Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

С конца марта по 1 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Научный сотрудник Любовь Валентиновна Козырева рассказывает о не совсем обычном экспонате, но одной из диковинок музея в особняке купцов Агафуровых – об удивительном витражном окне.

Витражное окно – пожалуй, самая запоминающаяся деталь дома Агафуровых. Оно выделяется своей белой рамой на фоне деревянного особняка. Часто можно услышать, что окно пластиковое и потому совершенно не подходит старинному особняку. Однако окно не пластиковое, а самое что ни на есть деревянное! Рама у него просто покрашена в белый цвет не только изнутри, но и снаружи.

По своей форме окно типично для эпохи модерна. Подобные изогнутые формы оконных рам нередко встречались в деревянных (и не только!) домах в различных городах России в начале ХХ века. Сейчас подобные окна можно увидеть на фасадах разрушающихся дач Сестрорецка и других поселков на Финском заливе. В соседнем Челябинске тоже есть подобные красивые окна. В Екатеринбурге их можно увидеть на доме Е. А.Семеновой (ул. Карла Маркса, 22а) – этот дом, кстати, поменял свой адрес в 1994 году, переехал с улицы Малышева. Другое примечательное окно в стиле модерн сохранилось на доме Мишиных (ул. Февральской революции, 9), где ныне  находится кафе-музей «Демидовъ», и на доме некого Клопова, который недавно переехал со своего адреса ул. Татищева, 57 за трамвайное кольцо ВИЗа, по адресу Синяева, 58, а также на здании Полпредства Республики Татарстан в Екатеринбурге (ул. Сакко и Ванцетти, 24).

Однако цветные витражные окна сохранились в нашем городе только в домах Агафуровых. Были ли цветные вставки в других окнах эпохи модерна? У нас нет такой информации.

Витраж – вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовали в храмах. Название витраж пришло из Франции, где, в свою очередь, было позаимствовано из латыни (vitrum – стекло). Родиной витражей считают, по одним данным, Египет, по другим – Древний Рим. Особенно витражи получили свое развитие в эпоху Средневековья. Украшая стрельчатые окна европейских соборов, они оказывали неизгладимое впечатление на людей.

Традиция использовать витражи в зданиях всегда была связана с особой атмосферой, которая создавалась внутри помещения. Волшебную атмосферу создают витражи и в домах Агафуровых: веселые, цветные и яркие солнечные блики на полу, окрашиваемую в цвета стекол улицу за окном. Эффект, получаемый от цветных стекол, мы уже не раз обыгрывали в музейных программах. Комната с витражом становилась то местом урожайного счастья, то пространством морской глубины с цветными бликами солнца…

Наше окно вдохновило уральского режиссера Алексея Федорченко, который снимал в витражной комнате дома Агафуровых один из эпизодов своего фильма «Ангелы революции». Любопытно, что сам дом принимал участие в киносъемках не единожды. В 1961 году здесь снимал фильм «Шестнадцатая весна» Ярополк Лапшин. В кадрах фильма можно увидеть, что и другие окна дома Агафуровых имели цветные вставки. Да, до 1962 года (в этом году в доме случился капремонт, во время которого дом потерял большую часть своего декора) они были не только в большом окне с южной стороны дома. Три окна зала также украшали цветные вставки. Какого именно цвета – сейчас можно только предположить… А вот большое окно в витражной комнате имело другие цвета: синий, зеленый и желтый. Это известно благодаря воспоминаниям жильцов коммунальной квартиры.

Мы неоднократно пробовали сделать окно памятным и для наших посетителей. Одни из первых мастер-классов в Музейном клубе «Дом Агафуровых» были посвящены именно этому окну. Идея о создании сувенира с мотивом витражного окна не оставляет нас до сих пор. В 2018 году вместе с дизайнером Мариной Крохалевой мы разработали вариант такого сувенира: первые экземпляры вручную подготовили к фестивалю Агафуровых в ноябре 2018 года.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музейный клуб «Дом Агафуровых», Наши сотрудники