Версия для слабовидящих

К Дню Победы. Дважды «убитый». Великая Отечественная война в творческой судьбе Эрнста Неизвестного

В честь 75-летия Победы ведущий научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного Лев Фадеев рассказал о горьком фронтовом опыте уральца, всемирно знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного и отражении глубоких военных переживаний в его искусстве и философии.

Война в Жизни

Эрнст Иосифович Неизвестный (1925–2016) учился военному делу и сражался на западных фронтах с 1942 по 1945 годы. Чтобы попасть на обучение, а затем и в действующую советскую армию, ему пришлось приписать себе один год. Война и пережитая в госпитале клиническая смерть изменили судьбу в будущем всемирно известного скульптора. Как говорил сам художник, они дали ему «первоначальный опыт», позволивший определить пути в искусстве, приведшие, однако, к новой личной трагедии.

Военная биография Неизвестного началась в Туркменистане, с обучения в одном из самых суровых училищ страны – Кушкинском пулеметном. Затем были сражения на нескольких украинских фронтах. Молодой художник становится младшим лейтенантом и командиром стрелкового взвода 260-го гвардейского стрелкового полка. Командовать, впрочем, по воспоминаниям Мастера, приходилось усталыми, изможденными и уже немолодыми солдатами, которым Неизвестный при первой же встрече отдал свою плащ-палатку. А вскоре совершил подвиг.

28 апреля 1945 года в боях западнее Рюккендорфа необходимо было захватить контрольного пленного. Эрнст поднялся в атаку и повел за собой бойцов, ворвался в траншею и уничтожил, по данным архивных источников, 16 немецких солдат, целую пулеметную точку. Пленный был взят, а Неизвестный оказался тяжело ранен. Немецкие пули добрались до позвоночника. За этот бой младший лейтенант был награжден орденом Красной Звезды, в 1947 году он получит еще медаль «За отвагу». Позже, в 1964 году, Андрей Вознесенский напишет стихотворение, посвященное скульптору, в котором, в частности, есть строки: «Но взводик твой землю ест. Он доблестно недвижим. Лейтенант Неизвестный Эрнст идет наступать один!». Далее в стихотворении сама Жизнь обращается к раненому: «Эрик, живые нужны живым. Качнется сирень по скверам уж не тебе – им…».

Врачи не надеялись, что молодой художник выживет. По одной из легенд, его уже посчитали умершим и начали спускать тело в морг, однако по неосторожности уронили, гипс раскололся, Неизвестный почувствовал страшную боль и пришел в себя. Опыт, связанный с болью и стойкостью, стал основой его искусства.

Война в Творчестве

Вернувшись домой, в Свердловск, а затем, выучившись в Москве на скульптора, Эрнст Неизвестный с середины 1950-х годов начинает самостоятельно работать в столице. Карьера складывается неоднозначно. Заказов немного, хотя случаются победы на конкурсах: так, проект художника на конкурсе монументов, посвященных Великой Отечественной войне, был признан лучшим, но результаты отменили и стелу Неизвестного, пронзающую фигуру солдата, так и не поставили. Идеи художника во многом не соответствовали эстетическим ценностям официального искусства, однако начал возникать интерес со стороны международной общественности.

Оригинальность стиля скульптора заключалась в том, что он создавал не изображения реальных предметов или людей, а произведения-символы, причем отнюдь не пафосно-патриотические. Так, война для художника, как он сам говорил, никогда не представлялась возвышенным и торжественно-героическим событием, а воплощала в себе, прежде всего, трагедию. «Я воспринимал войну не как парад победы, а как трагическое, противоречивое и противоестественное человеку явление», – пишет художник в одном из своих автобиографических текстов.

Драматичны по своей сути бронзовые скульптуры «Шаг» (1961) и «Раненый солдат» (1962) из серии «Война – это…». Первая изображает распухшие от усталости и боли гипертрофированные ноги – человек, фигуру которого мы не видим, пытается сделать очередной шаг, который, возможно, спасет ему жизнь. Вторая показывает нам солдата, получившего сквозное ранение, но борющегося за жизнь, пытающегося подняться, в метафорическом смысле – преодолеть ту пустоту, которую оставляет в душе человека война. Этот солдат воплощает в себе и самого Неизвестного, и любого другого фронтовика, личность, искалеченную насилием.

Позднее художник использует образ раненого солдата в своем скульптурном триптихе «Гигантомахия» (1962–1977), сюжет которого символизирует не классическую борьбу гигантов и богов, а борьбу человека с металлом и технологиями (новыми богами ХХ века).

Отсюда другая идея, связанная с войной, – опасность технологий, способных уничтожить человечество. В более ранней работе «Ядерный взрыв» (1957) скульптор демонстрирует угрозу атомной войны – рука в ней разрушает маску, лицо человека, что визуально напоминает одновременно и ядерный гриб, и призыв о помощи. Прочтений здесь может быть много. Одна из идей в том, что все в руках человека и от принимаемых решений зависит дальнейший путь развития цивилизации.

Творчество Неизвестного отображает мир без иллюзий и наивного оптимизма, зачастую брутально, однако в широком пространстве возможностей его трансформации. Подобная метафоричность не вписывалась в каноны господствовавшего в искусстве СССР социалистического реализма. На выставке в Манеже 1 декабря 1962 года, где экспонировались, в частности, работы «Шаг», «Раненый солдат» и «Ядерный взрыв» скульптор и его друзья-художники раскритиковал глава государства Никита Хрущёв, что ознаменовало вторую «смерть» Мастера – социальную. Сократились и без того немногочисленные заказы, Неизвестный в Союзе стал персоной non grata.

Личные трагедии, как ранение на войне, так и конфликт с Хрущёвым, стали для скульптора переломными моментами в судьбе, своего рода дилеммами: выжить или погибнуть, приспособиться или остаться собой. Ранение дало импульс для поиска собственных сюжетов в искусстве, а история в Манеже открыла пути дальнейшей самореализации, которые Мастер нашел в эмиграции: он покинул СССР в 1976 году.

В эмиграционный период и после распада СССР образы войны, смерти, боли и страдания  Неизвестный воплощает в более широких концепциях памяти. Так, монументы «Маски скорби» в Екатеринбурге и Магадане, посвященные жертвам политических репрессий, говорят нам о ценности человеческой жизни и необходимости предотвращения антропологических катастроф в будущем.

В мае 2019 года состоялась премьера документального фильма «Война Эрнста Неизвестного». Фильм создали сотрудники Художественного музея Эрнста Неизвестного. В нем звучат фронтовые стихи Мастера и стихотворение Андрея Вознесенского «Лейтенант Неизвестный Эрнст», можно увидеть его наградной лист и скульптуры из серии «Война – это…», созданной в 1950-е.

Познакомьтесь с другими материалами музея к 75-летию Победы!

Темы новости:
75 лет Победе, Блог, Наши сотрудники, Художественный музей Эрнста Неизвестного
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений