Версия для слабовидящих

Личное дело: археолог Светлана Савченко – о таинственных древних каменных дисках Урала

С конца марта по 21 июля коллектив Свердловского областного краеведческого музея работал удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников музеев рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают. Коллеги представили столько познавательных рассказов, что несколько заключительных материалов мы публикуем на текущей и следующей неделе, когда коллектив Свердловского областного краеведческого музея в полном составе вышел на рабочие места и готовит наши площадки к приему первых посетителей.

Главный научный сотрудник Отдела древней истории народов Урала Светлана Николаевна Савченко рассказывает о таинственных каменных дисках из фондов Свердловского областного краеведческого музея, которые, возможно, служили древним людям сакральными календарями.

К необычным интереснейшим уральским древностям относятся крупные каменные овальные диски-навершия. Сейчас на Урале их известно четыре. Три диска хранятся в нашем музее, один – в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Первый из них с гравированным орнаментом на плоскостях (рисунок 1: 1) найден в окрестностях Екатеринбурга на поселении Палатки II в жилище эпохи поздней бронзы, второй – с гравированными линейными изображениями – происходит с поселения Шайдуриха 33 на берегу Аятского озера (рисунок 1: 3), где представлены находки мезолита, неолита, энеолита и единичные предметы эпохи бронзы. Отличие этого диска – заостренный край вместо широкой боковой грани. Таким край стал из-за переоформления предмета, через какое-то, возможно продолжительное, время. Третий диск обнаружили случайно у поселка Антоновский южнее города Нижнего Тагила. Археологического памятника здесь нет, что затрудняет его датировку. На одной плоскости диска процарапаны две антропозооморфные фигуры, на другой – геометрический орнамент (рисунок 1: 2). То, что один диск найден в жилище бронзового века, а рядом с другим обнаружены фрагменты сосуда эпохи бронзы, позволило предположительно отнести такие диски к эпохе раннего металла.

Однако летом 2017 года экспедиция Свердловского областного краеведческого музея и Института археологии РАН на стоянке Береговая II на Горбуновском торфянике нашла четвертый овальный диск-навершие (рисунок 2), который существенно удревняет время их появления на Урале. Диск происходит из III культурного слоя, датируемого поздним мезолитом (концом среднего каменного века) 9500 – 8750 лет тому назад. Одна его сторона выполнена в виде лица человека с выступающим подтреугольным носом. Остальные детали гравированы. От переносицы вверх под углом отходят короткие двойные отрезки (брови?). Интересно отметить, что под «бровями» видны небольшие неровности, напоминающие маленькие круглые глаза или зрачки, которые на самом деле являются включениями природных крупных зерен пироксена. От крыльев носа поперек щек идут прямые двойные линии (усы?). На нижней половине – две расходящиеся под углом идущие вниз от отверстия двойные прямые линии, между ними на нижнем крае 27 частых коротких отрезков (борода?). Выше гравированы пересекающиеся линии. Если линии поперек щек и короткие отрезки внизу трактовать как изображение усов и бороды, тогда сквозное отверстие в центре диска воспринимается как открытый рот.

Нужно отметить, что изображенный мужчина имеет густую бороду, не характерную для представителей угорских народов – коренного населения Урала. Элементы личины на диске находят параллели в деталях лица Большого Шигирского идола, датируемого более ранним временем – началом мезолита более 11 000 лет назад. Это открытый округлый рот, показанный на лице идола в виде глухого отверстия, а также линии, идущие от носа поперек щек. Когда-то мы предположили, что эти линии на лице Шигирского идола напоминают ритуальные шрамы, наносимые, по данным этнографии, во время обрядов инициации. На оборотной стороне диска гравированными линиями изображен косой крест, идущий через отверстие.

Анализ поверхности показал, что нос-выступ вырезан по контуру каменным резцом, следы его сохранились по бокам и у основания носа. Вся поверхность, включая боковую грань и нос, отшлифована грубозернистым абразивом. Отверстие пробито пикетажем с двух сторон, стенки его выровнены резцом косыми срезами. В средней части отверстия сохранилось ребро, сглаженное деревянным древком при насаживании диска. Гравировки сделаны кремневым резчиком с узкой рабочей кромкой до 0,5 миллиметров. В заключение поверхность диска была заполирована твердым материалом растительного происхождения (дерево? папоротник?).

Все уральские диски-навершия сделаны из тальк-хлоритовых горных пород серого или зеленовато-серого цвета. Сходна техника их изготовления: поверхность отшлифована, отверстие пробито пикетажем. Особенно важно отметить наличие общего элемента изображений – большого косого креста, идущего через отверстие. На дисках с поселений Палатки II и Шайдуриха 33 косой крест изображен на обеих плоскостях; на диске со стоянки Береговая II – на оборотной стороне; на антоновском диске он показан на плоскости с линейным орнаментом в виде четырех двойных коротких линий, отходящих от отверстия.

Каменные диски с отверстиями, определяемые как навершия булав, утяжелители, части мотыг распространены достаточно широко как во времени, так и в пространстве, начиная с мезолита. Однако все они отличаются от уральских. Единственная аналогия, которую нам удалось отыскать за пределами Урала, происходит с Кольского полуострова. Плоско-выпуклый округлый каменный диск с изображением окружностей и креста, который автор находки связывает с комплексом раннего железного века.

Исследователи предполагают, что овальные диски являлись дисками-календарями, служившими для определения начала промысловых сезонов, фиксации астрономических явлений, счета времени. Они могли использоваться при выполнении ритуалов, обрядов, связанных с сезонно-хозяйственными циклами. В пользу такого их применения могут говорить изображения крестов. Крест, крест в круге – один из древнейших небесных и календарных символов, отражающих фазы движения солнца. Наблюдения за небесными светилами имели большое значение при составлении календарей. Диски насаживали на деревянный стержень и при необходимости, при проведении подсчетов, могли переворачиваться. Возможно, они были атрибутами сакрального лица, обладавшего специальными знаниями для выполнения соответствующих вычислений и ритуалов.

Элементами счета могли служить насечки на ребрах боковой грани аятского и антоновского дисков или многочисленные насечки-отростки в орнаменте диска с поселения Палатки II. Однако на наиболее раннем диске со стоянки Береговая II вероятные элементы счета малочисленны. К ним предположительно можно отнести лишь две группы из четырех коротких отрезков по бокам и «бороду» из 27 отрезков на на лицевой стороне диска. Возможно, назначение диска с Горбуновского торфяника было другим. В любом случае сакральное значение этих уникальных предметов не вызывает сомнения. Находка диска-навершия в четких стратиграфических условиях в слое позднего мезолита Береговой II стоянки и сходство отдельных деталей личины на диске с деталями лица Большого Шигирского идола доказывают гораздо более раннее их появление на Урале. В последние годы появляется все больше данных о том, что ряд культовых предметов и традиций в изобразительном искусстве, возникнув на Урале еще в мезолите – среднем каменном веке, продолжают существовать здесь на протяжении тысячелетий, иногда вплоть до железного века.

При подготовке статьи использована следующая литература:

1. Анпилогов А. В. Каменное навершие со стоянки Ловозеро V на Кольском полуострове // Советская археология. 1979. № 2. С. 245–246.
2. Герасименко А. А. Древний календарь и календарная мифология населения Среднего Зауралья (опыт интерпретации одной находки) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004. С. 83–90.
3. Панина С. Н. Итоги полевых исследований Свердловского областного краеведческого музея (1977 – 1997) // III Берсовские чтения. Екатеринбург, 1999. С. 20–29.
4. Савченко С. Н., Жилин М. Г. Новая находка каменного диска-навершия (к вопросу о перфорированных каменных дисках в Среднем Зауралье) // Российская археология. 2016. № 3. С. 136–151.
5. Савченко С. Н., Жилин М. Г. Каменный диск-навершие из позднемезолитического слоя стоянки Береговая II в Среднем Зауралье // Краткие сообщения Института археологии (КСИА). М., 2020 (в печати).

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

Историк Екатерина Кушниренко – о музыкальном синтезаторе «Поливокс»

Историк Любовь Давыдова – о настенных часах фирмы Филипп Хаас

Историк Татьяна Бахарева – об уральских бураках

Историк Любовь Козырева – о витражном окне в Доме купцов Агафуровых

Искусствовед Мария Медведева – о мебели в стиле неоренессанс

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о коллекции спичечных этикеток Владимира Козлова

Историк Любовь Давыдова – о каминных часах из Туринска

Историк Елена Ваулина – о древнеегипетских ожерелье и статуэтке

Историк Алексей Федотов – о китайских народных картинах «няньхуа»

Историк Татьяна Бахарева – о предметах, плетеных из бересты

Искусствовед Мария Медведева – об уральских сундуках

Историк Екатерина Кушниренко – об агитационном плакате эпохи строительства домен Магнитостроя

Орнитолог Алексей Гурин – об обыкновенной пищухе

Искусствовед Галина Манжола – об Агафуровских дачах 

Историк Александр Мальцев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Сатир»

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о серии спичечных этикеток «Города-герои»

Историк Любовь Козырева – о пластинке «Марш Агафуров» 

Археолог Светлана Савченко – об уникальных кинжалах Шигирской коллекции

Историк Лев Фадеев – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Бертран де Борн»

Орнитолог Алексей Гурин – о скрытной кукше

Археолог Светлана Савченко – о рыболовных орудиях каменного века

Заведующая Музеем природы Елена Скурыхина – о наборе спичечных этикеток «30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне»

Культуролог Полина Губкина – о скульптуре Эрнста Неизвестного «Кентавресса» 

Историк Екатерина Кушниренко – о скульптурных портретах Николая II, членов царской семьи и их приближенных

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музей истории и археологии Урала, Наши сотрудники