#БезДистанции: гармонь-участница трех войн из Асбеста

Гармонь Н. Т. Лескина. Асбестовский исторический музей

Никифор Тимофеевич Лескин – участник трех войн. Он родился в 1914 году в Сухоложском районе Свердловской области. В 1936 году его призвали в армию, в 181 артиллерийский полк, где Никифор Тимофеевич служил сперва курсантом, а затем командиром орудия (до 1939 года). В январе 1940 года сержанта запаса Лескина снова призвали на службу. Он участвовал в боях с белофиннами в составе 61 отдельного мотомеханизированного батальона, был командиром мотоотряда. В августе 1940-го вернулся с Финской войны.

С августа 1941 года Никифор Лескин воевал в составе 2014 зенитно-артиллерийского полка, командиром орудия. Великая Отечественная война для него закончилась 9 мая 1945 года. Но 9 августа 2014 зенитно-артиллерийский полк перебросили в Японию, и для Никифора Тимофеевича началась третья война – с японцами… Он вернулся домой только в мае 1946-го. Получил награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны II степени», медали «За Оборону Москвы», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».

Во всех войнах с ним была неразлучна боевая подруга – гармонь, которая сохранилась до наших дней. Сам Никифор Тимофеевич дожил до 79 лет и умер в День Победы, 9 мая 1993 года.

#БезДистанции: фото улицы Уральской в Асбесте

Фотографии улицы Уральской. Асбестовский исторический музей

Уральская в городе Асбесте – одна из самых красивых улиц, на которой расположены исторические здания, культурные и административные учреждения. Она была любимым местом прогулок генерального директора комбината «Ураласбест» А. А. Королева и Л. М. Кагановича, недолгое время жившего в Асбесте. Жителям города и сегодня нравится прогуливаться по улице, а туристы непременно хотят увидеть Дворец культуры и скульптуры авторства Эрнста Неизвестного.

Великая Отечественная война наложила на город тяжелый отпечаток. Лучшие городские здания в годы войны перестроили под заводские цехи. После окончания войны Асбест задыхался от перенаселенности и отсутствия надежного коммунального хозяйства.

В 1952 году городской Совет депутатов трудящихся утвердил первый послевоенный план развития Асбеста. Участь старого Асбеста была решена: гигантский асбестовый карьер поглотил старые улицы и подступил близко к городским кварталам.

Новая центральная часть города приходилась на улицу Уральскую, где уже в начале 1950-х годов силами военнопленнных начали возводить многоэтажные жилые дома и Дворец культуры. Поначалу их обнесли единым забором с колючей проволокой.

При строительстве Дворца культуры рядом разбили небольшой парк. В центре парка располагался фонтан, по периметру – пешеходные дорожки, множество клумб с цветами и скамейки.

К украшению здания Дворца культуры привлекли свердловских художников и скульпторов. Они сумели придать дворцу, построенному по типовому проекту, неповторимый облик. Перед фасадом дворца установили статуи муз, покровительниц науки и искусства. Авторы скульптур – коллектив молодых скульпторов, в том числе и знаменитый в будущем Эрнст Неизвестный.

До середины 1970-х годов улица Уральская служила деловым, культурным и официальным центром города. Даже сегодня центральная аллея с пешеходной дорожкой выгодно отличает ее от остальных улиц города. В центральный сквер удачно вписался памятник первооткрывателю Баженовского месторождения А. П. Ладыженскому.

В фокусе. Статуэтка Бодхисаттвы Майтрея

Бодхисаттва Майтрея. Статуэтка. Китай. XIX век

Материалы: бронза, литье, краска; атрибуты утеряны

Майтрея в буддийской философии является одновременно бодхисаттвой (существом, стремящимся к пробуждению) и Буддой будущего.

Согласно одному из ранних текстов традиции, Будда Шакьямуни посетил Майтрею на небесах Тушита и, возложив на голову собственный венец бодхисаттвы, поручил прийти на землю в качестве своего преемника. Среди явлений, которые должны предвещать появление Майтреи, перечисляют прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

В иконографии греко-буддийского искусства Гандхары, в первые века нашей эры, Майтрея был самым популярным персонажем наряду с Буддой Гаутамой. Широко распространился его культ в Китае и Японии. Это единственный бодхисаттва, который почитается всеми направлениями буддизма.

Майтрея изображен в одежде бодхисаттвы, сидящим «по-европейски», со спущенными с пьедестала ногами. Эта поза означает скорый приход в мир. Руки сложены на уровне груди в жесте «поворот колеса буддийского учения». Свойственные иконографическому образу атрибуты – сосуд с носиком (кундика) и колесо учения Будды (дхармачакра) – утеряны, как это часто бывает с дошедшими до наших дней буддийскими статуэтками. На прическе и короне Майтреи сохранилась краска. Изящно проработаны пальцы рук и ног с украшениями.

Статуэтку можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год).

Автор видео – Никита Михненко

#3 Предметные истории. Башкирская посуда для кумыса

Деревянные ковши для кумыса. Начало XX века

Из экспозиции «На одной земле, под одним небом»
Музей истории и археологии Урала

Главный научный сотрудник Елена Белякова рассказывает, в каких сосудах башкиры хранили кумыс, какой резьбой украшали деревянные ковшики для разливания национального напитка и как виртуозно вырезали цепи из цельного куска дерева.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#БезДистанции: «колодки» из Сысерти

Колодки. Сысертский краеведческий музей

Для каждой ситуации – для работы в горячем цеху, на покосе, для похода в церковь и для народного гуляния – уральцы использовали разную обувь. Она отличалась и от сезона, и от уклада жизни людей.

Большинство жителей поселка Сысертский Завод работали на железоделательном заводе и рудниках. Специальная, защитная рабочая обувь – «колодка» – берегла ноги от искр и воды. Подошву-«колодку» делали из дерева, прибивали к ним кольца или ремешки, чтобы удобно закрепить на обуви.

Виртуальная выставка детского творчества «Уральская природа и человек в древности»

Итоговая выставка ежегодного конкурса детского творчества «Уральская природа и человек в древности», который проводит Музей истории и археологии Урала.

  1. Постоянные конкурсанты – участники студии «Эдельвейс» – впервые подготовили книжку-раскладушку на тему древнего гончарства. У каждой картины есть свой автор, их объединяют сюжет и короткие двустишия.
  2. Серия работ археологического отряда школьников под руководством О. В. и Н. А. Непомнящих (город Полевской)
  3. Работы учащихся Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» (город Екатеринбург)
  4. Работы клуба «Орфей»
  5. Работы дизайн-студии «Платформа»
  6. Наш любимый Шигирский идол в новой оригинальной работе «Случайная находка»

Координатор конкурса – Александра Павловна Косинцева, старший научный сотрудник, контактный телефон: +7-922-225-31-64

#2 Предметные истории. Мансийская рубаха

Манси. Женская рубаха 

Из экспозиции «На одной земле, под одним небом»
Музей истории и археологии Урала

Главный научный сотрудник Елена Белякова рассказывает, кто в семье манси занимался ткачеством, из какого необычного материала манси создавали одежду, как она служила оберегом и как выглядит традиционная вышивка бисером.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#БезДистанции: терменвокс из Алапаевска

Терменвокс системы Ковальского. Дом-музей П. И. Чайковского, Алапаевск

«…То, что я слышал в Гранд-опера, незабываемо. Бывали моменты, когда весь огромный зал со всеми своими ярусами стихийно испускал возгласы изумления и восторга, и в общем гуле я слышал и свой голос, который также стихийно вырывался из моей груди… До сих пор в моих ушах звучат отдельные напевы извлеченной человеком из воздуха величественной симфонии мира».

Так Константин Иолиевич Ковальский описывал парижское выступление изобретателя первого в мире электронного музыкального инструмента Л. С. Термена в конце 1920-х годов.

Терменвокс – электронный музыкальный инструмент, на котором музыкант играет, не прикасаясь к нему, лишь изменяя расстояние между руками и антеннами инструмента. Терменвокс как будто «подчиняется» изящным движениям рук человека. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная — за изменение громкости звука.

Одним из учеников и последователей Термена был Константин Иолиевич Ковальский. Терменвокс системы Ковальского отличается от оригинала. Иногда его называют «одноручным терменвоксом». Высоту звука регулирует правая рука, а левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора. Громкость звучания регулируется педалью, поэтому исполнитель на терменвоксе системы Ковальского играет сидя.

На терменвоксе очень эффектно звучат классические, эстрадные, джазовые музыкальные произведения. Терменвоксу подвластны любые звуковые эффекты: пение птиц, голос моря и его обитателей, звуки Вселенной… Терменвокс системы Ковальского получил популярность в середине XX века и стал частым гостем в советском кино.  Композиции для терменвокса можно услышать в картинах «На семи ветрах» (1962) и «Большое космическое путешествие» (1975). В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) звук этого инструмента применили как звуковой эффект, сопровождавший работу машины времени. В фильме «Человек-амфибия» (1961) Ихтиандр, роль которого великолепно исполнил Владимир Коренев, отправлялся в морские пучины под аккомпанемент терменвокса.

На терменвоксе играет Константин Ковальский (съемка 1960-х годов, Москва).

Предлагаем также послушать фрагмент концерта лауреата Всероссийских и международных конкурсов, члена Союза композиторов, Ассоциации электроакустической музыки России Олеси Ростовской. Концерт проходил в зале Российского национального музея музыки.   

 

 

Виртуальная выставка: «Непобежденные»

В Свердловском областном краеведческом музее в конце 1950-х – начале 1970-х годов активно работала секция бывших военнопленных и узников фашистских концлагерей.  Как результат этой работы, в научном архиве музея сохранились воспоминания узников, а в фонды музея передали фотографии, личные вещи и экспонаты из музея «Освенцим».

Узнать больше о секции бывших военнопленных и узников концлагерей вы можете в статье сотрудников сектора музейной педагогики Е. А. Третьяковой и Е. О. Ваулиной.

Выставка работала с 1 февраля по 6 апреля 2020 года в фойе Музея истории и археологии Урала, а сейчас доступна в виртуальном формате.

Персональная выставка Нины Варфоломеевой

8 апреля – 5 июня 2020 года 

Нина Ивановна Варфоломеева родилась в деревне Александровка Березовского района Красноярского края. В крестьянской семье было тринадцать детей, Нина Ивановна – старшая. С  12 лет она трудилась в колхозе. В 1951 году Нина Варфоломеева переехала в город Асбест, где до выхода на пенсию работала маляром.

Лишь выхода на пенсию Нина Ивановна сменила кисть маляра на кисть живописца. Начала с копий картин русских художников. Все работы делала на небольших листах бумаги акварелью и гуашью. Они посвящены детским воспоминаниям: вечер в деревенской избе, сельский праздник, поездка в лес за дровами, пасущееся стадо, всадники. У художницы была прекрасная зрительная память, благодаря которой она восстанавливала многие детали прошлого. Произведения Нины Ивановны можно рассматривать как документальные свидетельства ушедшего быта.

С 1976 года ее работы выставляются в Асбесте, Свердловске, Москве. Ее имя вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в 1984 году и переведенную на многие языки мира. Работы Варфоломеевой экспонировались на Международной выставке «Инсита», которая проходила в 1994 году в Будапеште, во Дворце Эстерхази при поддержке ЮНЕСКО. От России на «Инсите» выступали 30 художников нескольких поколений, среди них – Н. И. Варфоломеева.

Лучшие работы Нины Варфоломеевой полны внутренней значимости, правдивы, проникновенны, искренни. Это подлинная хроника крестьянской жизни России.

В фокусе. Статуэтка божества Ваджрадака

Ваджрадака. Статуэтка. Китай. Конец XVIII века

Материалы: темный металл, краска

Ваджрадака – гневное божество огненных ритуалов очищения (огненной пуджи) северного буддизма. Подобными ритуалами монахи этой традиции завершали периоды затворничества или длительной медитации. Ваджрадака изображен сидящим на однолепестковом лотосовом троне, со скрещенными ногами. В руках, перекрещенных на уровне груди, он держит ваджру и колокольчик. Эти ритуальные предметы несут в себе большую символическую нагрузку: например, символизируют метод и мудрость.

Голова Ваджрадаки откинута назад, открытый рот «скалится в пространство». Борода, судя по всему, состоит из огненных завитков (это свойственно буддийской иконографии), покрыта красной краской. Ей же раскрашена корона из пяти черепов и огненные волосы, собранные на макушке в пучок в виде ваджры.

Украшения – дискообразные серьги, ожерелья и браслеты – также отмечены красной и зеленой краской. На коленях и спине божества видна шкура тигра, в которую он одет.

Статуэтку можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год), а теперь она, как и предыдущие предметы, опубликованные в рубрике «В фокусе», после реставрации в музейных мастерских готовится к путешествию на выставку «Магия Востока» в Елабуге.

Автор видео – Никита Михненко

#1 Предметные истории. Мансийский чум

Чум (стилизованная модель)

Из экспозиции «На одной земле, под одним небом»
Музей истории и археологии Урала

Чум — традиционное жилище народа манси. Главный научный сотрудник Елена Николаевна Белякова рассказывает, чем занимались уральские манси, как строили и перевозили чум, чем различались летний и зимний варианты чума, как манси использовали рыбий жир и из чего делали посуду.

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!