Версия для слабовидящих

Вертинский в свердловском Городке чекистов: к 130-летию артиста

21 марта исполнилось 130 лет со дня рождения русского артиста эстрады, певца, поэта и композитора Александра Николаевича Вертинского. В Музее истории и археологии Урала представили к этой дате специальную авторскую программу.

Александр Вертинский – создатель собственного неповторимого жанра. Его «Ариэтки печального Пьеро» стали новым, доселе невиданным на эстраде явлением. В 1920 году Вертинский эмигрировал. Почти 25 лет жил и выступал во многих странах мира. За рубежом в его творчестве доминировала тема ностальгии. В 1943 году Александр Николаевич вернулся в Россию и написал немало патриотических песен, проникнутых любовью к вновь обретенной отчизне. Например, «Пред ликом родины»:

Мне в этой жизни очень мало надо,
И те года, что мне осталось жить,
Я бы хотел задумчивой лампадой
Пред ликом родины торжественно светить…

Судьба подарила ему еще 13 лет. Все это время артист ездил с гастролями по всей стране, давая по 24 концерта в месяц. В Свердловске Вертинский был трижды: в 1946, 1952 и 1955 годах.

19 марта в Информационно-библиотечном центре Свердловского областного краеведческого музея Сергей Пестов провел авторскую программу «Александр Вертинский в «Городке Чекистов» – лекцию с презентацией звукозаписей и видеоматериалов, выставкой документов и фотографий.

Почему Александр Вертинский? Сергей Пестов – филофонист, хранитель большой коллекции по теме «Певцы русского зарубежья». О Вертинском, своем любимом певце, собирает материалы более 40 лет: записи, пластинки, ноты, статьи, книги, фотографии. 21-й сезон Сергей Леонидович ведет авторские программы о певцах русского зарубежья. За эти годы сложился коллектив слушателей, которые каждый месяц приходят на встречи. Традиционно в марте Сергей Леонидович рассказывает о Вертинском. В этот раз авторская программа была приурочена к 130-летию Александра Николаевича.

Почему в «Городке чекистов»? Сейчас встречи, посвященные певцам русского зарубежья, проходят в Информационно-библиотечном центре музея. Сам Музей истории и археологии Урала (одна из площадок Областного краеведческого) расположен в историческом здании – бывшем Клубе имени Ф. Э. Дзержинского на территории «Городка чекистов». Вертинский спел здесь четыре концерта: два – в Клубе имени Ф. Э. Дзержинского в 1952 и 1955 годах и два – на детской площадке «Городка» в 1946-м и 1955-м.

Готовя лекцию, Сергей Леонидович выявил информацию о выступлении Александра Вертинского 14 июля 1946 года, когда артист оказался в Свердловске проездом. Удалось определить реалии концерта Вертинского, состоявшегося на площадке «Городка чекистов» в 1946 году (дату – 17 июня – и погоду в тот день), а также уточнить дату концерта Вертинского на детской площадке в 1955 году (3 июня).

В лекции приняли участие научные сотрудники Свердловского областного краеведческого музея, которые исследуют историю «Городка чекистов», писатель Владимир Александрович Блинов и поэтесса Светлана Владимировна Марченко, помогавшие в поиске фотографий «Городка чекистов» 1930–1950-х годов. Архитектор Леонид Николаевич Смирнов также содействовал поиску фотоматериалов, а издатель журнала «Веси» Татьяна Евгеньевна Богина не раз публиковала материалы о «Городке», однако эти приглашенные гости не смогли лично побывать на мероприятии.

Помимо рассказа, прозвучали 15 песен в исполнении А. Н. Вертинского – оцифровки коллекционных концертных и студийных записей (из фонотеки С. Л. Пестова), соответствующих по времени датам концертов, прошедших в «Городке». Музыкальный ряд лектор подобрал на основе репертуара, представленного в Программе «Первого цикла произведений» 1946 года. (коллекция С. Л. Пестова) и фактических программах концертов А. Н. Вертинского в Клубе имени Дзержинского за 24 февраля 1952-го и 2 июня 1955-го (по материалам ГАСО).

В конце 1990-х – начале 2000-х Сергей Пестов инициировал видеозапись помещений, в которых выступал Вертинский. Фрагменты съемок в бывших Домах культуры имени Ф. Э. Дзержинского и имени И. В. Сталина он использовал и в прошедшей в программе, некоторые – впервые.

Очень важны для исследования творчества артиста свидетельства слушавших его. Гости вечера увидели фрагмент авторского фильма С. Пестова (2006 год, телеканал «Союз», режиссер Е. Костина) с воспоминаниями В. Рутминского, литературоведа, знатока творчества Вертинского, друга С. Пестова. Прозвучали рассказы Д. Браверман (по публикации С. Погодина в журнале «Веси» № 3, 2016 год) и С. Фоминой (учительницы С. Пестова) – зрительниц концертов на детской площадке в «Городке чекистов».

Выставка документов и фотографий разместилась в двух витринах. В первой можно было увидеть материалы, связанные с гастролями А. Н. Вертинского в Свердловске, во второй – с выступлениями в «Городке чекистов». Например, программы концертов Вертинского (из коллекции С. Пестова) и фотографию с автографом Александра Николаевича, надписанную для П. И. Роддэ в 1946 году. Павел Иванович – известный деятель культуры, основатель Свердловского Дома актера (1988) – организовывал гастроли Вертинского на Урале, конферировал его концерты. Фотографию Сергею Леонидовичу подарила Валентина Михайловна Роддэ, вдова Павла Ивановича.

Слушатели благодарили автора программы за теплую атмосферу, новую встречу с творчеством Александра Николаевича Вертинского, интересную информацию, делились эмоциями, впечатлениями. Ирина Сергеевна Купфер передала в коллекцию Сергея Пестова диск с ее авторскими песнями, посвященными Александру Вертинскому.

О Сергее Пестове: 

Сергей Леонидович Пестов на программах «Певцы русского зарубежья» рассказывает о творчестве забытых и не забытых эстрадных исполнителей – наших соотечественников за рубежом. За 21 год он провел около 160-ти программ, представив более 80 исполнителей. Он впервые рассказал о жизненном и творческом пути Михаила Минского, Александра Кармелинского и Давида Гейгнера, Софьи Реджи, Марии Садовской, Ежи Семенова, Виктора Прохорова. Три из 23 программ о Вертинском были посвящены гастролям певца в Свердловске.

Темы новости:
Информационно-библиотечный центр, Лекция в музее, Музей истории и археологии Урала
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений