению наконечники делятся на две категории: зубчатые острия и наконечники гарпунов. Они отличаются оформлением насада, определяющего функциональное назначение. Зубчатые острия имели неподвижное соединение с древком. Они служили как наконечниками острог для добычи рыбы, так и наконечниками дротиков при сухопутной охоте. Гарпуны использовали для охоты на воде. Их наконечники были приспособлены для подвижного соединения с древком при помощи линя, для чего насады снабжены приспособлениями в виде обратных зубцов, выемок и пр. При попадании наконечник гарпуна отделялся от древка, а линь позволял извлечь ушедшую под воду добычу.

В работе даны типология и технология изготовления артефактов, ставится вопрос о времени их появления на Урале и развитии форм на протяжении каменного века. Большинство изделий происходят из Шигирской коллекции случайных находок, объединившей разновременные материалы. Установлено, что почти все наконечники изготовлены каменными инструментами. Зубчатые острия единично найдены при раскопках на стоянках бореального времени, одно шигирское орудие датировано AMS-методом поздним неолитом. Наконечники гарпунов из датированных слоев памятников (от конца палеолита до неолита) более многочисленны. Находки подобных артефактов при раскопках и датирование случайных находок позволят уточнить и дополнить схему развития на Урале этих категорий наконечников метательного вооружения.

Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений