Версия для слабовидящих

Личное дело: искусствовед Валерия Зубченко – о работе Эрнста Неизвестного «Рука (пресс-папье)»

С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей и следующей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.

Старший научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного Валерия Зубченко рассказывает об одной из работ Мастера – пресс-папье «Рука», созданном в 1978 году.

Пресс-папье представляет собой любимый образ скульптора. Музею его подарил друг Эрнста Неизвестного и его бывший представитель в России Михаил Петров.

Название этой письменной принадлежности произошло от французского «presse-papiers»: от presser – «нажимать» и papier – «бумага». В наши дни такое приспособление – скорее элемент декора, с помощью которого сохраняют порядок на письменном столе, придавливают бумаги.

В данной работе Мастер изваял свой автограф в бронзе. Эрнст Неизвестный говорил: для того, чтобы показать человека, достаточно изобразить одну лишь человеческую кисть. Он размышлял на эту тему (из книги «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии», Москва, 1992 год):

«Не всякое изображение человеческого тела или его части может быть признано знаком человека.

Голова без туловища не смущает нас.
Рука — тоже человек.

Можно ли дальше урезать тело, не потеряв связи
с общим понятием: «Это — человек»?

Голова отдельно от тела — по-прежнему человек:

И глаз отдельно от головы воспринимается как человеческий:

Рука отдельно от тела — человек.

Даже в пальце отдельно от руки виден человек.

Отпечаток пальца «человека».

Для полиции отпечаток пальца — нечто большее, чем просто знак человека. Это персона. Попробуем дробить дальше. Почему-то изображение фаланги пальца, с которой сделан отпечаток, не воспринимается нами как знак человека. Также как палец в ракурсе не может быть знаком.

Может ли человеческий ноготь быть знаком, как у животных? Ноготь животного является знаком этого животного. У человека не может. Почему? Возможно, потому, что мы его подстригаем, нарушая естественную форму. Впрочем, древние китайские аристократы отращивали ногти, но они не стали знаком. Хотя ногти в китайском искусстве, как и в индийском, являются элементами выразительности. Волосы — часть орнамента во всех художественных культурах, но отдельный волос не превращается в знак. А вот скальп для индейцев — знак человека. Эти примеры можно продолжать. Части тела отделяются от тела и могут жить своей самостоятельной жизнью, вмещая в себя понятие целого тела. Но отделяются только те части, в структуре которых заложен изобразительный знак. Даже в литературе живущие самостоятельной жизнью части тела, такие, как головы, глаза, носы, фаллосы и т. п., — это те элементы тела, которые могут быть изображены графически и стать знаком. Плоть ведь становится осмысленной. В изобразительном искусстве особенно ясна осмысленность вещей и овеществлённость смысла.

Знак и означаемое могут меняться местами».

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

Историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска

Историк Елена Ваулина – о древнеегипетских ожерелье и статуэтке

Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»

Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты

Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках

Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя

Орнитолог Алексей Гурин – об обыкновенной пищухе

Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах 

Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»

Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров» 

Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции

Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»

Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше

Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о наборе спичечных этикеток «30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне»

Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса» 

Историк Екатерина Кушниренко – о скульптурных портретах Николая II, членов царской семьи и их приближенных

Археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала

Заведующая «Домом Агафуровых» Лариса Коновалова – о медном тазе для варенья и дореволюционных рецептах

Темы новости:
Блог, Личное дело, Наши сотрудники, Художественный музей Эрнста Неизвестного