Личное дело: искусствовед Валерия Зубченко – о работе Эрнста Неизвестного «Рука (пресс-папье)»
С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей и следующей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.
Старший научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного Валерия Зубченко рассказывает об одной из работ Мастера – пресс-папье «Рука», созданном в 1978 году.
Пресс-папье представляет собой любимый образ скульптора. Музею его подарил друг Эрнста Неизвестного и его бывший представитель в России Михаил Петров.
Название этой письменной принадлежности произошло от французского «presse-papiers»: от presser – «нажимать» и papier – «бумага». В наши дни такое приспособление – скорее элемент декора, с помощью которого сохраняют порядок на письменном столе, придавливают бумаги.
В данной работе Мастер изваял свой автограф в бронзе. Эрнст Неизвестный говорил: для того, чтобы показать человека, достаточно изобразить одну лишь человеческую кисть. Он размышлял на эту тему (из книги «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии», Москва, 1992 год):
«Не всякое изображение человеческого тела или его части может быть признано знаком человека.
Голова без туловища не смущает нас.
Рука — тоже человек.
Можно ли дальше урезать тело, не потеряв связи
с общим понятием: «Это — человек»?
Голова отдельно от тела — по-прежнему человек:
И глаз отдельно от головы воспринимается как человеческий:
Рука отдельно от тела — человек.
Даже в пальце отдельно от руки виден человек.
Отпечаток пальца «человека».
Для полиции отпечаток пальца — нечто большее, чем просто знак человека. Это персона. Попробуем дробить дальше. Почему-то изображение фаланги пальца, с которой сделан отпечаток, не воспринимается нами как знак человека. Также как палец в ракурсе не может быть знаком.
Может ли человеческий ноготь быть знаком, как у животных? Ноготь животного является знаком этого животного. У человека не может. Почему? Возможно, потому, что мы его подстригаем, нарушая естественную форму. Впрочем, древние китайские аристократы отращивали ногти, но они не стали знаком. Хотя ногти в китайском искусстве, как и в индийском, являются элементами выразительности. Волосы — часть орнамента во всех художественных культурах, но отдельный волос не превращается в знак. А вот скальп для индейцев — знак человека. Эти примеры можно продолжать. Части тела отделяются от тела и могут жить своей самостоятельной жизнью, вмещая в себя понятие целого тела. Но отделяются только те части, в структуре которых заложен изобразительный знак. Даже в литературе живущие самостоятельной жизнью части тела, такие, как головы, глаза, носы, фаллосы и т. п., — это те элементы тела, которые могут быть изображены графически и стать знаком. Плоть ведь становится осмысленной. В изобразительном искусстве особенно ясна осмысленность вещей и овеществлённость смысла.
Знак и означаемое могут меняться местами».
Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»:
Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»
Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»
Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита
Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей
Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина
Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде
Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»
Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки
Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике
Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны
Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»
Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты
Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках
Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя
Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах
Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»
Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»
Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров»
Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции
Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»
Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше
Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века
Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса»
Археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала