Версия для слабовидящих

Личное дело: археолог Светлана Панина – об идоле в виде «человека-совы»

С конца марта по 25 мая коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Главный научный сотрудник Отдела древней истории народов Урала Светлана Николаевна Панина рассказывает о каменной скульптуре – стилизованном изображении человека-совы из экспозиции Музея истории и археологии Урала.

Эта скульптура – один из самых интересных экспонатов в экспозиции «Древняя история народов Урала». Скульптура изготовлена из талькохлорита (резьба, пиление, обтеска) в виде трапециевидного, сужающего книзу бруска. Боковые грани фигуры хорошо обтесаны и имеют глубокие борозды-выемки. Количество выемок неодинаково: на левой боковой грани их две, на правой – одна. Они неоднородны, две слева имеют следы неоднократного использования. Третья – справа – прямая и ровная, края выемки не стерты. На торце в верхней части бруска вытесана человеческая голова с круглым лбом, резко очерченными надбровьями, глубокими глазными впадинами без обозначения глаз и массивным клювовидным носом. Лицо в фас ассиметрично, левая сторона значительно меньше. С торцовых граней идол орнаментирован резными перекрещивающимися линиями, края торцов покрыты нарезками.

Скульптура в древности была сломана (отбита нижняя треть идола). Найдена она при раскопках поселка аятской культуры на памятнике Палатки II в ходе археологической экспедиции Свердловского областного краеведческого музея 1980 года. Скульптура находилась в жилище, погибшем от пожара, в центре у очага. Датируется эпохой энеолита (III тыс. до н.э.). Прямоугольные бруски из талькохлорита и других пород камня, с одним продольным желобком, были найдены в окрестностях Палкино и на поселении Верхняя Макуша, но скульптурных изображений на торцевых гранях у них не обнаружено.

Прямых аналогий скульптурному портрету человека с совиным клювом не найдено. Образ совы, в ранние эпохи, известен в пещерной живописи (пещеры Портель и Труа Фрер во Франции), но встречается редко. В наскальных рисунках Урала пока неизвестен. Сова появляется в медной пластике раннего железного века иткульской культуры (VII – III вв. до н. э.). Широкое распространение изображение антропоморфного существа с совой над головой (тотем) получило в культовой металлической пластике Сибири с раннего железного века.

При подготовке статьи использована литература:

  1. С. Н. Панина. Палатки II – поселение аятской культуры на р. Исеть // Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. ВАУ 19. Свердловск, 1988. С. 25.
  2. С. В. Студзицкая. Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 318.

Познакомьтесь с другими рассказами из цикла «Личное дело»: 

Историк Константин Аникин – о сабле «Фрегат «Светлана»

Историк Николай Неуймин – о картине «Дом Ипатьева»

Археолог Анна Мосунова – о погребениях эпохи энеолита

Историк Елена Третьякова – о материалах секции бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей

Историк Любовь Двинских – о погонах и других вещах космонавта Юрия Гагарина

Историк Ольга Махонина – об уральской медной посуде

Историк Екатерина Кушниренко – о фотокопии картины «Передача Романовых Уралсовету»

Археолог Светлана Панина – о навершии на жезл в виде головы белки

Историк Елена Ваулина – о древнегреческой пелике

Историк Николай Неуймин – о портрете из кабинета императрицы Марии Федоровны

Историк Алексей Федотов – о «дьявольских шарах» из кости

Историк Ольга Махонина – о банке старателя

Историк Екатерина Кушниренко – о натюрморте архитектора Вениамина Соколова

Археолог Светлана Савченко – о стрелах-птицах

Историк Елена Третьякова – о сувенирной кукле из Венгрии

Историк Эльвира Мамедова – о сахарной голове из Антониновского клада

Историк Алексей Федотов – о японских нэцке

Историк Екатерина Кушниренко – о компасе из семьи архитектора Вениамина Соколова

Историк Любовь Козырева – о чайницах фирмы «Братья Агафуровы»

Историк Ольга Махонина – об автомобиле изобретателя Дмитрия Петунина

Историк Ирина Родина – о ступе из агата для размола медпрепаратов

Историк Елена Третьякова – о письмах с фронта для актрисы Марии Викс

Историк Римма Мусихина – о фотографии начальника полярной станции Анатолия Шаршавина

Историк Любовь Давыдова – об элитных напольных часах

Археолог Светлана Савченко – о древних веслах Урала

Историк Екатерина Кушниренко – о белобородовских банкнотах

Историк Борис Кошелев – о граммофоне и пластинках братьев Пате

Темы новости:
Блог, Личное дело, Музей истории и археологии Урала, Наши сотрудники
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений