Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

С конца марта по 1 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Заведующая Туринским домом-музеем декабристов Любовь Давыдова* рассказывает о настенных часах немецкой компании Филипп Хаас (PHS), которые представлены в постоянной экспозиции Туринского краеведческого музея.

В собрании Туринского филиала Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера хранится уникальная коллекция различных часов: настенные, напольные и каминные хронометры.

Сегодня мы продолжаем знакомство с этой коллекцией и представляем часы немецкой компании Филипп Хаас (PHS). Часы поступили в музей в 1988 году в дар от жителя города Туринска.

Принадлежность часов указанному производителю подтверждает оригинальное клеймо в форме зайца на часовом механизме. При этом сам механизм имеет фирменное отличие – часть деталей выполнены из древесины. Часы компании PHS, имеющие такую особенность, достаточно сложно качественно реставрировать.

История фирмы PHS началась в 1867 году с момента работы ее основателя Филиппа Хааса. Первой торговой маркой, которую он официально зарегистрировал в 1876 году, была «Tuetonia Clock Manufactory». Компания экспортировала в Соединенные Штаты Америки и страны Европы огромное количество часов. Зарубежное представительство фирмы открылось в Лондоне еще в 1871 году. В 1920 году компания обанкротилась, а через семь лет, после реорганизации, заработала вновь и функционировала вплоть до 1935 года.

Считается, что логотип с зайцем использовали с самого начала деятельности фирмы. Сначала это был зайчик-держатель оси анкерной вилки на шварцвальдских механизмах, и он присутствует на часах, изготовленных в 1870-х годах. Первая регистрация логотипа с зайцем произошла в 1883 году: именно тогда появился бегущий налево зайчик с буквами PHS. В 1895 году логотип зарегистрировали снова, заяц лишь незначительно видоизменился.

Часы из коллекции Туринского музея имеют фирменное клеймо в виде зайчика-держателя анкерной оси. Таким образом, можно предположить, что часы изготовлены в период между 1870 и 1883 годами.

Корпус часов выполнен из сосны в виде относительно небольшого прямоугольника черного цвета. У экспоната утрачено навершие – «кокошник» – и, по мнению специалистов, вероятно, балясины. Циферблат заключен в бронзовый обруч, покрыт белой эмалью, цифры – римские, стрелки – ажурные и воздушные. Все обрамлено белыми керамическими колоннами с позолочеными ребрами под стеклянной дверцей. Часы имеют суточный завод, незатейливым боем завершают каждый час. Своеобразным аналогом подобных изделий стали всем знакомые советские часы с кукушкой.

С внутренней стороны задней защитной крышки химическим карандашом нанесена надпись: «12.12.1937 г. Дзимар». Специалисты считают, что эта надпись появилась после ремонта или технического обслуживания часов, причем надпись могла означать фамилию владельца или мастера. Известно, что на антикварных изделиях так делать не принято, тем не менее, подобные надписи, вопреки запрету, очень часто встречаются.

Подобные часы в XIX веке по стоимости были доступны для торговых сословий. В простонародье их именовали «купеческими часами»: они украшали дома торговых людей.

*Статья подготовлена в соавторстве с Маргаритой Михайловной Новоселовой, хранителем фондов Туринского дома-музея декабристов

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Темы новости:
Блог, Личное дело, Наши сотрудники, Туринский дом-музей декабристов, Туринский краеведческий музей