Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Ольга Махонина – об автомобиле Дмитрия Петунина

С конца марта по 11 мая коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

В преддверии 75-летия Победы Ольга Федоровна Махонина, главный научный сотрудник отдела истории Урала, рассказывает об уникальном деревянном автомобиле верхнетуринского изобретателя Дмитрия Петунина.

В годы Великой Отечественной войны Верхнетуринский машиностроительный завод был полностью задействован для выпуска военной продукции, приняв на своей территории  эвакуированный завод из Донецка. Свое назначение верхнетуринцы выполнили с честью, изготовляя самые различные снаряды: осколочные и бронебойные, корпуса к реактивным снарядам, осколочные гранаты, в том числе снаряды, пробивавшие броню «Тигров» и «Пантер».

В военные годы при дефиците лошадей и бензина по Верхней Туре ездила деревянная машина, топливом для которой служили дрова! Машина эта, будучи на ходу, пережила две мировые войны. А сейчас этот уникальный экспонат можно увидеть в Музее истории и археологии Урала в экспозиции «Урал – фронту».

Изобретателем легендарного автомобиля был Дмитрий Николаевич Петунин, житель Верхней Туры. Имея лишь начальное образование, талантливый самородок, изобретатель из рабочей семьи, начал трудовую деятельность в 1903 году учеником токаря и проработал на заводе 40 лет, дойдя до должности старшего конструктора. Трудился и в годы войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 году за успешное выполнение заданий Государственного Комитета обороны по производству боеприпасов и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне Дмитрий Николаевич награжден орденом Красной Звезды.

А свою «автотелегу» (как он ее сам называл) Дмитрий Николаевич создал еще до революции, пользуясь лишь учебниками и своим природным талантом автомеханика. Строил он ее несколько лет и закончил в 1914 году.

Автомобиль имеет классическую компоновку, три рычага: сцепления, заднего хода, трех скоростей и «нейтрали», на которой могло осуществляться торможение. Большинство деталей автомобиля деревянные. Двигатель одноцилиндровый бензиновый воздушного охлаждения с карбюратором восходящего потока и оригинальной системой клапанного газораспределения, впоследствии (в годы Великой Отечественной войны) был приспособлен для работы на дровах. Газогенератор не сохранился. Мощность двигателя – 6 лошадиных сил. Для изготовления блока цилиндров использованы чугунные элементы системы парового отопления. Принудительное охлаждение осуществлялось двухлопастным деревянным вентилятором. Автомобиль имел неразрезной задний мост с червячной главной передачей и ленточный трансмиссионный тормоз.

Колеса «автотелеги» тоже деревянные, с железными ободами диаметром 680 миллиметров. Передние колеса имеют восемь, а задние – десять спиц. В передней подвеске использованы четыре винтовые пружины, задняя подвеска – из продольных деревянных жердей. Длина автомобиля – 3 метра 450 сантиметров, клиренс  – 210 миллиметров, вес – 360 килограмм, грузоподъемность – 20 пудов (360 килограмм), скорость — до 10 километров в час.

Автомобиль эксплуатировался с 1914 по 1950 годы. Хозяин использовал его для поездок по поселку и в лес, на покос, по ягоды и грибы.

Кроме автомобиля, Дмитрий Николаевич за свою жизнь сделал много других изобретений: моторную лодку, ружье, фонограф, смастерил мини-паровой двигатель, помещавшийся в наперстке… Многие его изобретения и патенты были внедрены на заводе. В экспозиции Детского музейного центра «Машина времени» можно увидеть барометр, созданный Д. Н. Петуниным.

Умер изобретатель в 1958 году в возрасте 81 года. Но память о легендарной личности Дмитрия Николаевича в Верхней Туре живет и поныне. В 1987 году на здании управления Верхнетуринского машиностроительного завода установили мемориальную доску, посвященную Дмитрию Николаевичу Петунину.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Темы новости:
75 лет Победе, Блог, Личное дело, Музей истории и археологии Урала, Наши сотрудники