Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты

С конца марта по 15 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

О предметах, плетеных из бересты, в экспозиции «Красна изба углами» в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» рассказывает старший научный сотрудник отдела по работе с посетителями Татьяна Станиславовна Бахарева.

В экспозиции и фондах Свердловского областного краеведческого музея хранится коллекция бытовых предметов, сделанных из бересты. Береста – это верхний тонкий слой березовой коры. Ее древнее название «бересто» известно с XV–XVI веками. Позднее появилась «береста». Это название употребляется до сих пор. Изготовление изделий из бересты – оригинальный вид народного творчества. Береста при обработке сохраняет свою мягкость, гибкость и прочность. Вещи, которые использовали в быту наши предки, делали из целых пластов коры (например, бураки), а также широкое применяли плетеные предметы. Таким способом изготовливали солонки, корзинки, пестери (плетеный заплечный мешок), короба, даже обувь. Их использовали повсеместно в России, включая Урал и Сибирь.

Заготавливали бересту в начале лета, в конце мая – июне, когда береза полна соков и легко отстает от остальной коры. Если ее снимали осторожно, не повреждая другой слой коры, то это не вредило дереву. Через несколько лет кора полностью восстанавливалась. Берестяную ленту срезали по спирали и хранили в больших клубках в тени. Также листовую пластину бересты разрезали на полосы. Они служили материалом для плетения, как и ленты. Ширина полосы могла быть от 5 миллиметров до 7 сантиметров. Размеры самих изделий были разными.

Изготовление изделий происходило косым или прямым плетением. При косом плетении квадраты плетева расположены на стенках изделия так, что диагональ квадрата параллельна горизонтальной или вертикальной линии изделия. Квадрат – в плетеном изделии квадратный прямоугольник со сторонами, равными ширине полосы.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшали дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несла сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала.

Самые распространенные плетеные изделия из бересты, которые используются до сих пор, – солонки. Чаще всего их делали в форме уточек, бутылочек. Отправляясь в дальнюю дорогу или на покос, наши предки несли на спине пестерь – заплечный мешок или сумку. Когда шли за грибами и ягодами в лес, брали лукошко. Из бересты делали даже обувь. Обувь из березовой коры называлась «ступни». Носили их во время хозяйственных работ дома, сенокоса.

Берестяные изделия были популярны, так как сырье для них встречалось повсеместно. Береста – легкий, прочный и изящный материал. Кроме того, она обладает бактерицидными свойствами, что важно при хранении продуктов. Вещи, изготовленные из коры березы, служили довольно долго. Береста и сейчас остается одним из самых доступных и часто используемых материалов для творчества. В наши дни из нее делают удивительной красоты сувениры.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

Историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска

Историк Елена Ваулина – о древнеегипетских ожерелье и статуэтке

Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Темы новости:
Блог, Личное дело, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», Наши сотрудники
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений