Версия для слабовидящих

Наука

Н.Г. Северова
Космос братьев Стругацких (произведения конца 1950-х – начала 1970-х гг.)

Развернутая аннотация старшего научного сотрудника Музея радио им. А.С. Попова, кандидата филологических наук Н.Г. Северовой к книге «Космос братьев Стругацких» (собственного авторства). Книга вышла в издательстве «АМБ» в 2016 году и включена в фонды 50 крупнейших библиотек России.

Братья Стругацкие входили в литературу, когда она подчинялась зримым и незримым лозунгам: «Литература должна быть понятной простому человеку!», «Никаких завихрений, умствований, интеллигентских штучек!». Писателю разрешалось иметь биографию бывалого человека, тертого в революциях и войнах, освоившего несколько рабочих профессий (желательно низкой квалификации); а вот быть интеллигентным человеком, великолепно образованным, имеющим капитальные знания в определенной области…  Это допускалось, но вызывало настороженность, подозрение, неприязнь; ведь от такого можно ждать, чего угодно. Ну, и что что на советском «подворье» – «оттепель», и в столицах царит «коллективное прозрение» в легкой форме: в 1956 году начало размораживать, в 1968 году снова заморозило. Да и человек, «разрешивший» «оттепель», Никита Сергеевич Хрущев, своими потугами научить все народы Земли, как надо жить и работать правильно, и разгульно-корявой формой, в которой воплощались эти потуги, мало походил на человека интеллигентного, и просто на человека, имеющего нормальное представление о чувстве собственного достоинства.

Именно на таком фоне в литературу пришли два писателя не от сохи и станка (Аркадий Натанович Стругацкий [1925-1991] – переводчик-японист, Борис Натанович Стругацкий [1933-2012] – астроном), два человека, имеющие в силу своих первоначальных профессий иные сетки координат (в плане социальном и космическом), чем те «можно» и «нельзя», в которых бился, любил, рожал детей, умирал «простой советский человек». Но, как оказалось со временем, иное видение мира шло у Стругацких не столько от экзотических для советского общества тех времен профессий, сколько от запредельной, неслыханной внутренней свободы. Только проявлялась эта непомерная для рабской страны свобода не в привычной расхристанности самосожжения, а в чрезвычайной непохожести тех миров, которые последовательно создавали Стругацкие (хотя создано ими было единое мироздание). Это была не только свобода от окружающего их холуйского мира, это была свобода от самих себя прежних. История их творчества – история  редчайшей по своей значительности литературной эволюции.

Каким бы ни был финал произведений Стругацких, для читателей это всегда оптимистические книги, поскольку читающий братьев Стругацких обретает уверенность: есть в этом мире автор – значительно более мудрый и понимающий все более глубоко, чем ты сам, автор, авторы, у которых есть чему поучиться, которые своей мыслью и словом доказывают, насколько значительны и запредельны могут быть результаты учения — постижения Жизни.

Тема космоса – та тема, к которой Стругацкие активно обращаются в 1960-е, 1970-е годы. Именно в русле этой темы ярко проступают особенности творческой эволюции писателей. В русле темы космоса находит динамичное воплощение проблема преодоления ограниченности форм бытия – главная проблема в творчестве писателей.

Логика книги Н.Г. Северовой «Космос братьев Стругацких» находит отражение прежде всего на странице «Содержание»:

КОСМОС БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ стр. 4

ЗЕМЛЯ И КОСМОС: ОДИН ГЕРОЙ, ОДНО ПРОСТРАНСТВО (рассказы  1959, 1960–го годов) стр. 5

ОТ ГЕРОЯ-ПОКОРИТЕЛЯ КОСМОСА – К ГЕРОЮ-ЧЕЛОВЕКУ («Страна Багровых Туч», «Путь на Амальтею»)  стр. 10

ПУТЬ К ИНЫМ ПЛАНЕТАМ – ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОМУ СЕБЕ («Полдень, XXII век») стр. 20

ПУТЬ К ЧЕЛОВЕКУ, ДУХОВНО РАВНОВЕЛИКОМУ МИРОЗДАНИЮ («Стажеры») стр. 27

ПЛАНЕТА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ («Далекая Радуга») стр. 33

ПЛАНЕТЫ «СЕРЫХ» МИРОВ — ПЛАНЕТЫ «НЕЗРЕЛЫХ ДУШ» («Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров») стр. 38

ИНОПЛАНЕТНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ИНДИКАТОР БЕЗДУХОВНОСТИ («Отель «У Погибшего Альпиниста»») стр. 61

КОСМИЧЕСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ («Малыш») стр. 69

ИНОПЛАНЕТНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК КАМЕРТОН ДУХОВНОСТИ («Пикник на обочине») стр. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 83

СНОСКИ стр. 86

ПУБЛИКАЦИИ Н.Г. СЕВЕРОВОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.и Б. СТРУГАЦКИХ стр. 87

Ведя речь об особенностях эволюции творчества братьев Стругацких в русле темы «космос», следует отметить, что в рассказах 1959-1960-го годов авторов интересует космос прежде всего как  пространство, требующее подвигов, а герой в этих рассказах отличается самоотверженностью всепокорителя, цинизмом по отношению к человеческой жизни, и прежде всего к своей собственной жизни.

Но уже в повести «Путь на Амальтею» начинается поиск не просто героя-покорителя, а человека, способного к постижению законов мироздания как некой гармоничной системы. Впервые в этой повести человеческая жизнь будет осмыслена как ценность сама по себе, а не как составляющая героического космического подвига. Именно в этой повести Стругацкие начинают ряд экспериментов в области художественной формы (переход комической повествовательной интонации в драматическую, осваивается кольцевая композиция, в повествование вводится игровой элемент), что подтверждает готовность авторов к метаморфозам. Так, в атмосфере эксперимента происходит изменение представлений писателей о том, что следует преодолевать их героям.

Эти поиски найдут логическое продолжение в    романе «Полдень, XXII век»,         в котором не только сюжетообразующие герои романа, но и  все человечество ставит   перед собой запредельную цель: сделать человека Настоящим, истинным, достойным самого себя, то есть, человеком Всемогущим. Путь  человека к самому себе – человеку Всемогущему — осложнен тем, что человек – это не только ищущий разум, человек – это и не менее ищущая, но более непредсказуемая, чем разум, душа. В ходе этих поисков авторы выходят на все более и более точную расшифровку понятия «настоящий человек». И путь к иным планетам оказывается движением человека к самому себе.

Повесть «Стажеры» уточнит, каким должен быть человек. Движение через космическое пространство докажет истину: человек должен стремиться быть духовно равновеликим Мирозданию. Постепенно герой-первопроходец из ранних повестей Стругацких уступает место Учителю, способному воспитать настоящего человека. И в такой модели мира Стругацких даже гибнущий космический объект – планета Радуга («Далекая Радуга») должен доказать читателю, что доминирование холодного разума над душой может иметь только трагический финал.

Сознание героев Стругацких отягощено ответственностью за судьбу человечества, судьбы прогресса. Поскольку такие персонажи ставят перед собой глобальные цели, то усложняется нравственная коллизия: «экспериментальная история»  братьев Стругацких  – истории «серых» миров («Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров») – воплощает мысль о необходимости преодоления цинизма по отношению к отдельной человеческой жизни, о преодолении видения человека как шаблона. И поиски смысла жизни герой Стругацких осуществляет чаще всего среди предельных, стереотипных, формальных систем; для которых внешнее, действительное бытие оказывается более значимым, чем сущностное, возможное. Романтическое противостояние героя формальному миру основывается как раз на неприятии героем постулата конечности, ограниченности бытия. Стругацкие помещают своих героев в череду экспериментальных ситуаций, где не столько мир, сколько отклик души героя на мир занимает авторов («эксперимент над экспериментатором»). Художественное пространство «серых» миров позволяет читателю понять природу цинизма (цинизм как производное от рабства души).

Мир формы, мир предела пытается отсечь в сознании героя, его мироотношении, судьбе то, что этому миру не нужно. Многие герои Стругацких проходят испытание прокрустовым ложем формальной системы, и от того, как они проходят это испытание, зависит их эволюция или деградация.  Иная цивилизация, взламывая стереотипы, способствует открытию истинной сущности отдельной личности («Отель «У Погибшего Альпиниста»») и земной жизни в целом, становясь камертоном духовности («Пикник на обочине»).

Чаще всего главные персонажи мира братьев Стругацких пытаются преодолеть ограниченность форм бытия идеалистически, усилием воли. Усилием воли выйти на скрытую сущность явлений. Внешним знаком скрытой истины в творчестве писателей становится парадокс. Именно он предупреждает о скором проявлении истины; в результате открытия истинной сущности оказывается, что бесконечно малое бесконечно велико и значительно. Эта переменность величин проявляется при помощи принципа перечеркивания поверхностной истины истиной тайной и подтверждается постоянными метаморфическими процессами в мире Стругацких. Здесь осуществляются преобразования антиутопии в утопию («Пикник на обочине»), комического пафоса в трагический («Отель «У Погибшего Альпиниста»»).

От рассказов 1959-1960-го годов и до повести «Малыш» в русле темы «космос» мы найдем у Стругацких идею Эксперимента, который осуществляется во имя Прогресса. Но с годами у  писателей изменяется наполнение понятия  «Прогресс». Повесть «Малыш» дает представление авторов о том, как будут развиваться события в далеком будущем и далеком космическом пространстве, когда столкнутся цинизм покорителя космоса и Милосердие.

Именно победа космического Милосердия над цинизмом в повести «Малыш» четко проявит эволюционное движение от рассказов 1959-1960-го годов к произведениям начала 1970-х годов. От прогресса технической мысли, от прогресса  интеллекта человека к прогрессу духовному, к постижению человечеством насущной необходимости Милосердия.

Книга Н.Г. Северовой «Космос братьев Стругацких» предназначена для учителей литературы и учащихся старших классов; материалы этого пособия могут быть использованы в работе спецкурсов, спецсеминаров, при написании курсовых и дипломных работ по творчеству Стругацких в высших учебных заведениях.

ПУБЛИКАЦИИ старшего научного сотрудника  Музея радио им. А.С. Попова (Свердловский областной краеведческий музей) Н.Г. СЕВЕРОВОЙ ПО  ТВОРЧЕСТВУ  А. и Б. СТРУГАЦКИХ

  1. Северова Н.Г. Библиотечный лекторий «Проза братьев Стругацких»: тематический план. Содержание курса // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 165 -178
  2. Северова Н.Г. Взаимодействие комического и иррационального начал в повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» // Русская литература ХХ века: Направления и течения. Вып. 5. — Екатеринбург, 2000. — С. 232-241.
  3. Северова Н.Г. Земля и космос: один герой, одно пространство (рассказы А. и Б. Стругацких 1959-1960-го годов)// Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 5-10
  4. Северова Н.Г. Знак скрытой истины [О романе «Хромая судьба»] // Литературная Россия. — 2002. – № 32 (9авг.). — С. 12-13
  5. Северова Н.Г. Инопланетная цивилизация как индикатор бездуховности (повесть Стругацких «Отель «У Погибшего Альпиниста»») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 61-68
  6. Северова Н.Г. Инопланетная цивилизация как камертон духовности (повесть Стругацких «Пикник на обочине») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 73-83
  7. Северова Н.Г. Иррациональное начало в комическом художественном пространстве (повесть А. и Б. Стругацких «Отель «У Погибшего Альпиниста»» // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 84-93
  8. Северова Н.Г. Иррациональное начало в комическом художественном пространстве («Отель «У Погибшего Альпиниста»») //Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С.39-45
  9. Северова Н.Г. Комическое начало в иррациональном художественном пространстве (повесть Стругацких «Понедельник начинается в субботу») // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 74-84
  10. Северова Н.Г. Комическое начало в иррациональном художественном пространстве (повесть Стругацких «Понедельник начинается в субботу») // Северова Н.Г.- Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. – С. 32-39
  11. Северова Н.Г. Космическое милосердие (повесть Стругацких «Малыш») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 69-73
  12. Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких (Произведения конца 1950-х – начала 1970–х гг.) – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2016. – 88 с.
  13. Северова Н.Г. Критика цинизма (творчество Стругацких 1960-х гг.) // Литературная Россия. — 2002. — № 3. — С. 14
  14. Северова Н.Г. Мир Стругацких глазами литературоведов // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 4 — 20
  15. Северова Н.Г. Мир Стругацких глазами литературоведов //Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С. 4-18
  16. Северова Н.Г. От героя-покорителя космоса – к герою–Человеку (повести Стругацких «Страна Багровых Туч», «Путь на Амальтею») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 10-20
  17. Северова Н.Г. Парадокс в повести «Пикник на обочине» //Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С.61-69
  18. Северова Н.Г. Писатель и жизнь [О повестях «Хромая судьба» и «Гадкие лебеди»] // Читай-город. – 2002. — № 2. – С. 128-135
  19. Северова Н.Г. Планета для экспериментов (повесть Стругацких «Далекая Радуга») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 33-38
  20. Северова Н.Г. Планеты «серых» миров – планеты «незрелых душ» (повести Стругацких «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров»)// Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 38-61
  21. Северова Н.Г. Предел и беспредельность в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Улитка на склоне»: Материалы для факультатива // Проблемы литературного образования школьников: Материалы VI зонал. науч.-практ. конф. «Филологический класс». Ч.1. — Екатеринбург, 2000. — С.131-136.
  22. Северова Н.Г. Предел и беспредельность в повести «Улитка на склоне» // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 93-106
  23. Северова Н.Г. Предел и беспредельность в повести «Улитка на склоне» // Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких.- Екатеринбург; 2001. – С. 45-53
  24. Северова Н.Г. Принцип коррекции сущего в романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом» // Дергачевские чтения-2000. — Екатеринбург, 2001. – С. 286-292
  25. Северова Н.Г. Принцип коррекции сущего в романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом» // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 148-162
  26. Северова Н.Г. Принцип коррекции сущего в романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом» // Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких.- Екатеринбург; 2001. – С. 69-80
  27. Северова Н.Г. Принцип сопоставления в романе «Хромая судьба» // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 137-147
  28. Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких: Библиотечный лекторий. – Екатеринбург: Свердл. Обл. б-ка для дет. и юнош., 2003. – 194 с.
  29. Северова Н.Г. Публикации Н.Г. Северовой по творчеству А. и Б. Стругацких: [Библиографический список] // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 87-88
  30. Северова Н.Г. Путь к иным планетам – движение человека к самому себе (роман Стругацких «Полдень, XXII век») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 20-27
  31. Северова Н.Г. Путь к человеку, духовно равновеликому Мирозданию (повесть Стругацких «Стажеры») // Северова Н.Г. Космос братьев Стругацких. – Екатеринбург; 2016. – С. 27-33
  32. Северова Н.Г. Ранние повести Аркадия и Бориса Стругацких: Материалы для факультатива // Проблемы филологического образования: Материалы VII зонал. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы филологического образования…». — Екатеринбург, 2001. — С. 159-164.
  33. Северова Н.Г. Ранние повести Стругацких: поиск предназначения («Страна Багровых Туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры») // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 20-38
  34. Северова Н.Г. Ранние повести: поиск предназначения //Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С.18-32
  35. Северова Н.Г. Свобода воли и правила игры («Град обреченный») // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 106-115
  36. Северова Н.Г. Страна, где исполняются желания (произведение Стругацких «Хищные вещи века») // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 65-73
  37. Северова Н.Г. Творческие задания [для школьников по произведениям А. и Б. Стругацких] // Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С. 87-88
  38. Северова Н.Г. Темы рефератов [по творчеству Стругацких] // Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С. 88-92
  39. Северова Н.Г. Утопия и антиутопия в пределах одного произведения («Понедельник начинается в субботу») // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 116 — 125
  40. Северова Н.Г. Утопия и антиутопия в пределах одного произведения («Понедельник начинается в субботу») // Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких.- Екатеринбург; 2001. – С. 54-61
  41. Северова Н.Г. Факультативный курс «Художественный мир Аркадия и Бориса Стругацких» // Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург; 2001. — С. 82-87
  42. Северова Н.Г. Храм, обреченный на вечность [О романе «Град обреченный»] // Читай-город. – 2003. — № 1. — С. 107-115
  43. Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких: Факультатив по литературе. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2001. – 97 с.
  44. Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких. — Екатеринбург: Свердл. Обл. б-ка для дет. и юнош.; — 97 с.
  45. Северова Н.Г. Человек в пространстве цинизма (произведения Стругацких «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров») // Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких.- Екатеринбург; 2003. – С. 39-64.