Версия для слабовидящих

Личное дело: историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

С конца марта по 11 мая коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

В преддверии 75-летия Победы главный научный сотрудник отдела истории Урала Ирина Васильевна Родина рассказывает о ступе из агата, в которой в годы Великой Отечественной войны размалывали медицинские препараты.

В экспозиции Музея истории и археологии Урала, открытой в 2005 году, в разделе, посвященном трудовому и ратному подвигу уральцев годы Великой Отечественной войны, можно было увидеть интересный и аттрактивный экспонат – ступу с пестом из агата для размола сульфамидных препаратов.

Выпуск этих препаратов в годы войны наладили на Свердловском химфармзаводе. Препарат сульфидин, оказавшийся очень эффективным при лечении легочных и других болезней, был получен впервые в мире на кафедре органической химии УПИ под руководством Исаака Яковлевича Постовского и непосредственном участии доцента Зои Васильевны Пушкаревой. Их фотография и награда З. В. Пушкаревой – Орден Ленина – также хранятся в фондах музея и представлены сейчас в постоянной экспозиции «Урал – фронту».

В первые годы войны И. Я. Постовской с группой сотрудников (Б. Н. Лундин, З. В. Пушкарева и другими) в рекордно короткие сроки организовал производство сульфамидных препаратов на Свердловском химфармзаводе. Этот завод оказался единственным в стране предприятием, выпускавшим необходимые на фронте и в тылу сульфамиды, с помощью которых удалось спасти сотни тысяч жизней. Это было эффективное средство с относительно малой токсичностью,что позволяло применять его даже без предварительных анализов (особенно важно в условиях военно-полевой медицины!). В начале войны появился дисульфан, затем – стрептоцид, сульфидин, которые в громадных количествах доставлялись на фронт. Тысячи раненых обязаны жизнью сульфамидам.

Ученица академика Постовского, Зоя Васильевна Пушкарева была не только талантливым ученым, но и активно руководила жизнью факультета, института в целом. После окончания Ленинградского химико-технологического института в 1932 году и аспирантуры она почти 50 лет отдала научно-исследовательской работе и воспитанию молодых химиков: прошла путь от ассистента до заведующей кафедрой декана химико-технологического факультета, проректора по научной работе. С 1949 года Зоя Васильевна Пушкарева долгие годы была председателем Свердловского областного правления общества «Знание».

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Темы новости:
75 лет Победе, Блог, Личное дело, Музей истории и археологии Урала, Наши сотрудники
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений